Портфолио учителя сегодня уже далеко не новое явление российского образования, а требование, которое предъявляет время к каждому педагогу, не только в нашей стране, но и за рубежом и становится все более популярным. Портфолио можно рассматривать как одно из форм и методов оценки профессиональной деятельности педагога социально-гуманитарного цикла оно является отражением развития его профессиональных компетенций. Требования, на которые опираются учителя социально-гуманитарного цикла, обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом, где перед учителем стоит задача помимо освоения учеником предметных дисциплин, направлять работу на обеспечение формирования гражданской идентичности, овладение духовно-культурными ценностями, социализацию, созданию условий для развития и самореализации обучающихся и т. д. Часто низкий уровень развития социально-гуманитарной компетентности выпускника не позволяет ему в полной мере реализовать свой потенциал в дальнейшем саморазвитии, в трудовой деятельности и социальной жизни [1]. В связи с этим возникает необходимость оценки состояния социально-гуманитарного образования через оценку профессиональной деятельности педагога и одной из оценок может быть профессиональное портфолио. Навыки формирования портфолио должно формироваться еще в школьном возрасте, но для того, чтобы научить обучающегося, педагогу самому необходимо научиться навыкам его формирования, понимать значение и его цель. Можно выделить несколько видов портфолио: методическое портфолио, которое содержит методические разработки учителя; тематическое портфолио, содержащее творческие достижения в деятельности педагога; портфолио достижений, где акцент делается на полученные документы, подтверждающие непрерывное повышение квалификации в процессе профессиональной деятельности; презентационное портфолио, помогающее, как правило, при трудоустройстве; портфолио развития, формирующееся на протяжении всей педагогической деятельности, в котором фиксируется опыт и прогресс в работе педагога; комплексное портфолио, объединяющее несколько видов портфолио.
Какой бы вид портфолио не был выбран педагогом, в любую разновидность в обязательном порядке должно быть включено документальное подтверждение его профессиональной деятельности. Формироваться портфолио может как на бумажном носителе, так и в электронной версии [2; 3]. Для формирования любого вида портфолио педагог проделывает большую работу по систематизации и обобщению своего наработанного материала. Таким образом, происходит преобразование педагога из практика в исследователя [4]. Однако, в век информационных технологий современной визитной карточкой педагога, может стать электронное портфолио, которое представляет весь спектр педагогической деятельности. Оно помогает представить целостную картину профессионального самоопределения педагога, его развития и роста. В электронном портфолио можно представить информацию шире и разнообразнее. Оно позволяет охватить разные аспекты педагогической деятельности преподавания в области социально-гуманитарных наук, представить свое резюме в текстовой более наглядной иллюстративной форме с включением социально-эмоциональных конструктов. Надо отметить, что электронное портфолио — это не просто собранные документы и методические разработки на электронном устройстве (компьютере), как это могло пониматься еще недавно. Такой подход устаревает и имеет свои ограничения, например, результаты своей деятельности можно продемонстрировать ограниченному кругу людей (администрации, педагогическому коллективу конкретного образовательного учреждения, родителям). В настоящее время сложно представить свою жизнь без наличия интернета и это дает огромные возможности педагогам. Электронное портфолио современного учителя — это сайт-портфолио учителя, его может увидеть более широкая аудитория преподавателей социально-гуманитарного цикла, при необходимости воспользоваться идеями, оценить работу учителя, его прогресс, появляется возможность обсудить профессиональные вопросы и обменяться опытом. Электронное портфолио современного педагога должно включать: разработку контрольно-измерительных материалов, направленных на измерение социально-гуманитарное развитие учащегося и его динамику; применение современных теорий и практик в разработке и анализе тестов; освоение современных методов оценки открытых заданий; проведение мониторинга социально-эмоционального развития учащихся; учет индивидуальных особенностей учащихся; отражение внеклассной работы; использование информационных технологий при создании анимационных обучающих программ; опыт он-лайн преподавания при индивидуальной работе с учащимися; владение психологическими, социально-нравственными технологиями развития учащихся; интеграцию знания из разных областей социально-гуманитарных наук и др.
Очевидно, что выбор учителя будет склоняться в пользу электронного портфолио и цифровые технологии, несомненно, будут оказывать влияние на индивидуальную образовательную траекторию и учителя и ученика, а накопленный профессиональный опыт и обмен этим опытом выходит за рамки конкретной школы, города и даже страны, приобретая наднациональные черты [5]. Создание профессионального электронного портфолио поможет учителю более эффективно проследить динамику своего профессионального роста, анализировать свою работу не только в рамках преподаваемого предмета, но и развития учащегося как личности, экономить время на систематизацию материалов и обмен опытом. Наличие современного профессионального портфолио у учителя социально-гуманитарного цикла может говорить о том, что учитель не просто выполняет свою работу механически, а заинтересован в своем профессиональном развитии, становится проводником и партнером для ученика, раскрывая и развивая его способности и возможности не только в области изучения предмета, но формируя социально-эмоциональные компетенции, помогая ученику стать полноценным членом общества.
Литература:
- Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. — М.: ЦСП, 2006. — 264 с.
- Копылова С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. — 2006. — № 8. — С. 31–33.
- Hannelore B., Rodriguez-Farrar. The Teaching Portfolio: A Handbook for Faculty, Teaching Assistants and Teaching Fellows. The Harriet W. Sheridan Center for Teaching and Learning Brown University, 2006.
- Paul S. George. What Is Portfolio Assessment Really and How Can I Use It in My Classroom, 1995.
- Найденова И. С., Найденова Н. Н. Структура измерения качества образования наднациональным инструментарием // Инновации образования. — 2010. — № 12. — С. 96–109.
- Копылова С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. — 2006. — № 8. — С. 31–33.
- Тагунова И.А, Сухин И. Г., Селиванова Н. Л., Дудко С. А., Курдюмова И. М. Теоретико-методологические подходы, обеспечивающие усиление научности современных западных теорий обучения: Монография. — М.: Издательский дом «NewTimes», ООО «Новое время», 2015.