Мифологические, библейские и евангельские сюжеты в искусстве: из опыта работы учителя изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ли, Е. А. Мифологические, библейские и евангельские сюжеты в искусстве: из опыта работы учителя изобразительного искусства / Е. А. Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32419/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мифологические, библейские и евангельские сюжеты в искусстве: из опыта работы учителя изобразительного искусства

Ли Елена Александровна, учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №176 Советский район, г.о. Самара

В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Она должна быть неотъемлемой частью урока ИЗО. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности учеников. Особую гармонию создают музыка и живопись, которые Леонардо да Винчи называл родными сестрами. Современному уроку необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и других предметов. Слияние искусств, их взаимное дополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Интеграция искусств является отражением современного процесса культурного воспроизводства: в условиях развития междисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований, которые находят воплощение в содержании и способах реализации образовательных программ [1, с. 63-66; 2, с. 107].

Мифоло́гия, мифологи́ческие сюже́ты (от греч. mythos — слово, предание и logos — идея, понятие, рассказ). Мифология — синкретическое отражение различных явлений, событий, представлений, особенно характерное для ранних стадий развития культуры. Греческое «mythos» — понятия в его звуковой форме — и от «logos» — сло́ва, понятия как результата осмысления, исследования — выражает первичную, целостность чувственного образа и понятия, впечатления и мысли. Миф — это слово, выражающее обобщенные представления о мире и о силах, которые этим миром управляют, это мыслительно-чувственное обобщение действительности. Все вместе греки обозначали словом генеалогия (родословие, рассказ о происхождении). Мифология — способ выражения архетипических представлений о мире и человеке. Давая вещам имена, древний человек обозначал связь объекта и представления о нем. Так, огонь древние эллины называли именем Гефеста, божества огня и кузнечного дела, хлебное поле именовали Деметрой, богиней плодородия, молнию — Зевсом. Все явления заключались в один емкий образ, соединяющий понятие, изображение предмета и его объяснение. Позднее мифологическое мышление разделилось на научное (понятийное), художественное и религиозное. С тех пор с позиций научного мышления древние мифы воспринимаются сказкой. Однако для художественного творчества они по-прежнему остаются реальным содержанием искусства.

В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии. Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Ее запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время. Великие художники и музыканты мира отображали в своих произведениях библейские сюжеты. Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, великие мастера обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Наша школа в самом начале своего становления выбрала программу «Возрождение национальных и культурных традиции через систему образования и воспитания». В 1997 г. мною была создана программа «Изобразительное искусство и народная культура», которая в 1998 г. получила лицензию в СИПКРО. Данная программа адаптирована к учебному плану, в котором (вместо 2-х ч.) с 2005-2006 учебные года на изучение курса отводится 1 ч. в неделю. Содержание программы способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

В условиях, возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры, исходя из синкретического характера народного искусства, программа интегрирует такие дисциплины как изобразительное искусство, народная культура и МХК. Учебный курс раскрывает понятие красоты и национального своеобразия как предметного, так и образного мира народной культуры. Структура программы обеспечивает целостное восприятие тем года, четверти, урока. Занятия не ограничиваются искусствоведческой подготовкой учащихся или овладением отдельных навыков работы, прежде всего они способствуют общекультурному развитию.

В данной программе (1-4 класс) предлагается углубленное изучение: народной философии и народной педагогики (понятий об устройстве мира и о понимании своего места в нем нашими предками); языческой мифологии древних славян (языческие духи и боги); народных календарных и христианских праздников («Осенины», «Капустники», «Зимние святки», «Масленица», «Зеленые святки», «Егорьев день»); семейных праздников и обрядов. А также выполнение практических работ на эти темы в живописной, графической, декоративной техниках (народные росписи, соленое тесто, коллаж).

1 класс: 1) Рождество Христово Вертепный театр; 2) Тотемические мифы. Животное из русской народной сказки.

2 класс: 1. Дерево жизни. Осенний дуб. 2. Зимние святки. Ярмарка невест. Фрагмент свадебного полотенца. 3. Одежда как Космос. Русский народный крестьянский костюм. 4. Жилище как Космос. Фасад. 5. Пасха – победа добра над злом. Яйца – символ жизни. Пасхальный сувенир. 6. «Зеленые святки». Белая береза.

3 класс. 1. Модель мира восточных славян язычников. 2. Славянская мифология. Языческие духи. 3. Языческие боги. 4. Образ русского богатыря. 5. Образ русской красавицы. 6. Широкая масленица. 7. Великий пост. Пасхальный натюрморт. 8. Егорьев день. Всадник на белом коне.

