Ключевые слова: психологическая защита, механизм психологической защиты, семья, неполная семья.
В настоящее время, в связи с существенными социально-экономическими и духовно-нравственными трудностями и изменениями института семьи и брака, наблюдается рост неполных семей, возникших в результате внебрачной рождаемости, развода или смерти одного из супругов. Следовательно, появилась значительная разница в условиях формирования личности в период её становления, так как именно семья во многом определяет развитие личности подростка как в настоящем, так и в будущем, а в воспитательном плане неполная семья является наиболее уязвимой и проблемной.
Понятие «неполная семья» ввёл А. С. Макаренко. Под ней он понимал семью, не имеющую отца или матери [2].
По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи — это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми [3].
Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и её основателю — З. Фрейду. Впервые оно было введено в 1894 г. и понималось, как врождённый, бессознательный механизм, основная функция которого — снижение тревоги. С тех пор более ста лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно используемой как в психотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорий личности [1].
В виду того факта, что большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, основополагающей причиной отклонения психического развития ребёнка и вследствие этого дальнейшее использование неконструктивных механизмов психологических защит, являются нарушения отношений в семье, которые также приводят к дисгармонии эмоционального развития личности, патопсихологии, гипертрофии психологических защит у ребёнка.
В связи с тем, что подростковый возраст характеризуется своей психологической сложностью и противоречивостью, а тип семьи влияет на использование конструктивных или же деструктивных механизмов психологических защит, можно говорить о том, что неполная семья может рассматриваться как фактор, затрудняющий проявления конструктивных защитных механизмов. В этом случае можно ожидать, что психологические защиты будут являться барьерами саморазвития личности, и люди с разной готовностью к саморазвитию будут характеризоваться разными типами и механизмами психологических защит.
Проблема разрабатывается отечественными (Б. В. Зейгарник, А. А. Налчаджян, Е. Т. Соколова, В. М. Воловик, В. Д. Вид, В. К. Мягер, Р. М. Грановская и др.) и зарубежными (З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт) авторами. Но несмотря на это данная тема исследования изучена и представлена в научной литературе ещё недостаточно, данных не хватает, поэтому проводилось данное исследование с целью изучить механизмы психологической защиты у подростков из неполных семей.
Задачи:
- Исследовать механизмы психологических защит у подростков из полных семей.
- Исследовать механизмы психологических защит у подростков из неполных семей.
- Исследовать механизмы психологических защит у подростков, живущих в семье повторного брака.
- Выявить особенности механизмов психологических защит у подростков из неполных семей.
В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о том, что в поведении подростков из неполных семей проявляются неконструктивные механизмы психологических защит.
В исследовании принимали участие 28 учащихся 8 классов в возрасте 14–15 лет, из них 20 девочек и 8 мальчиков. Исследование проводилось при помощи методики для психологической диагностики механизмов психологической защиты (индекс жизненного стиля — Life Style Index) Роберта Плутчика и Генри Келлермана.
Учащимся был предложен опросник для психологической диагностики механизмов психологической защиты (индекс жизненного стиля — LSI), разработанный в 1979 году на основе психоэволюционной теории Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана. Данная методика позволяет диагностировать систему механизмов психологической защиты, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряжённости каждого.
Из 28 учащихся 8 классов в возрасте 14–15 лет выделилось 3 группы: подростки из полной семьи (10 человек), подростки из неполной семьи (10 человек) и подростки, живущие в семье повторного брака (8 человек).
В результате анализа ответов испытуемых была составлена таблица средних показателей по эго-защитам у подростков из различных типов семей.
Таблица 1
Средние показатели по эго-защитам уразличных типов семей
Механизм психологической защиты |
Полная семья |
Неполная семья |
Повторный брак |
Отрицание |
34 |
25,5 |
25 |
Подавление |
20,5 |
19,5 |
13,5 |
Регрессия |
16,5 |
47 |
21 |
Компенсация |
39 |
18,5 |
12 |
Проекция |
38,5 |
44 |
38,5 |
Замещение |
14 |
48,5 |
13 |
Интеллектуализация |
29 |
34 |
20,5 |
Реактивные образования |
15,5 |
50 |
17 |
На основании данных средних показателей эго-защит у различных типов семей была составлена диаграмма: «Сравнительный анализ различных типов семей по эго-защитам с использованием средних показателей» (см. Рисунок 1).
Рис. 1. Выраженность эго-защит у подростков из разных типов семей (по среднегрупповым показателям).
Таким образом, в результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
- У подростков из полных семей в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «компенсация», «проекция» и «отрицание», в меньшей степени: «регрессия», «реактивные образования», «замещение».
- У подростков из неполных семей в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «реактивные образования», «замещение» и «регрессия», в меньшей степени: «подавление» и «компенсация».
- У подростков из семей повторного брака в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «проекция» и «отрицантие», в меньшей степени: «подавление», «замещение» и «компенсация».
- Выявлены статистически значимые различия в проявлении защитных механизмов у подростков из полных и неполных семей.
- У подростков из полных семей механизм психологической защиты — «компенсация» в два раза больше, чем у подростков из неполных семей. У подростков из неполных семей в три раза больше выражены такие механизмы психологической защиты, как: «регрессия», «реактивные образования», «замещение».
Поскольку данная тема представлена в научной литературе ещё недостаточно, изучение особенностей проявления защитных механизмов у подростков из неполных семей может стать предметом научных интересов психологов, клинических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов смежных профессий.
Несмотря на удручающую тенденцию роста неполных семей, такие семьи имеют возможность для полноценного воспитания детей. Родителю необходимо осознавать психологические аспекты создающихся ситуаций и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.
В заключение необходимо отметить, что изучение защитных механизмов у подростков из неполных семей представляет собой значимой стороной деятельности сотрудников психологической службы, которая способствует более успешной социализации и адаптации, выявлению лиц, требующих повышенного контроля и профилактической работы, а также решению ряда конкретных практических задач.
Литература:
- Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. — 54 с.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Радецкая, К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 721–724.