Социально-экономические изменения настойчиво требуют внимания к решению проблемы формирования у школьников потребности в сохранении собственного здоровья. Ребенок 7–10 лет — тот возрастной период, когда идет процесс становления здоровья, физического и психического статуса, позволяющего формировать основы здорового образа жизни.
Путь к здоровью — это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и своё взаимодействие с внешним миром.
Стрессоустойчивость — это залог психического здоровья ребенка и обязательное условие социальной стабильности, прогнозируемости общественных процессов. Постоянно возрастание нагрузки на нервную систему и психику современного младшего школьника ведет к эмоциональному напряжению как одному из главных факторов развития заболеваний [3]. Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую можно обозначить как процесс, сохраняющий жизнь и активную деятельность организма, а также предупреждающий заболевания в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.
В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.
Сейчас понятие «стрессоустойчивость» становится весьма популярным, оно стало объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом. Большинство ученых под стрессоустойчивостью понимают адекватную реакцию человека на нестандартную ситуацию. Под стрессоустойчивостью мы понимаем равновесное состояние организма, которое возникает в ответ на удовлетворение или неудовлетворение в равной степени физиологических, психологических и социальных потребностей человека [2, с. 8].
Стресс обладает способностью выводить из строя физиологическую систему объекта, вызывая не только обострения хронических заболеваний, провоцируя новую болезнь. Организм школьника не может выдержать постоянного нахождения в состоянии стресса, тревожности и сильного напряжения, ребенка оказывается в ситуации подчинения стрессу и изменения образа жизни. Долгое напряжение мышц имеет следствием угнетение обмена веществ в организме, соответственно, появляется боль в спине, животе, шее и наблюдается нервный тик. Так, мышечный зажим в области груди грозит ребенку сутулостью, и нарушением работы дыхательной и пищеварительной систем. Стресс провоцирует язвы, гастриты, тошноту. Следствием становится отказ ребенка от еды на фоне ощущения голода. Или напротив, ребенок проявляет избыточный аппетит, переедание приводит к проблемам с желудком, печенью, почками и целого ряда желез.
Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности. В повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса.
Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование и предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности [4]. Величина стресса оценивается по величине возрастания гормонов надпочечников в крови — стрессореактивности и по скорости возвращения к прежнему уровню — стрессоустойчивости [1, с.190].
Повышение сопротивляемости организма зависит от многих факторов и не может быть сведено только к процессам, которые стимулируются адреналинокортикотропным гормоном. На характер стресса у разных людей влияют: генетическая предрасположенность, характер протекания беременности у матери, ранний детский опыт, характер и направленность человека, общественный статус, ближнее социальное окружение и т. д. [5, с. 45–47].
Литература:
- Анатомия. Физиология. Психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / под ред. А. С. Батуева. — СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
- Лизунова Е. В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»: Автореф. дис… кан. пед. наук / СГПУ. — Самара, 2006. — 21 с.
- Лизунова Е. В. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. — 2015. — № 1(10). — С. 45–49.
- Лизунова Е. В. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: Монография. — Самара: ПГСГА, 2014. — 70 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 303 с.