4 класс. 1. Семейные обряды и праздники. «У колыбели». 2. «Русская свадьба». 3. «Улица широкая». 4. «Интерьер крестьянской избы». 5. «Народные росписи». «Мезень». 6. «Пермогорье». 7. «Городец». 8. Старинная русская деревянная посуда. 9. Традиционные народные промыслы Гжель, Хохлома, Жестово, Палех.

В 5-6 классах большее внимание уделяется изучению Мировой художественной культуры.

5 класс. 1. Космогенез и Антропогенез. Мифы разных народов мира о происхождении космоса и человека. «Модель мира». 2. Охранная символика крестьянской утвари. Натюрморт. 3. «Откуда Русская земля стала есть.» Пейзаж. 4. «Оружие и доспехи русских богатырей». 5. «Мифологический и библейский жанр в ИЗО». «Волшебная сказка». 6. «Русские лубочные картинки».

6 класс. 1. «Храмовая архитектура средневековой Руси». Граттаж «Покрова на Нерли». 2. Внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Календарь …. Праздников. Иконопись. Иллюстрация библейского сюжета. 3. «История театра. Скоморохи на Руси». Петрушкин театр. 4. Античные и библейские образы в скульптуре.

Сотрудничество с учителем музыки Петровой О. В. позволяет использовать накопленный материал во внеурочной деятельности: активное проживание народных праздников, оформление школы. Традиционно проводятся такие уроки-праздники как: «Зимние святки. Вертепный театр», «Сорока», «Капустники», массовые мероприятия: «Масленица», «Петрушкин театр», «Городские георгиевские чтения», «Зеленые святки».

1 класс. Бинарный урок «Пришло Рождество – начинай торжество». Вид урока: интегрированный; урок – праздник (музыка + изобразительное искусство). Цели и задачи: обобщить полученные по данной теме знания: понимать значения праздников Зимние Святки и Рождество Христово; владеть музыкальными и изобразительными понятиями (различать на слух духовную, светскую и народную музыку; цветовой круг, разделение основные и дополнительные цвета; уметь применять теоретические знания по цветоведению на практике); выразительно исполнять колядки: «Щедрики–ведрики», светскую «Возле елки торжество», духовную песню П. Чеснокова «Благослови душе»; выполнить в цвете рождественский сувенир «Вифлеемская звезда»; воспитать чувство уважения традициям своего народа и истории родной страны; развить эстетический вкус и интерес к изучению отечественной культуры.

Содержание

Действия учителя и ученика

Формирование УУД

1

Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы, определение цели урока

Здравствуйте, ребята, мы собрались на урок – праздник «Пришло Рождество – начинай торжество». На этом уроке мы познакомимся с вами с разными видами рождественской музыки и изготовим сувенир «Вифлеемская звезда».

Коммуникативные;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

2

Театрализованное представление о Рождестве Христовом в Вертепном театре.

Смотри сценарий.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные

3

Основная часть

Музыка

ИЗО

Беседа

В процессе спектакля вы услышали разные мелодии

А какие еще песни о рождестве вы знаете? (колядки, заклички)

Давайте их исполним, но уже под аккордеон, он более уместен, чем синтезатор.

Учитель выходит с большой Вифлеемской звездой:

- Вот примерно с такой звездой колядовщики ходили по дворам и желали жителям здоровья, счастья и благополучия. И мы с вами сделаем сувенир – «Вифлеемскую звезду».

Раскрасим лучики звезды с двух сторон всеми цветами радуги, но сначала скажите, сколько цветов содержит радуга? (7)

А на какие две группы можно разделить все цвета? (2)

Перечислите эти группы цветов.

Основные: красный, синий, желтый.

Дополнительные – все остальные.

Почему они так называются?

Основные нельзя получить из других цветов, дополнительные – можно.

Скажите, а в радуге цвета яркие или бледные? (Бледные)

А как мы можем приглушить цвет, чтобы он стал светлее (белилами)

Коммуникативные:

Уметь пользоваться терминологией, оформить свою мысль, уметь слушать и понимать высказывания, события.

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану.

4

Динамическая пауза – подготовка рабочего места.

Откройте краски, возьмите бокалы с водой и палитру. Правильно организуйте рабочее место,

5

Выполнение работы

Вспомните порядок расположения цветов в радуге (каждый, охотник, желает, знать, где, сидит, фазан).

Выложите на палитру белую краску и добавьте в нее немного красного. Раскрасьте один лучик и т.д.

Для восьмого лучика подберите цвет сами.

А теперь повторите все с обратной стороны.

6

Итог урока

Сувенир готов. Вы можете подарить его своим друзьям и знакомым.

