Слэм как феномен молодежной музыкальной субкультуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлева, А. В. Слэм как феномен молодежной музыкальной субкультуры / А. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32491/ (дата обращения: 18.12.2024).



На протяжении почти полувека внимание молодых и не очень молодых людей привлекает рок-музыка, многие из них посещают рок-концерты, музыкальные фестивали. Рок-музыка, появившись в 60-х гг. прошлого столетия, вскоре выбилась из сугубо музыкального русла и стремительно переросла в масштабное субкультурное явление. Приверженцы различных направлений рока: моды, хиппи, панки и др. – имеют свою философию и мировоззрение. Вместе с тем, общими идеями этой культуры являются идеалы свободы, отказ от стереотипов, конфронтация с общественными устоями; стремление к движению, расширению мировоззрения в противовес ригидности и стагнации общественного сознания. Критика политических решений, социальные проблемы – темы, внутри которых разворачивается творчество многих рок-музыкантов.

Данное исследование посвящено слэму – явлению молодежной музыкальной субкультуры, которое в настоящее время является практически неотъемлемой частью рок-концертов.

Слэм – физические действия публики на музыкальных концертах, при которых люди толкаются и врезаются друг в друга [4]. Слэм возник в панк-среде в 70-80-х годах ХХ века в Великобритании и США благодаря таким группам, как «AC/DC», «BLACK SABBATH», «DEF LEPPARD», «IRON MAIDEN», «МЕТАLLIСА», «NIRVANA».

К началу 1990-х это активное и часто травматичное развлечение стало популярным явлением на концертах и в нашей стране. «СЕКТОР ГАЗА», «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА», «КИНО», – на концертах этих групп можно было не только послушать хиты в живом исполнении музыкантов, но и принять участие в слэме. «Активной зоной» слэма, как правило, являлось пространство около сцены, именно туда всегда стремятся попасть самые активные фанаты групп.

Впоследствии данное явление распространилось среди других музыкальных субкультур, таких как хард-рок, альтернативный рок, метал, индастриал. Характерными и объединяющими для данных стилей признаками являются:

- эмоционально-экспрессивный, зачастую агрессивный стиль исполнения,

- харизматичное поведение музыкантов,

- способность музыкантов сообщать публике определенный эмоциональный настрой и руководить ее действиями.

При этом целому ряду других стилей рок-музыки (арт-рок, психоделический, прогрессивный рок, кантри, фолк-рок и др.) такое явление как слэм не свойственно.

Сегодня ни один концерт исполнителей альтернативной музыки и панк-рока не обходится без слэма.

Для стороннего наблюдателя слэм является весьма зрелищным явлением: музыкой задается определенный ритм, в толпе совершаются одновременно хаотичные и упорядоченные движения. Все это действо напоминает сеанс массового гипноза и, одновременно, ритуальные танцы африканских племен [1, 3]. Подобного рода «телесные практики» существовали практически во всех культурах, однако, в настоящий момент сохранились преимущественно в племенах, ведущих первобытный образ жизни.

Обращаясь к культуре наших предков, стоит вспомнить казачий вар. «Казачий котел», «Казачий вар» или попросту «Свара», – старинная казачья забава с одной стороны, с другой, – форма обучения навыкам ведения боя, объединяющая духовные, культурные и воинские традиции. Эта забава объединяет людей и требует от коллектива максимальной отдачи, скорости и воодушевления. Казаки водят хоровод, который сопровождается криками, шутками и другими активными действиями. Хоровод плавно перетекает в борьбу. Как правило, это прыжки, удары, размахивания руками. В современной психологической практике данный этнокультурный феномен трансформировался в средство физического, патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного развития [5].

Синхронные танцевальные движения способствуют возникновению группового транса. Существует несколько разновидностей транса, но наиболее близким к слэму является боевой транс. В состоянии боевого транса человек способен проявить как крайние формы альтруизма (например, пожертвовать жизнью ради товарищей), так и крайние формы агрессии (например, участвовать в массовых убийствах). Такое состояние может быть вызвано множеством приемов – пение хором, барабанный бой и др. [2].

Хотя слэм и воспринимается как положительная реакция аудитории на музыку, но такой танец является весьма агрессивным и травмоопасным для всех его участников. Слэм не является однородным явлением, существуют разновидности: мош, Circle Pit, HighJump, WallOfDeath и др.

Мош является не менее зрелищным и травмоопасным явлением в концертной среде. Слэм и мош схожи, но все же имеют свое отличие. Под слэмом понимаются хаотичные действия по расталкиванию участников слэма, тогда как под мошем – хаотичные действия по нанесению ударов локтями, кулаками или ногами в сторону участников моша. Не редко, когда слэм перетекает в мош и наоборот.

Считается, что участвующие в слэме не стремятся причинить вред друг другу и соблюдают так называемую этику слэма, которая включает в себя определенные правила безопасности. Например, если человек падает, другие участники как можно скорее помогают ему подняться, чтобы его не затоптали. Вместе с тем, агрессивные проявления сопровождают действия слэма.

С целью выявления уровня агрессии у участников слэма, а также исследования мотивов участия в слэме, нами было проведено психологическое исследование с участием 20 человек – 10 девушек и 10 молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет. Участникам была предложена специально разработанная анкета «Отношение к слэму» и «Тест агрессивности Л. Г. Почебут».

По результатам теста агрессивности Л. Г. Почебут мы выяснили, что уровень агрессии у 15 участников исследования находится на среднем уровне, а у 5 участников исследования уровень агрессии находится на низком уровне.

По результатам опросника «Отношение к слэму» мы выяснили, что:

  1. Участники слэма принимают в нем участие для эмоциональной и психологической разрядки.
  2. Во время самого слэма испытывают положительные эмоции, возбуждение и ощущение свободы.
  3. После слэма испытывают эмоциональную и физическую расслабленность.
  4. Для того чтобы насладиться слэмом нет необходимости в употреблении алкогольных напитков и других веществ, изменяющих сознание.
  5. Знают виды и правила слэма и готовы придти на помощь упавшему человеку.

Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что участникам слэма не присущ высокий уровень агрессии, они готовы прийти на помощь упавшему человеку, у них нет необходимости в употреблении веществ, меняющих сознание, и слэм является не формой проявления агрессии, а способом расслабиться и получить удовольствие от музыкального концерта. Вместе с тем, стоит отметить сходство состояний, характерных для слэма, и трансовых состояний.

Литература:

  1. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003.
  2. Сирков Е. Казачья наука. – 2010.
  3. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее, - М.: Вост. лит., 2000.
  4. Слэм // Wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слэм
  5. Обухов М. А. «Котел» или «Казачий вар» как уникальная телесно-ориентированная практика // Молодежь. Интеллект. Инициатива: материалы Международной научно-практической конференции / Отв.ред.: А. М. Дохоян, О. В. Белоус. В 2 ч. Ч. 2 – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): участник, BLACK, DEF, IRON, LEPPARD, MAIDEN, SABBATH, действие, упавший человек, уровень агрессии, явление.


Задать вопрос