Проблема леворукости подростков рассматривается в работах М. М. Безруких, Е. И. Николаевой, Е. А. Климовым, В. Г. Степанова, М. С. Тохтамишян, Е. Г. Тотьмяниной и др. Что такое «леворукость»? Многие полагают, что рукость — это очевидное качество, и оно определяется по тому, какой рукой человек пишет. Более того, если он пишет правой рукой, то и все остальные действия выполняет ею же. Однако оказывается, что большинство людей в разных действиях используют разные руки, никогда не задумываясь над этим. Таким образом, леворукость — это наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Существует две гипотезы, объясняющие механизм происхождения леворукости. Первая объясняет ее генетическими причинами. В этом случае левые признаки должны быть и у родителей ребенка. Вторая объясняет леворукость патологией, то есть ранними травмами, например, при рождении ребенка, или особенностями внутриутробного развития.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к феномену левшества, особенно к его моторной стороне — леворукости (следует отметить, что в данной статье мы будем использовать термины «леворукость» и «левшество» в качестве синонимов, несмотря на их некоторое смысловое различие). В литературных источниках отмечается увеличение процента левшей за последние десятилетия, поэтому возникают проблемы выявления, обучения и развития левшей, подготовки педагогов для работы с леворукими учащимися и т. д. Одной из таких актуальных проблем является профессиональная ориентация леворуких детей.
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
Подростки, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина — это дети в возрасте 11–15 лет [2]. При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбия, стимулирование к сознательному выбору труда, развитие творческих способностей учеников, ознакомление их с разными видами профессиональной деятельности. Н. С. Пряжников считает, что поднимать вопросы профориентации необходимо уже в младшем подростковом возрасте, и даже в начальных классах [4]. В настоящее время недостаточно развита система ранней профориентации, и основная работа начинает проводиться только в старшем подростковом возрасте, что делает данную профориентационную работу неэффективной.
Наше исследование проводилось на базе СОШ № 7. В исследовании приняли участие 36 учащихся 7–8 классов в возрасте 13–14 лет. Для выявления леворуких подростков, желающих профессионально самоопределиться, нами использовались следующие методики: тест «Ведущее полушарие мозга», экспресс-тест «Художник или мыслитель?" и методика Л. А. Йошайши на определение сферы профессиональных предпочтений учащихся.
Анализ результатов.
Фактически (на основании изученных документов и наблюдений классных руководителей и учителей-предметников) в двух исследованных нами классах обучается 4 леворуких учащихся, по 2 в каждом классе. Однако результаты методик показали неоднозначные результаты у испытуемых.
Это можно объяснить неоднородностью явления леворукости, и, соответственно, праворукости. Известно, что существуют такие феномены, как «переученный» или скрытый левша. Также существуют амбидекстеры, то есть люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Также некоторые наши методики были направлены на определение ведущего полушария мозга. Считается, что леворукость служит показателем определения ведущего полушария мозга, однако результаты исследования показали, что это не самый главный показатель. Слишком много факторов определяет поведение ребенка, и «рукость» среди них — значимый, но не определяющий параметр.
Методика 1. Для определения функциональной асимметрии правого и левого полушария мозга и характера был использован тест «Определение типов межполушарной асимметрии». Тест основан на врожденных реакциях человека, которые мало изменяются в течение жизни.
По результатам диагностики из 16 опрошенных 8 класса абсолютных правшей выявлено 3 подростка (19 %). У них доминирующим является левое полушарие и принято считать, что этот человек отличается аналитическим складом ума. Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная сфера) не было выявлено. У остальных 13 учащихся (81 %) представлен смешанный тип межполушарной асимметрии.
Следует отметить, что у детей, которые пишут левой рукой, выявился смешанный тип межполушарной асимметрии и равное преобладание левых и правых признаков.
Из 20 опрошенных 7 класса среди абсолютных правшей присутствует один учащийся (5 %), и среди абсолютных левшей тоже один учащийся (5 %).Смешанный тип межполушарной асимметрии представлен у 18 учащихся (90 %).
Здесь также наблюдается неоднородность феномена левшества. Двоим детей, которые пользуются при письме левой рукой, также принадлежат смешанные типы асимметрии. В то же время 1 человек с результатом абсолютной левши пишет правой рукой. Это значит, что по биологическим параметрам человек является левшой, но вследствие определенных социальных факторов, случившихся в течение жизни учащегося, он этого не проявляет в социально контролируемых действиях, например при письме. Одной из причин такого поведения может быть переучивание.
Методика 2. Для того, чтобы определить какой тип мышления у ребят -логический или наглядно — образный, мы использовали экспресс — тест «Художник или мыслитель».
Результаты:
Левша. Развито правое полушарие — художественный тип мышления. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать, даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению — художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
Правша. Левое полушарие — логический тип мышления. Оптимисты, они считают, что большую часть своих проблем могут решить самостоятельно. Он, как правило, без особого труда вступают в контакт с людьми. В работе и в житейских делах больше полагаются на расчет, чем на интуицию. Испытывают больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Им легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Эти ребята могут стать хорошими математиками, преподавателями точных наук, конструкторами, организаторами производства, программистами, пилотами, водителями, чертежниками.
Амбидекстеры. Равномерное развитие — в равной степени сочетают в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны их успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец — все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
Вывод: в обоих классах преобладают учащиеся с более развитым правым полушарием (18 человек — 50 %). Поскольку это опросник, здесь результаты показывают субъективную оценку своего мышления. Таким образом, половина опрошенных ребят склоны мыслить образно, а не логично, любят творчество и не любят анализировать. У 13 человек (36 %) равные результаты левого и правого полушария, это может означать либо одинаковую развитость полушарий, либо еще несформированность связей между ними. Этот вариант подтверждает то, что в 7 классе равнополушарных результатов больше, чем в 8. Общеизвестно, что чем более ранний возраст ребенка, тем меньше выражена у него сформированность межполушарной асимметрии.
