В настоящее время методическая мысль достигла такого уровня развития, когда позитивные вопросы преподавания РКИ решаются не столько за счет открытия новых методов и приемов, сколько за счет совершенствования процесса обучения с опорой на новые, современные тенденции, одной из которых являются инновационные технологии. Такие новшества неизбежны, и они порождены изменениями в современном обществе. В связи с изменившимися условиями жизни и обучения преподаватели должны быть нацелены на новые формы и методы обучения, а вся система обучения в настоящее время претерпевает существенные трансформации. Учащийся тоже стал другим, он владеет современными средствами информации (компьютер, Интернет и пр.), с помощью которых открываются перспективы самостоятельного поиска необходимой им информации.
Новая реальность требует, чтобы мы включали учащихся в процессы открытия получаемых знаний и сознательной самостоятельной отработки необходимых навыков [4, с.118]. На этом этапе необходимо более активно внедрять в процесс обучения и создания учебников новые технологии: личностно-ориентированные, дифференцированные, проектные, обучение в сотрудничестве и т. п. Современные достижения различных наук предоставляют педагогам возможность влиять на процесс овладения учащимися иностранным языком и при этом: ориентироваться на личность учащегося, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы развития; обучение должно осознаваться им (учащимся) как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от него самого, от его усилий по изучению языка, способностью к развитию самостоятельности в принятии решений в процессе его изучения; иметь деятельный, когнитивный, творческий характер; ориентироваться на логику развития личности учащегося, его субъективного внутреннего состояния; стимулировать учащихся к проявлению собственной активности; учитывать прежде всего индивидуальные предпосылки обучения; стимулировать учащихся к использованию индивидуальных стратегий и техник усвоения языка [1, с. 63].
Обычно к основным инновационным технологиям в образовании относят: информационные технологии, позволяющие увеличить эффективность преподавания (технологии, основанные на использовании компьютеров, компьютерные обучающие и контролирующие программы); интернет-ресурсы; информационные методы преподавания, способствующие повышению качества образования; инновационные формы активизации познавательной деятельности студентов и др.
Наибольшее распространение получают инновации, связанные с организацией учебного процесса. Инновационное обучение представляется как один из возможных путей изменения организации работы преподавателя и обучающихся. Инновационное обучение русскому языку как иностранному — процесс познания теории языка и развитие речи, которое обеспечивается особой организацией занятий по изучению языка: способом развития речи, специальными дидактическими средствами. Коммуникативная культура специалиста в области медицины имеет особенности, соответствующие сфере его профессиональной деятельности, она предусматривает как приобретение медицинского знания и умения его использовать, так и умение адекватно применять речевые средства при устном и письменном общении с коллегами и пациентами. Языковые дисциплины направлены на создание комплекса коммуникативных навыков и умений, необходимых для эффективного профессионального и социального роста будущего специалиста.
В своей практической работе со студентами медицинского профиля мы обратились к двум влиятельным тенденциям последнего времени: когнитивной психологии и стратегиям усвоения и запоминания, которые во многом определяют успешность преподавания и обучения учащихся, а также помогают создать технологии отбора и презентации учебного материала оптимального как для каждого учащегося, так и для группы в целом. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности обучаемых у них формируется определенный способ получения, переработки и хранения информации. Из совокупности этих характеристик выводится понятие «когнитивного стиля». Его возникновению способствовало изучение личностных характеристик человеческого познания реальности. Когнитивная психология сосредоточила внимание не на способах учения, а на способах усвоения, а усвоение любого языка, как известно, личностно ориентировано.
Учебные материалы и задания организуются преподавателем таким образом, чтобы активизировать в полной мере речевую и учебно-познавательную деятельность учащихся и задействовать способности, в том числе и творческие, каждого обучаемого в отдельности. Кроме того, обеспечивается необходимая вариативность обучения, опирающаяся на индивидуальные когнитивные стили отдельных учащихся, а имплицитное развитие стратегической компетенции позволяет учащимся с разными когнитивными стилями не просто быстрее адаптироваться к условиям учебной деятельности на неродном языке, но и сделать процесс обучения в целом более успешным и эффективным. Другими словами, необходимо использование преподавателем таких стратегий, при которых обучение идет по единой программе, но подача и усвоение изучаемого материала происходит дифференцированно в зависимости от когнитивных стилей учащихся.
Разработка инновационных заданий с учетом когнитивных стилей учащихся является особо важной частью методической системы, так как основной целью таких заданий является активизация регулярной мыслительной деятельности учащихся на стадии инициации.