7

Уборка места

Сценарий спектакля – в Вертепном театре. Уже более 1000 лет, существуя вместе, на Руси язычество и Христианство переплелись между собой и образовали единый пласт культуры. Примером тому может служить проживание «Зимние Святки». Святки или святые вечера начинаются со священного торжества Рождества Христова. В старину в деревнях показывали в эти дни спектакль в Вертепном театре, где доступно рассказывалось об этом христианском празднике. Такой спектакль вы и увидите сейчас.

Спектакль в Вертепном театре «Рождество Христово». В классе гасится свет. На столе, рядом с вертепом зажигается свеча и два чтеца начинают зачитывать текст из библии о Рождестве Христовом. Тихо звучит музыка «Ночь тиха над Палестиной».

1 чтец. Во время царствования в Иудеи Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.

2 чтец. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов – Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий Христос Спаситель Мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила его в ясли, куда кладут корм для скота. Включается прожектор и освещается вертеп «Иосиф, Мария, ясли с Христом, овечки».

1 чтец. А в это время неподалеку находились пастухи. Ставятся пастухи и овцы. Звучит песня «Ночь тиха над Палестиной».

Спускается ангел. Продолжает звучать песня. Ангела убирают. Ставят Марию, ясли с Христом и Иосифа.

1 чтец. Итак, Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. Они поспешили в Вифлеем, и нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, по знаку, данному им Ангелом. Пастухи рассказали всем о том, что было возвещено им об этом Младенце. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали пастухи. Ирода убрать. Поставить Иосифа, Марию с Христом и волхвов.

1 чтец. Волхвы пошли в Вифлеем и звезда, которую они видели на Востоке, шла перед ними, указывая им путь. Над домом где был Иисус звезда остановилась, волхвы вошли в дом и увидели Младенца со своей Матерью. Они с благоговением поклонились Иисусу и поднесли ему дары – золото, ладан и смирну. После этого волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду, и они другим путем отправились в свою страну. Волхвов убрать. Поставить Ангела.

2 чтец. Когда волхвы отошли, Ангел Господен явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе. Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.» Той же ночью Иосиф с Иисусом и Марией отправились в Египет. Всех убрать, поставить Ирода.

1 чтец. А Ирод, узнав о том, что волхвы обманули его, разгневался и в ярости приказал умертвить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев в возрасте от 2-х лет и меньше по времени, которое он выведал у волхвов. Он надеялся, что в числе прочих младенцев неминуемо погибнет и родившийся Царь Иудейский Христос.

2 чтец. Воины Ироды пришли в Вифлеем и убили всех младенцев мужского пола. Невинная кровь детей текла рекой. Ирода поставить в ад. Выставить Марию и Христа. Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях. Так было наказано зло. А мир узнал о рождении Божественного Младенца, Сына Божья Иисуса Христа. Звучит песня «Звезда».

Постановка задачи урока. Вы посмотрели спектакль в вертепном театре о Рождестве Христовом. Попробуйте теперь выполнить сложную, многоплановую и многофигурную композицию на тему этой библейской легенды. Работа учащихся. Подведение итогов.

Литература:

  1. Ли Е.А., Петрова О.В., Полякова Е.А. Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла // Молодой ученый. – 2016. – №5.6. – С. 63–66.
  2. Чичканова Т. А. Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт факультета начального образования [Текст] / Т. А. Чичканова // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 2 (3). – С. 107–115.
Основные термины (генерируются автоматически): вертепный театр, Вифлеем, изобразительное искусство, волхв, Ирод, класс, младенец, народная культура, Рождество, святки.


Похожие статьи

Диакритические знаки в современных русском и итальянском языках: происхождение, проблемы и сравнительные особенности

Художественные принципы вокальной музыки барокко и современные исполнительские проблемы

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Использование детской литературы как основы арт-терапевтической программы при работе с детьми из детского дома: обзор опыта деятельности

Возможность принудительного изъятия образцов для сравнительного исследования: проблемы теории и практики

Гражданско-правовые договоры в произведениях зарубежной и российской литературы: примерные задания для студентов юридических вузов

Изучение и исследование вопроса соотношения философии, культуры и искусства с психологической точки зрения значимости в идеях и произведениях Л. С. Выготского

Похожие статьи

Диакритические знаки в современных русском и итальянском языках: происхождение, проблемы и сравнительные особенности

Художественные принципы вокальной музыки барокко и современные исполнительские проблемы

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Использование детской литературы как основы арт-терапевтической программы при работе с детьми из детского дома: обзор опыта деятельности

Возможность принудительного изъятия образцов для сравнительного исследования: проблемы теории и практики

Гражданско-правовые договоры в произведениях зарубежной и российской литературы: примерные задания для студентов юридических вузов

Изучение и исследование вопроса соотношения философии, культуры и искусства с психологической точки зрения значимости в идеях и произведениях Л. С. Выготского

Задать вопрос