Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию.
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако к середине 90-х годов высшая школа вошла в глубокий кризис.
Основные проявления кризиса высшей школы:
1. Обесценивание высшего образования. Ни для кого не секрет, что сейчас при устройстве на работу зачастую важно именно наличие диплома о высшем образовании, а не его содержание. Диплом может быть даже по специальности, в корне отличающейся от требующейся при приеме на работу. Абитуриенты подают заявления не только в разные вузы, но и на совершенно разные специальности, преследуя только одну цель — попасть на бюджетные места. У таких ребят нет конкретной цели, им все равно, где учиться, им неважно, какую профессию получать, лишь бы получить диплом о высшем образовании. Нужно ли говорить, что от этого страдает мотивация в процессе получения высшего образования
2. Уже не первый год во всех вузах страны, наблюдается диспропорция: с одной стороны, огромное количество желающих поступить на такие специальности, как экономика, право, международные отношения, государственное и муниципальное управление, связи с общественностью, социально-культурный сервис и туризм, менеджмент и т. д., а с другой стороны, — низкие конкурсы на инженерно-технические (за исключением строительства и специальностей, связанных с информационными технологиями) и естественно-математические специальности.В результате сложился своеобразный кризис перепроизводства — в последние годы в России выпускали так много юристов, экономистов и управленцев, что даже в такой большой стране, как наша, устроиться им негде, Большинство свежеиспеченных экономистов и юристов работают секретарями и продавцами-менеджерами, в то время как на рынке труда наблюдается дефицит инженеров, конструкторов, технологов.
3. Менталитет русского студента всегда отличался от студента заграничного. Если для иностранцев, будь то европеец или азиат, получение знаний становится главной целью на протяжении всего курса обучения, то нашими обучающимися студенчество главным образом воспринимается как веселое время, свободное от комплексов и запретов. Если подходить с научной точки зрения, то главная проблема российских студентов — отсутствие мотивации, или же мотивация неправильная. Действительно, зачем тратить столько времени на занятия, если при устройстве на работу никому не интересно, какую оценку вы получили за курсовую работу на профессиональную тему, или как часто посещали семинары. Если даже при наличии красного диплома вкупе с дополнительными профессиональными курсами на вакантную должность могут взять некоего Василия с неоконченным высшим только потому, что он сын начальника?
Мотивация возникает тогда, когда у студента есть цель. Не мамина мечта видеть сына врачом, не список самых высокооплачиваемых специальностей за последний год, не желание пойти учиться туда, где ближе к дому или туда, куда поступили школьные товарищи, а именно цель стать специалистом в той области, которая действительно вызывает интерес. Она может быть немодной, не самой практичной, но только при личном участии и осознании своей цели студент будет ходить на занятия, общаться с сокурсниками и преподавателями и читать дополнительные материалы.
Обратим внимание на организацию жизни западных студентов — студенческие кампусы, жить в которых удобно хотя бы с бытовой точки зрения; сообщества, кружки и социальные группы, посещать которые не стыдно или обременительно, а почетно, попасть в которые сродни зачислению в высшее студенческое общество. И речь идет не о группах «Вконтакте», объединенных лозунгом «Как забить на пары и не вылететь из универа», а именно группы, собранные ради какой-то идеи, научной или социальной.
Привычка русского человека полагаться на счастливый случай и получать что-либо, не прилагая к этому усилий, также сильна. Какой еще студент сможет выучить месячный объем лекций за пару ночей, получить пятерку, и потом отмечать это событие обильными возлияниями еще трое суток, несмотря на то, что следующий экзамен совсем скоро? Какой другой сотрудник может, использовав все средства маскировки, играть на рабочем месте в игры, а потом в последний момент выполнить свои должностные обязанности так идеально, что и возразить нечего?
Вот факторы, которые сегодня просто не дают возможности студенту XXI века полностью «отдаться» учебе:
Лень. Это первопричина, почему современный студент плохо учится. Как говориться, «лень родилась раньше нас». Но это не значит, что ее нельзя победить. Только тот не борется, кто не хочет. И под ленью маскируются разные оправдания: «Мне не дано понять этот предмет», «Мне эта дисциплина не пригодится в будущем», «Мне вполне достаточно тройки, ведь я не собираюсь связывать с этим предметом свою жизнь» и т. д. Причин может быть множество, но все зависит лишь от личного желания и состояния студента.
Зависимость от Интернета. Эта вторая по значимости причина (после лени), которая мешает сегодняшним студентам учиться. Социальные сети, интернет-игры, фильмы-онлайн — сегодня это забирает полжизни у современного учащегося. Не только у студента, но и у обыкновенного школьника. Это, как водоворот: парни и девушки, прибегая из школы или ВУЗа, даже не раздеваясь и не обедая, сразу садятся к мониторам. В наше время молодежь просто не умеет рационально распределять свое свободное время, поэтому вполне нормально, когда студент играет в сетевые игры до 3–4 часов ночи, ну а потом, естественно, в 7 часов не может открыть глаза, чтобы отправиться на учебу.
