Проявление защитных механизмов у подростков из неполных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 716 раз

Библиографическое описание:

Максименко, А. А. Проявление защитных механизмов у подростков из неполных семей / А. А. Максименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 873-875. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32413/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: психологическая защита, механизм психологической защиты, семья, неполная семья.

В настоящее время, в связи с существенными социально-экономическими и духовно-нравственными трудностями и изменениями института семьи и брака, наблюдается рост неполных семей, возникших в результате внебрачной рождаемости, развода или смерти одного из супругов. Следовательно, появилась значительная разница в условиях формирования личности в период её становления, так как именно семья во многом определяет развитие личности подростка как в настоящем, так и в будущем, а в воспитательном плане неполная семья является наиболее уязвимой и проблемной.

Понятие «неполная семья» ввёл А. С. Макаренко. Под ней он понимал семью, не имеющую отца или матери [2].

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи — это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми [3].

Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и её основателю — З. Фрейду. Впервые оно было введено в 1894 г. и понималось, как врождённый, бессознательный механизм, основная функция которого — снижение тревоги. С тех пор более ста лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно используемой как в психотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорий личности [1].

В виду того факта, что большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, основополагающей причиной отклонения психического развития ребёнка и вследствие этого дальнейшее использование неконструктивных механизмов психологических защит, являются нарушения отношений в семье, которые также приводят к дисгармонии эмоционального развития личности, патопсихологии, гипертрофии психологических защит у ребёнка.

В связи с тем, что подростковый возраст характеризуется своей психологической сложностью и противоречивостью, а тип семьи влияет на использование конструктивных или же деструктивных механизмов психологических защит, можно говорить о том, что неполная семья может рассматриваться как фактор, затрудняющий проявления конструктивных защитных механизмов. В этом случае можно ожидать, что психологические защиты будут являться барьерами саморазвития личности, и люди с разной готовностью к саморазвитию будут характеризоваться разными типами и механизмами психологических защит.

Проблема разрабатывается отечественными (Б. В. Зейгарник, А. А. Налчаджян, Е. Т. Соколова, В. М. Воловик, В. Д. Вид, В. К. Мягер, Р. М. Грановская и др.) и зарубежными (З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт) авторами. Но несмотря на это данная тема исследования изучена и представлена в научной литературе ещё недостаточно, данных не хватает, поэтому проводилось данное исследование с целью изучить механизмы психологической защиты у подростков из неполных семей.

Задачи:

  1. Исследовать механизмы психологических защит у подростков из полных семей.
  2. Исследовать механизмы психологических защит у подростков из неполных семей.
  3. Исследовать механизмы психологических защит у подростков, живущих в семье повторного брака.
  4. Выявить особенности механизмов психологических защит у подростков из неполных семей.

В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о том, что в поведении подростков из неполных семей проявляются неконструктивные механизмы психологических защит.

В исследовании принимали участие 28 учащихся 8 классов в возрасте 14–15 лет, из них 20 девочек и 8 мальчиков. Исследование проводилось при помощи методики для психологической диагностики механизмов психологической защиты (индекс жизненного стиля — Life Style Index) Роберта Плутчика и Генри Келлермана.

Учащимся был предложен опросник для психологической диагностики механизмов психологической защиты (индекс жизненного стиля — LSI), разработанный в 1979 году на основе психоэволюционной теории Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана. Данная методика позволяет диагностировать систему механизмов психологической защиты, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряжённости каждого.

Из 28 учащихся 8 классов в возрасте 14–15 лет выделилось 3 группы: подростки из полной семьи (10 человек), подростки из неполной семьи (10 человек) и подростки, живущие в семье повторного брака (8 человек).

В результате анализа ответов испытуемых была составлена таблица средних показателей по эго-защитам у подростков из различных типов семей.

Таблица 1

Средние показатели по эго-защитам уразличных типов семей

Механизм психологи­ческой защиты

Полная семья

Неполная семья

Повторный брак

Отрицание

34

25,5

25

Подавление

20,5

19,5

13,5

Регрессия

16,5

47

21

Компенсация

39

18,5

12

Проекция

38,5

44

38,5

Замещение

14

48,5

13

Интеллектуализация

29

34

20,5

Реактивные образования

15,5

50

17

На основании данных средних показателей эго-защит у различных типов семей была составлена диаграмма: «Сравнительный анализ различных типов семей по эго-защитам с использованием средних показателей» (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Выраженность эго-защит у подростков из разных типов семей (по среднегрупповым показателям).

Таким образом, в результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. У подростков из полных семей в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «компенсация», «проекция» и «отрицание», в меньшей степени: «регрессия», «реактивные образования», «замещение».
  2. У подростков из неполных семей в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «реактивные образования», «замещение» и «регрессия», в меньшей степени: «подавление» и «компенсация».
  3. У подростков из семей повторного брака в большей степени выражены механизмы психологической защиты: «проекция» и «отрицантие», в меньшей степени: «подавление», «замещение» и «компенсация».
  4. Выявлены статистически значимые различия в проявлении защитных механизмов у подростков из полных и неполных семей.
  5. У подростков из полных семей механизм психологической защиты — «компенсация» в два раза больше, чем у подростков из неполных семей. У подростков из неполных семей в три раза больше выражены такие механизмы психологической защиты, как: «регрессия», «реактивные образования», «замещение».

Поскольку данная тема представлена в научной литературе ещё недостаточно, изучение особенностей проявления защитных механизмов у подростков из неполных семей может стать предметом научных интересов психологов, клинических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов смежных профессий.

Несмотря на удручающую тенденцию роста неполных семей, такие семьи имеют возможность для полноценного воспитания детей. Родителю необходимо осознавать психологические аспекты создающихся ситуаций и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

В заключение необходимо отметить, что изучение защитных механизмов у подростков из неполных семей представляет собой значимой стороной деятельности сотрудников психологической службы, которая способствует более успешной социализации и адаптации, выявлению лиц, требующих повышенного контроля и профилактической работы, а также решению ряда конкретных практических задач.

Литература:

  1. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. — 54 с.
  2. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  3. Радецкая, К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 721–724.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, семья, механизм, неполная семья, подросток, защита, повторный брак, различный тип семей, жизненный стиль, научная литература.


Похожие статьи

Социальное становление личности в гражданском обществе

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье

Рассмотрено особенности понятия психологической готовности в психологи, и специфику психологической готовности к появлению ребёнка в молодой супружеской паре.

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования

Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска»

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Дети «группы риска» как особая социальная группа

В данной статье рассматривается проблема детей, попавших в «группу риска», проанализированы основные причины и факторы попадания в данную группу, выявлена роль школы в процессе выявления детей, относящихся к группе риска.

Молодежная безработица

В статье рассмотрена сущность молодежной безработицы, выявлены особенности молодежной безработицы.

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Похожие статьи

Социальное становление личности в гражданском обществе

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье

Рассмотрено особенности понятия психологической готовности в психологи, и специфику психологической готовности к появлению ребёнка в молодой супружеской паре.

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования

Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска»

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Дети «группы риска» как особая социальная группа

В данной статье рассматривается проблема детей, попавших в «группу риска», проанализированы основные причины и факторы попадания в данную группу, выявлена роль школы в процессе выявления детей, относящихся к группе риска.

Молодежная безработица

В статье рассмотрена сущность молодежной безработицы, выявлены особенности молодежной безработицы.

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Задать вопрос