В настоящее время существуют различия в определении понятия экономики современного общества. Экономику XXI в. называют экономикой знаний, постиндустриальной экономикой, информационно-сетевой экономикой… Научное знание и информация стали не только одним из факторов производства, но и фактором экономического роста, главным источник стабильного устойчивого развития общества.
Появление и широкое развитие интернет-технологий, позволяющих выстраивать деловые отношения в сети Интернет, привело к формированию сетевой экономики, электронного бизнеса и сетевых форм организации.
На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса; именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики [1].
Однако процесс перехода России к рыночным отношениям не сопровождался своевременным внедрением средств ИКТ в экономику. В результате получило распространение явление, связанное с отсутствием в сегменте электронной коммерции менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и опытом, как результат — отсутствие потенциальных покупателей и заинтересованности к покупкам в сети Интернет. И хотя сейчас электронная коммерция в России стремительно набирает обороты, все же это относительно молодое направление в российской экономике.
Несомненно, оборот интернет-торговли увеличивается ежегодно достаточно высокими темпами, т. к. электронная среда предоставляет возможности для продвижения товаров.
Явления, наблюдаемые в сфере электронной торговли, невозможно однозначно трактовать как преимущества или недостатки. Их влияние многофакторно, причем сегодня преимущества могут компенсировать проблемы, а завтра — наоборот.
К таким явлениям можно отнести т. н. сетевой эффект. Суть данного эффекта состоит в том, что при увеличении количества пользователей сетевого блага, его ценность увеличивается, а цена убывает с увеличением его объема [3, с. 205]. В качестве яркого примера приведем использование на протяжении длительного периода операционных систем Майкрософт (Windows) на рынке программного обеспечения. В данном случае срабатывает «эффект сетевых ловушек» — эффект перемещения издержек из одной отрасли в другую, связанный с технологической зависимостью [4]. При появлении на рынке программного обеспечения более совершенных операционных систем пользователи продолжают, как правило, использовать стандарты Майкрософт, переключение на другие системы им видится бессмысленным. В качестве основных причин выделяют следующие:
приобретение другой операционной системы (далее — ОС) требует больших затрат;
у пользователя приобретены различные программы, разработанные под используемый стандарт (например, Майкрософт);
у других пользователей установлено аналогичная ОС и обмен с другими ОС создает трудности.
Эффекты ловушки влияют на техническое развитие, которое, в свою очередь, происходит нелинейно. На глобальном уровне проявляются институциональные ловушки, то есть неэффективные устойчивые нормы, приобретающие самоподдерживающий характер. Характерный пример такой институциональной ловушки — проблема QWERTY, впервые изложенная в работе американского экономиста П. Дэвида [6, с. 143–149]. Внедрение более эффективной системы — DSK требует времени обучения и увеличивает трансакционные издержки.
Сетевые блага неразрывно связаны друг с другом, поэтому для полного понимания его особенностей необходимо рассматривать свойства этого блага в комплексе. Так, в условиях наличия сетевых внешних эффектов производители сетевых благ могут устанавливать монопольно высокие цены, ограничивая действия конкурентных сил.
Общеизвестно, что товар обладает редкостью, полезностью и ценой. Широкое распространение технологий снижает редкость товара, но повышает его полезность. Избыточное предложение товара также приводит к снижению ценности, вне зависимости от рынка, на котором данный товар распространяется.
Учитывая вышесказанное, выделим основные проблемы развития электронной торговли.
1 К числу таких проблем относится отсутствие возможности непосредственного контакта с приобретаемым товаром. Данная особенность характерна для всех форм дистанционной торговли. У потребителя возникает психологический барьер, так как они воспринимают такую покупку как авантюру.
Многие покупатели перед покупкой тщательно анализируют и рассматривают товар в магазине, а затем его приобретают в Интернете. Однако встречается и противоположная ситуация: анализируется товар в сети, а окончательный выбор и покупка происходит в стационарном магазине. По сути, покупатели страхуют свои риски.
Экономия времени и денег — главные преимущества покупок в интернет-магазинах. С психологической точки зрения нажать кнопку «купить» значительно проще, нежели положить товар в корзину в магазине. Тем самым, электронная торговля провоцирует легкие и необдуманные покупки. Именно поэтому в интернет-магазинах наибольшее распространение получила стандартизированная продукция массового потребления.
2 Слабая развитость такого элемента инфраструктуры электронной коммерции, как система своевременной доставки товара покупателю в любой регион России; это обусловлено отсутствием развитой сети складов готовой продукции.
3 Недостаточная надежность в обеспечении защиты информации. При оформлении заказа в магазинах требуется приватная информация о заказчике, существует вероятность утечки данной информации недобросовестными субъектами рынка и дальнейшего ее использования в корыстных целях. В этом случае минимальные потери — это получение рассылок рекламных материалов, а максимальные — незапланированные убытки.
4 Недоверие к новым формам оплаты со стороны потенциальных потребителей. Несмотря на то, что потребители осознают преимущества интернет-покупок, существует психологический барьер. Многие не готовы отказаться от сложившихся стереотипов. Поэтому риск оппортунистического поведения является одним из главных факторов, который сдерживает развитие электронной торговли (рис. 1).
5 Институциональное регулирование электронной торговли. Согласно Гражданскому Кодексу РФ не устанавливаются какие-либо ограничения на осуществление сделок в сети [2].
К сожалению, российское законодательство в данной области носит рамочный характер, о чем свидетельствует до сих пор не принятый федеральный закон «Об электронной торговле».
6 «Зависание» сайтов продавцов, линий провайдеров. В последнее время технические неполадки встречаются не часто, однако они могут причинить вред как потребителям, так и другой стороне.
7 Распространение мошенничества по продаже низкокачественной продукции. Кроме того, многие продавцы ведут недобросовестную политику, например, игнорируют жалобы, отправленные по электронной почте; удаляют негативные отзывы и генерируют положительные.
Рис. 1. Способы оплаты в интернет-магазинах [5]
8 Сложность вовлечения новых участников, связанная с отсутствием опытных менеджеров по продажам, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов обслуживания, вследствие чего внимание уделяется непосредственно Интернету (дизайну проекта), а не реальной торговле как таковой и бизнес теряет потенциальных покупателей.
Таким образом, как любое экономическое явление развитие электронной торговли зависит от множества факторов, имеет свои проблемы.
Перечисленные выше проблемы можно разделить на следующие группы:
психологические (отсутствие возможности непосредственного контакта с товаром);
институциональные (правовое регулирование, недоверие клиентов);
технические (неразвитость инфраструктуры, безопасность платежных систем).
Многие из указанных проблем носят противоречивый характер, некоторые из них являются текущими, другие — фундаментальными. Поэтому решение указанных проблем является актуальной научной задачей.
Литература:
- Авдеева Е. А., Бочкова Е. В. Электронная торговля в России: состояние и проблемы при переходе к информационно-сетевой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.2. — С. 216–222.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Корнейчук Б. В. Информационная экономика. — СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
- Назарова И. Б., Дианова Т. В. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек. // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — № 4.
- Розничная онлайн-торговля в России [Электронный ресурс]. — https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_ecommerce. — 25.06.2016.
- David, P. A. Clio and the Economics of QWERTY / P. David // American Economic Review Papers and Proceedings. –1985. –№ 2. — P. 143–149.