Формирование универсальных учебных действий в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шмидт, Е. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е. В. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32681/ (дата обращения: 18.10.2024).



Согласно современным нормативно-правовым документам, основной целью образования является развитие личности обучающегося. На первое место встает подготовка полноценного члена общества, готового непрерывно учиться. Достижение результата будет возможно с помощью формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД). А. Г. Асмолов отмечает, что «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, c. 26]. Значимое место уделяют формированию УУД, начиная с начальной школы. ФГОС НОО «устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: <…> метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [2].

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1, c. 28]. Каждая из групп требует пристального внимания в процессе научения. В контексте учебных дисциплин происходит формирование разных видов УУД и определенного разграничения по предметам нет. Формирование перечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и дисциплины учитель выбирает различные способы работы для развития УУД. Далее следует таблица, где представлены УУД, которые должны формироваться на уроке.

Таблица

Фрагменты тематического планирования курса «Математика» 1 класс

Тема урока

Элементы содержания урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Роль математики в жизни людей и общества. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями.

- формировать положительное отношение к школе;

- развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.

-предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики.

-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

-знать навигационную систему учебника (систему условных знаков).

Сравнение групп предметов

Сравнение групп предметов: «больше», «меньше», «столько же».

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- анализировать объекты;

- осуществлять сравнение;

- овладевать действием моделирования.

- учитывать разные мнения и уметь обосновать собственное.

- сравнивать две группы предметов;

- делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше (меньше).

Число 0.

Название и запись цифрой натурального числа 0. Сложение и вычитание с числом 0.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- организовывать свою деятельность.

- выделять и формулировать познавательную цель.

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- определять место числа 0 в последовательности чисел от 0 до 10;

- писать цифру 0, соотносить цифру 0 и число 0.

Решение примеров и простых текстовых задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Дополнение условия недостающими данными или вопросом.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- структурировать знания.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

решать текстовые задачи арифметическим способом;

- дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Проверочная работа

Контроль и учет знаний

- формировать адекватную, позитивную самооценку и самоприятие.

- контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее.

- применять знания и способы действий в измененных условиях.

- осуществлять рефлексию своих действий.

- соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы.

Подготовка к введению задач в два действия.

Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.

- формировать адекватную мотивацию учебной деятельности.

- осмысливать способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных.

- строить логическую цепь рассуждений

- слушать и вступать в диалог

- наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
Основные термины (генерируются автоматически): действие, рабочая тетрадь, адекватная позитивная осознанная самооценка, арифметический способ, жизнь людей, какая группа предметов, продуктивное взаимодействие, роль математики, сравнение групп предметов, учебная деятельность.


Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Таксономический подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в основной школе

Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе

Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Современные педагогические технологии в начальной школе

Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе

Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе

Использование инновационных педагогических технологий на уроке в начальной школе

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Таксономический подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в основной школе

Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе

Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Современные педагогические технологии в начальной школе

Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе

Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе

Использование инновационных педагогических технологий на уроке в начальной школе

Задать вопрос