Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лизунова, Е. В. Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей / Е. В. Лизунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32420/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социально-экономические изменения настойчиво требуют внимания к решению проблемы формирования у школьников потребности в сохранении собственного здоровья. Ребенок 7–10 лет — тот возрастной период, когда идет процесс становления здоровья, физического и психического статуса, позволяющего формировать основы здорового образа жизни.

Путь к здоровью — это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и своё взаимодействие с внешним миром.

Стрессоустойчивость — это залог психического здоровья ребенка и обязательное условие социальной стабильности, прогнозируемости общественных процессов. Постоянно возрастание нагрузки на нервную систему и психику современного младшего школьника ведет к эмоциональному напряжению как одному из главных факторов развития заболеваний [3]. Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую можно обозначить как процесс, сохраняющий жизнь и активную деятельность организма, а также предупреждающий заболевания в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.

Сейчас понятие «стрессоустойчивость» становится весьма популярным, оно стало объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом. Большинство ученых под стрессоустойчивостью понимают адекватную реакцию человека на нестандартную ситуацию. Под стрессоустойчивостью мы понимаем равновесное состояние организма, которое возникает в ответ на удовлетворение или неудовлетворение в равной степени физиологических, психологических и социальных потребностей человека [2, с. 8].

Стресс обладает способностью выводить из строя физиологическую систему объекта, вызывая не только обострения хронических заболеваний, провоцируя новую болезнь. Организм школьника не может выдержать постоянного нахождения в состоянии стресса, тревожности и сильного напряжения, ребенка оказывается в ситуации подчинения стрессу и изменения образа жизни. Долгое напряжение мышц имеет следствием угнетение обмена веществ в организме, соответственно, появляется боль в спине, животе, шее и наблюдается нервный тик. Так, мышечный зажим в области груди грозит ребенку сутулостью, и нарушением работы дыхательной и пищеварительной систем. Стресс провоцирует язвы, гастриты, тошноту. Следствием становится отказ ребенка от еды на фоне ощущения голода. Или напротив, ребенок проявляет избыточный аппетит, переедание приводит к проблемам с желудком, печенью, почками и целого ряда желез.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности. В повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса.

Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование и предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности [4]. Величина стресса оценивается по величине возрастания гормонов надпочечников в крови — стрессореактивности и по скорости возвращения к прежнему уровню — стрессоустойчивости [1, с.190].

Повышение сопротивляемости организма зависит от многих факторов и не может быть сведено только к процессам, которые стимулируются адреналинокортикотропным гормоном. На характер стресса у разных людей влияют: генетическая предрасположенность, характер протекания беременности у матери, ранний детский опыт, характер и направленность человека, общественный статус, ближнее социальное окружение и т. д. [5, с. 45–47].

Литература:

  1. Анатомия. Физиология. Психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / под ред. А. С. Батуева. — СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
  2. Лизунова Е. В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»: Автореф. дис… кан. пед. наук / СГПУ. — Самара, 2006. — 21 с.
  3. Лизунова Е. В. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. — 2015. — № 1(10). — С. 45–49.
  4. Лизунова Е. В. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: Монография. — Самара: ПГСГА, 2014. — 70 с.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 303 с.
Основные термины (генерируются автоматически): путь.


Похожие статьи

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной работоспособности школьников

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной работоспособности школьников

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Задать вопрос