Работа. Студенту всегда не хватает денег. Да и родители не могут оплачивать и учебу в ВУЗе своему ребенку, одевать и обувать его, да еще и на карманные расходы давать столько, чтобы хватало. Поэтому многие молодые люди пытаются подработать самостоятельно, совмещая работу с процессом обучения в университете. Но, к сожалению, только единицы способны совмещать заработок и учебу, не в ущерб последней. В итоге работа забирает все силы и энтузиазм, а свободное время, если и остается, то его мало, кто же его будет расходовать на домашние задания, ведь еще и отдохнуть хочется.
Отсутствие уважения к преподавателям и системе образования в целом. Сейчас, придя на пару, студент запросто может ответить, что он не готов к занятию. Или вообще можно не пойти в ВУЗ, потому что сегодня у него плохое настроение. Студенты позволяют себе врываться в аудиторию во время семинара или лекции, препираться с преподавателем, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или «бродить» по Интернету), не реагировать на замечания. Это продукт нашего времени, результат вседозволенности и безнаказанности. Учащийся знает, что ему за его проступки ничего не будет: из института не исключат, да и родителей в наше прогрессивное время вызывают только в крайних случаях.
Несмотря на вышеперечисленные негативные стороны российского высшего образования, в последние два-три года наметились позитивные тенденции, в первую очередь выражающиеся в повышении интереса к инженерным, технологическим и конструкторским направлениям подготовки и увеличению конкурса абитуриентов на эти направления. Ведь будущее инновационной экономики России — за инженерными кадрами в области рационального природопользования, нано-, био-, энергосберегащих и инфотелекоммуникационных технологий и адаптивными к потребностям рынка труда и задачам социально-экономического развития регионов.
А это значит, что в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, развития мира в условиях глобализации система высшего образования должна чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, учитывающие социальные, экономические и духовные процессы, происходящие в обществе. Лишь в таком случае она сможет обеспечивать его прогресс.
Что для этого необходимо?
Как это ни странно звучит, но необходимо изменить отношение к преподаванию, необходимо повышать интерес студентов к получению знаний.
Возможный ответ на поставленные вопросы может дать развитие электронного обучения (ЭО, e-Learning) и тесно связанных с ним технологий дистанционного обучения (ДОТ). В основе электронного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообучении и саморазвитии обучающихся, сочетание различных форм и методов взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В электронном обучении создано комфортное информационное пространство. Электронные курсы доступны в любой момент времени и из любой точки мира, где есть доступ в Интернет. Они предоставляют обучающимся доступ к качественному учебному контенту, разработанному с использованием, помимо традиционной текстовой и графической информации, всех средств мультимедиа: цвета, анимации, видео, звука; все важные ссылки на учебно-методические ресурсы дисциплины; средства для самообучения, самоконтроля знаний, умений и навыков. Это обеспечивает наглядность изучаемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации.
Обучающийся сам может определить скорость и интенсивность обучения, количество повторений одних и тех же модулей, необходимость изучения отдельных разделов и т. д., полностью адаптирует весь процесс обучения под свои личные возможности и потребности, реализует индивидуальные образовательные траектории.
Интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа обучающихся при возможности контакта с преподавателем, выполняющим роль инструктора и наставника. Это способствует формированию навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени. Самостоятельная работа направлена не только на закрепление знаний, но также и на развитие творческих навыков, умение ориентироваться в потоке информации, на правильную организацию своего времени.
Чаты, форумы, анкетные опросы, системы мгновенного обмена сообщениями, электронная почта — все это повышает эффект взаимодействия между преподавателем и обучаемыми и между самими обучаемыми.
Новая образовательная среда открывает обучающимся и преподавателям доступ к новейшим высокотехнологичным информационным и телекоммуникационным продуктам, таким как телеконференции, видеолекции, электронная почта, вебинары, интерактивные тренажеры, средства контроля и оценки знаний, Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, электронные библиотеки, справочники, словари, ресурсы других образовательных центров и т. д.
Электронные курсы успешно интегрируют в себе и балльно-рейтинговую технологию обучения, и электронные системы тестирования, и электронные обучающие системы, и элементы проектной деятельности. Поэтому электронное обучение называют технологией XXI века, призванной помочь молодому поколению адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни в постиндустриальном, информационном обществе.
Электронное обучение можно рассматривать как средство повышения мотивации и развития мышления студентов, оно способствует самообучению и саморазвитию участников образовательного процесса.
Таким образом, для выхода из кризиса сегодня крайне необходимо формирование новой парадигмы образования, предполагающей ориентацию на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких форм обучения, организация разнообразных форм самостоятельной работы, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/consultant/ru/law/hotdocs/23125/html.
- Бояркина Л. А., Бояркин В. В. Тенденции кризиса высшей школы в регионах России // Человек в системе образования: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции тенденции и перспективы / отв. ред. Э. Г. Ярмухаметов. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. — С. 34–39.
- Бояркина Л. А., Ледак Л. П. Технологии электронного обучения как средство обеспечения доступного качественного образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 26. — С. 45–50.
- Бояркина Л. А. Пути и возможности преодоления кризиса российской высшей школы в Поволжском государственном технологическом университете // Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук: XXII международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых. — М: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014.– с. 156–159.