Политические коммуникации в интернет-сообществе Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.07.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Сидоров, П. Ю. Политические коммуникации в интернет-сообществе Калининградской области / П. Ю. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 636-639. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32520/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Российской Федерации в настоящее время наблюдается противоречивая ситуация, связанная с применением и проникновением интернет-технологий в бытовой уклад рядовых граждан: Россия находится на седьмом месте в рейтинге стран, которые стараются максимально приобщится к благам глобальной Сети. Вместе с тем Российская специфика иллюстрирует существенный цифровой разрыв между различными регионами страны. Исследователи Диана Дукетт, Роберт Кэмплбелл и Рейфел Рогозински отмечают, что основной причиной такой неравномерности доступа к благим и услугам Сети периферийных регионов страны является фрагментарность телекоммуникационной системы Советского Союза [1].

На этом фоне Калининградская области занимает особое место в едином телекоммуникационном комплексе страны. По данным оператора телекоммуникационных услуг ОАО «Северо-Запад Телеком», Калининград входит в десятку городов России по проникновению оптоволоконных линий связи. Такой высокий процент проникновения оптоволоконных сетей в регионе связан с географическими особенностями Калининградской области, через которую проходит большое количество кабелей соседствующих Литвы и Польши. Калининград выступает в роли транзитного региона, соединяющего другие страны Прибалтики.

Поэтому самую западную территорию России можно по праву назвать одной из самых успешных в интернет-коммуникации. Калининградская область совсем небольшая и по размеру, и по населению (около миллиона), и политическая активность сосредоточена в основном в региональном центре, где проживает почти половина населения области. При этом доля интернет-пользователей в области составляет 54 процента, что является весьма высоким показателем на фоне других регионов России.

Характерной особенностью региона является стремление местных властей внедрять информационные технологии в общественно-политическую сферу. Калининградская область в 2011 году приступила к реализации программы «Электронное правительство», одной из целей которого стало создание единой системы виртуального документооборота.

Как результат, в настоящее время большинство постановлений, распоряжений и приказов размещаются на сайте правительства Калининградской области в электронном формате. Система государственных информационных услуг в регионе постоянно осваивается, и уже действуют такие информационные услуги, как «Электронный дневник», «Власть для бизнеса» и «Электронная регистратура». Также, через портал «Госуслуги» можно официально обратиться в любое ведомство области по тем или иным вопросам. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в 2013 году Калининградская область заняла второе место по активности использования услуг представленного портала, обогнав Липецкую область (15 место), Новосибирскую область (17 место), а также Самарскую область (20 место) [2].Стоит также отметить, что через калининградский сегмент портала в настоящее время доступны 46 услуг, оказываемых органами исполнительной власти в электронном виде.

Активная политическая коммуникация в интернет-жизни в области требует участия в ней и представителей власти. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов в мае 2016 года находился на 12 строчке в рейтинге самых цитируемых губернаторов-блогеров портала ИАС «Медиалогия» [3]. Его микроблог регулярно обновляется, но в последнее время носит скорее официозный характер, хотя вначале Цуканов вел коммуникацию более «человечно», позволяя себе записи довольно личного характера.

Одним из показательных примеров политической коммуникации в сети губернатора Н. Цуканова является Интернет-конференция, которую глава региона провел 21 декабря 2013 года. На конференции в режиме онлайн губернаторы были заданы различные вопросы общественно-политической тематики; трансляция происходила и в Сети, и в традиционных СМИ — эфир на местном телеканале, новостные статьи в газете.

Глава города Калининграда Александр Григорьевич Ярошук в 2014 году стал самым медийным градоначальником на Северо-Западе РФ — такие данные приводит портал «Медиалогия» [4]. Глава города имеет множество блогов и площадок для политической коммуникации: аккаунты в «Живом Журнале», «Твиттере» и «Амберклабе», где Ярошук отвечает на многочисленные вопросы пользователей, оставляет развернутые комментарии на различные общественно-политические темы.

В 2010 году градоначальник зарегистрировался в «Живом Журнале», где меньше чем за год опубликовал всего 10 тем для обсуждения. Большинство постов носили официозный характер, однако и такая активность быстро закончилась. Пожаловавшись на критику со стороны интернет-сообщества, мэр избрал «Твиттер» и «Фейсбук» своими новыми платформами для общения с интернет-аудиторией. Однако и там он также слабо проявлял активность. В своем аккаунте на «Фейсбук» политик отмечал, что освоение современных технологий дается ему тяжело и что данный вид коммуникации отнимает много ресурсов.

Что касается взаимодействия власти и представителей блогосферы, все довольно противоречиво. По мнению некоторых наблюдателей, властям даже удалось разрушить работу клуба блогеров «Амберкант», который сам себя характеризует как «Сообщество блогеров, хипстеров и прочей интеллигенции Калининградской области». Некоторые блогеры утверждают, что на портале создана неблагоприятная дискуссионная атмосфера, что привело к закрытию официального портала клуба «Амберкант».

При этом в блогосфере Калининградской области успешно функционирует другой дискуссионный клуб — «Амберклаб», куда входят такие видные члены клуба как Власенко Н. В., Гинзбург С. И., Дорошок К. Ю., Чемакин Д. А., названный уже Ярошук А. Г., Кузин В. И., Трушко М.С, Абрамов В. Н. и другие.

Что касается лидеров общественного мнения, особую роль в контексте развития политических Интернет коммуникаций играет блог Соломона Гинсбурга, депутата Калининградской областной думы, члена Федерального гражданского комитета политической партии «Гражданская Платформа». Являясь одним из самых активных блогеров региона, автор поднимает актуальные политические темы, разворачивает оживленную дискуссию в комментариях — их он получает в среднем около 50 на каждую публикацию [5].