Методика 3. Для определения профессиональных склонностей мы использовали опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.
Результаты (7–8 класс). Наиболее выбираемые профессии:
Таким образом, профессиональные предпочтения леворуких и праворуких подростков отличаются друг от друга. Так, левши в основном предпочли такие профессиональные сферы, как физический труд (43 %), материальные интересы (22 %) и работа с людьми (13 %). Самыми непопулярными среди левшей видами деятельности оказались технические интересы (4 %), сфера искусства (9 %) и умственный труд (9 %). Есть данные, что леворукость чаще встречается среди спортсменов игровых видов спорта (волейбол, регби, футбол, хоккей) и очень редко — среди инженеров. Нет леворуких среди спортсменов-стрелков и штангистов. Их много среди каратистов (16 %) и борцов (50 %). Самые успешные боксеры — среди леворуких и амбидекстров. Они завоевывают в соревнованиях высокого ранга 30–40 % золотых медалей.
По результатам 1 методики нами был выявлен один абсолютный левша и еще 7 учащихся с преобладающими левыми признаками. 2 методика выявила 18 «правополушарников». Нами был произведен отбор тех детей, в чьих результатах преобладало левшество по обеим методикам. Таким способом из выборки в 36 учащихся помимо четырех фактически пишущих левой рукой детей нами было выявлено еще 5 скрытых левшей.
Знание различных видов межполушарной асимметрии чрезвычайно важно для теории и практики профориентационной работы в школе. Ибо устойчивое доминирование у человека правополушарного стиля свидетельствует о наличии у него природных задатков к широкому классу гуманитарных профессий, а левополушарного стиля — к естественнонаучным и техническим. Таким образом, учителям необходимо учитывать в своей работе с учениками знания о психологических особенностях левшей и правшей. Нами были выделены следующие особенности профориентационной работы с левшами.
Во-первых, планируя общее направление профориентационной работы, следует предусмотреть методические приемы, обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие всех психических познавательных процессов учащихся. Например, в средних и старших классах общеобразовательной школы учителя перестают целенаправленно развивать восприятие и воображение школьников. Это является препятствием для приобретения учащимися художественных профессий и развития творческого начала в большинстве других специальностей. Мы увидели, что сфера искусства среди левшей не является популярной, вероятнее всего из-за того, что развитию творческой сферы не уделяется достаточного внимания. Такими приемами могут быть коррекционно-развивающие задания, построенные на материале занятий или используемые в процессе организации внеучебной деятельности детей.
Во-вторых, многие ученые считают, что правополушарные люди выделяются своей повышенной эмоциональностью и меньшими регуляторно-волевыми возможностями. Из этого следует, что в процессе профориентации и подготовки ученика к конкретной специальности требуется обеспечить не только определенным образом направленное и организованное развитие познавательной сферы, когнитивных способов, но и развитие и корректировку эмоционально-волевой. Во всех профессиях нужны сильные эмоции и управляющая ими сильная воля. Поэтому и то и другое нуждается в воспитании.
Готовых специалистов не бывает. Способные и даже очень одаренные учащиеся также нуждаются в воспитании эмоционально-волевой сферы и развитии задатков специальных способностей.
Для корректировки эмоционально-волевой сферы леворуких подростков можно использовать такие формы работы, как тренинги, направленные на развитие адекватного отношения к людям, повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений, обогащение представлений учащихся о способах решения проблемных ситуаций. Также возможно использование игр, упражнений на развитие и коррекцию эмоциональной сферы. Содержание профориентационной работы целесообразно расширять разнообразными видами арт-терапии и беседами.
В-третьих, наличие у человека того или иного ведущего полушария связано у него с формированием некоторых весьма важных черт характера, необходимых для определенных видов профессий. Однако ни в общеличностном, ни в профессиональном плане полушарность не определяет всей структуры характера человека. Здесь открывается большое поле деятельности для учителя, а в особенности для самого учащегося, который готовится к овладению выбранной им профессией, формируя свою индивидуальность.
Для формирования необходимых черт характера можно использовать метод поощрения. Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека.
В-четвертых, овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. В таких гуманитарных профессиях, как, например, писатель, журналист основой профессионального успеха является яркая образность, связанная с доминированием правого полушария. Но она может выразиться в профессиональной форме только при наличии богатой авторской речи, в данных случаях письменной. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Причем здесь потребуется не только усвоение правил орфографии, пунктуации, синтаксиса и пр., т. е. то, на что обычно ориентируют учащихся преподаватели русского языка в средней школе, а организация развития всего способа левополушарной переработки информации. Причем ученикам с закрепившимся правополушарным стилем усвоение языка, всегда будет даваться труднее и займет больше времени, чем левополушарным. И винить их за это, упрекать в нерадивости нельзя.
Таким образом, профессиональные склонности леворуких и праворуких подростков отличаются друг от друга. Следовательно, специфика профориентационной работы с леворукими учащимися обусловлена их гуманитарными наклонностями, особенностями развития и социальной адаптацией. Нами были отражены общие выявленные особенности, которые необходимо учитывать при профориентации с данной категорией детей.
Литература:
- Николаева, Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция / Е. Н. Николаева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
- Степанов, В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: Учебное пособие для ВУЗов / В. Г. Степанов. — М.: Академ. проект, 2008. — 446с.
- Выступление Н. С. Пряжникова на семинаре «Комплексная система сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся в младшем подростковом возрасте». Москва, 2010г. http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_razvitiya_vozrastnaya_psihologiya/proforientaciya_v_mladshem_podrostkovom_vozraste/?mark=all