При обучении РКИ наши преподаватели используют различные инновационные формы проведения занятий: исследовательская работа учащихся в группах, метод проектов, дискуссии, круглые столы и др. В методической литературе предлагаются различные варианты проектов в области изучения языка. Это могут быть игровые — ролевые проекты (разыгрывание ситуации, драматизация текста), информационные проекты (подготовка сообщения на предложенную тему), издательские проекты (подготовка статьи, реферата), сценарные проекты (подготовка программы внеаудиторного занятия), творческие проекты (перевод текста, сочинение).
Студентам можно предложить организовать презентацию нового медицинского центра. Для этого они должны составить план работы мед. центра (какой это будет мед. центр: профильный или семейный, врачей каких специальностей они пригласят), бизнес-план (где взять деньги, как их зарабатывать), как собираются рекламировать и пр. Вся предварительная работа выполняется студентами самостоятельно, а на занятиях каждая подгруппа (3–5 человек) презентует свой проект, другая подгруппа выступает как экспертная приемная комиссия. В конце урока за «круглым столом» обсуждается концепция медицинского центра, в которой соединяются лучшие идеи проектов.
Еще один из вариантов: обучение в сотрудничестве «Learning together» (учимся вместе), разработанный Д. Джонсон, Р. Джонсон. Студенты делятся на группы по 3–4 чел. Каждая группа получает задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работают все учащиеся. Группа готовит свою часть задания. Группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, задавая друг другу вопросы.
В группе для собственно учебной работы материал делится на части таким образом, что каждая подгруппа выполняет свое задание, но полная информация (текст, письмо, интервью) получается при условии объединения полученной информации от всех подгрупп. Необходимо обратить внимание учащихся, что для выполнения контрольного теста нужно будет объединение общих усилий (нужно знать хорошо не только свою подтему, но и микротемы, представляемые другими подгруппами). Таким образом, для получения результата необходима работа каждой группы (единая нацеленность на результат). Например, тема «Внутренние органы» делится на такие подтемы: органы и системы органов, полости организма, бронхи и легкие, сердце, желудок, поджелудочная железа, почки, внутренние мужские органы, внутренние женские органы; студенты каждой подгруппы совместно готовят презентацию своей микротемы. При подготовке презентации своей подтемы студенты делят между собой роли организатора, генератора идей, оформителя, переводчика, критика и т. д. Затем студенты встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Понятно, что полностью внутренние органы человека можно себе представить, если объединить все эти сообщения в одно. В процессе презентации студенты других подгрупп могут задавать уточняющие вопросы, вопросы по содержанию. После презентации подгруппы могут задать вопросы другим подгруппам с целью выяснить, насколько представленная информация была понята и усвоена всеми.
Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Шаран, Университет Тель-Авива). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого учащегося. На основе заданий, выполненных каждым учащимся, составляется единый доклад, который и подлежит презентации перед всей аудиторией. Исследовательскую работу, на наш взгляд, целесообразно проводить на более поздних этапах работы в группе. Например, наши студенты получили такое творческое задание — самостоятельно подготовить презентацию темы «Дыхательная система» (преподаватель выступал в роли консультанта). Группа была поделена на 3 подгруппы по 4 и 5 чел., где каждый студент выбрал задания без учета психологического адреса, по личному предпочтению.
Студентам были даны следующие задания: 1) найти необходимую информацию по теме «Дыхательная система»; 2) продумать презентацию своей части подтемы для остальных подгрупп; 3) создать словник, 4) представить задания на словообразование и грамматику; 5) подготовить наглядность (рисунки, ОС, карточки); 6) придумать креативные задания (в т. ч. игры, головоломки); 7) предложить и продумать систему оценок. Каждой исследовательской группе было предложено задание, для выполнения которого необходима была информация, взятая не только из Интернета, но и из других источников (статьи, учебники, книги, медицинские энциклопедии), — «Экология и наши легкие», «Курение и дыхание», «Что нового в современной пульмонологии».
Главным преимуществом использования перечисленных выше форм обучения, многие из которых можно отнести к инновационным, является то, что такие формы организации учебной деятельности студентов создают условия для разноуровнего освоения учебного материала, предполагают многообразие выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов, что помогает реализовать индивидуальный маршрут обучения.
Инновационные формы обучения русскому языку как иностранному (РКИ) открывают большие возможности для познания резервов личности и развития ее лингвистического и речевого потенциалов, коммуникативной компетенции.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.
- Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. Под ред. Лысаковой И. П. — М.: Владос, 2004. — 270 с.
- Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. — М.: МИРОС, 2001. — 224 с.
- Ельцова Л. Ф. Об использовании информационных технологий в процессе преподавания лингвистических дисциплин // Материалы ежегодной научной конференции, посвященной 70-летию основания Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. — Рязань, 2013. — С. 374–376.