Наиболее популярными гражданскими активистами-блогерами можно назвать Дмитрия Трунова и Романа Юхновеца. Дмитрий является «Послом Живого Журнала» в Калининградской области, в чьи обязанности входит продвижение локальных блогов и удовлетворение потребности бизнеса в продвижении продуктов на интернет-рынке. Свой аккаунт он ведет с 30 января 2010, а его блог занимает 480 место в общем рейтинге пользователей сайта livejournal.com.

Роман Юхновец был избран депутатом Окружного Совета депутатов МО «Советский городской округ» Калининградской области по списку КПРФ. Юхновец — член КПРФ, лидер местного отделения общественного движения «Левый фронт». Роман ведет активный блог на «Радио Эхо Москвы», в Твиттере, на сайте RuGrad.EU и «Живой Журнал». Его блог занимает 1098 место в общем рейтинге пользователей сайта livejournal.com.

На сегодняшний день выделить одну площадку, которая была бы наиболее популярна в общественно-политическом сегменте довольно трудно: активно используются не только всемирные социальные сети («Твиттер», «Фейсбук», «Живой журнал»), но и блоги региональных и федеральных СМИ — «Руград», «Новый Калининград», «Эхо Москвы».

В блогосфере Калининграда бурно обсуждаются вопросы сохранения исторического наследия города, проходит сбор средств на лечение или другие благотворительные цели, но, пожалуй, самой популярной темой остается политическая протестная активность, затрагивающая тему отставок по требованию или выборов чиновников разного уровня. Ярчайшим примером результата подобных инициатив стала так называемая «Мандариновая революция» [6].

Начавшаяся с повышения транспортного налога от 1 января 2010 года и протестных выступлений водителей и байкеров, протестная волна захлестнула и других горожан, недовольных политикой «московского ставленника» губернатора Георгия Бооса. После «автомобильного» митинга в социальной сети «ВКонтакте» стали появляться группы и мероприятия, призывавшие принять участие в повторных акциях протеста. Позднее состоялось еще два митинга — 12 декабря 2010 года, собравший уже чуть более 5000 человек и 30 января, где участвовало около 12 000 граждан. Однако самой яркой с точки зрения представленности в блогосфере, стала мартовская акция, в рамках которой стихийно, без всякой организации собралось 2 тысячи человек. Она и дала название «Мандариновая революция» всей громкой политической истории. Дело в том, что «Мандарином» в городе называли Георгия Бооса по аналогии со сказкой Джанни Родари о Чипполино. Когда стало известно, что на месте проведения митинга, у Дома Советов, будет проходить сельскохозяйственная ярмарка, креативная идея родилась, видимо, сразу в нескольких головах. В итоге собравшиеся на митинг поднимали руки вверх, держа мандарин и скандируя: «Бооса в отставку!». Через некоторое время губернатор был освобожден от занимаемой должности.

Другими яркими примерами взаимодействия власти и гражданских активистов местной блогосферы можно назвать кампанию по сохранению старинной немецкой брусчатки на мостовых города, позволившую оставить нетронутой старинное дорожное полото на 60 из 106 улиц; акцию по сбору овощей и фруктов для обитателей местного зоопарка (плавно приведшей к увольнению мэром города директора зоопарка Людмилы Аноки); кампанию по очистке побережья национального парка Кужская коса от мусора. При этом были использованы самые различные платформы и каналы — от «Фейсбука», «ВКонтакте» и «Твиттера», до офлайновых СМИ и пресс-служб отдельных ведомств.

Анализируя все вышеизложенные факты, можно сделать вывод о том, что современные новостные интернет-площадки области представляются перспективной базой для формирования массовой политической коммуникации с представителями государственной власти. Такие площадки будут выступать в качестве посредников между субъектами коммуникации, позволяя реализовывать самые разные проекты — от сугубо социальных до управленческих.Сложившееся интернет-сообщество области дало толчок многим общественным инициативам, которые уже выходят из виртуального пространства в жизнь. Гражданские активисты в Сети стремятся превратиться в политических акторов, они стремятся к борьбе за власть. Интернет, таким образом, даст возможность работы нового политического лифта, который позволит различным гражданским активистам проявить себя и, возможно, стать действующими политическими акторами.

Литература:

  1. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху. 2001. — URL: http://www.nethistory.ru/biblio/1043176006.html (дата обращения: 25.05.2016 г.).
  2. В Минкомсвязи подвели итоги конкурса развития электронного правительства в регионах России [Электронный ресурс]. — URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43628 (дата обращения: 27.05.2016 г.).
  3. Рейтинг губернаторов-блогеров — май 2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mlg.ru/ratings/governors/4225/2/0/0/ (дата обращения 05.06.2016 г.).
  4. Янтарный остров [Электронный ресурс]. — URL: http://yaostrov.ru/social/item/16840-yaroshuk-stal-samym-medijnym-gradonachalnikom-na-severo-zapade-rf (дата обращения 15.06.2016 г.).
  5. Официальный блог С. И. Гинсбурга на сайте «Руград» [Электронный ресурс]. — URL: http://rugrad.eu/communication/blogs/blog_Ginzburg/ (дата обращения 10.06.2016 г.).
  6. «Калининградская революция»: год спустя [Электронный ресурс]. — URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=12417(дата обращения 30.05.2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Калининград, блог, взаимодействие власти, Георгия, место, общий рейтинг пользователей сайта, официозный характер, политическая коммуникация, Россия.


Задать вопрос