В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном процессе.
Ключевые слов: электронные средства, прикладные программы, педагогическая технология, интерактивные методы, Интернет ресурсы, организация использования электронные средства и методы обучения, эффективность их в учебном процессе
Процесс обучения — это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Результатами учебного процесса являются [1]:
– правильность и системность знаний учащихся;
– точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности;
– способов познания и самообразования;
– готовность к творческому применению знаний и умений;
– сформированность ценностного отношения к учебному материалу;
– готовность и устремлённость к самореализации;
– трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность,
– сформированность системы ценностей, социальная активность.
Успешная реализация задач процесса обучения зависит от его эффективности, который на него оказывает влияние целый ряд факторов:
– материально-техническая база;
– учебный план образовательного учреждения;
– программы и учебники;
– управление учебным процессом;
– уровень квалификации учителя и его личностные качества;
– качеств электронных и программных средства используемых в учебном процессе;
– технологии и методы обучения.
Рассмотрим особенности электронные и программные средства, а также технологии и методы обучения и их влияние на эффективность учебного процесса.
Как необходимое программное средство современной языковой лаборатории компьютер способствует повышению мотивации учащихся в решении учебных задач за счет новизны, активного вовлечения всех категорий учащихся в учебный процесс, способности проконтролировать одновременно всех обучаемых, объективности оценки результатов. Для учителя программные средства является мощным средством обучения, облегчающим процесс создания учебного материала, его демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них [3]. В самом учебном процессе позволяет снять с учителя самую трудоемкую работу, например, тренировочные упражнения, при котором компьютер сам контролирует и требует повторение задания до тех пор, пока показатели обучаемого не будут максимально приближены с требуемым.
Современные электронные ресурсы на электронных дисках способны вместить в себя объем информации, превышающий в несколько раз, чем обычное учебное пособие. При этом учебный материал может иметь графическое, аудио или видео сопровождение.
Мультимедийные средства выгодно отличаются от обычных книг еще одним важным свойством — интерактивностью: вы задаете вопрос — получаете ответ, компьютер задает вопрос — вы даете ответ, при этом получаете результаты контроля вашего ответа и рекомендации по исправлению в случае ошибки.
В учебном процессе могут быть использованы как готовые мультимедийные средства, так и разработанными самими учителя ми. И в том и в другом случае — это результат длительной совместной работы учителя, являющегося экспертом по содержанию, специалистов по информатике, соединяющих в себе качества художника-дизайнера, режиссера-постановщика, знающих все технические возможности компьютерных средств, а также и психолога, консультирующего о психологических возможностях будущего пользователя.
Для правильного подбора готовых продуктов в учебном процессе необходимо различать три основных типа компьютерных программ, наиболее часто встречающиеся в попытках составить единую классификацию: редактор текста, электронные таблицы, презентационные программы, графические редакторы, банк данных и тест программы.
Редактор текста — это специальная компьютерная программа, которая дает возможность легко создавать, редактировать письменные тексты, графические документы и распечатывать их с помощью принтера. Этот тип программы в целях обучения может использоваться преподавателем в двух направлениях: как инструмент для создания различного рода текстов и тренировочных упражнений и как инструмент для стимулирования учащихся для работы над этими текстами и упражнениями.
Современные текстовые редакторы, например Microsoft Word обладают широкими возможностями. Это позволяет преподавателю эффективно использовать в своих целях: легко готовить и тиражировать печатный раздаточный материал; создавать различного типа упражнения в текстовых файлах для работы в компьютерных лабораториях; хранить информацию до востребования; модифицировать и дополнять уже имеющуюся информацию; комбинировать различные документы; использовать созданные документы для обмена информации по электронной почте.
Ученик, в свою очередь, кроме перечисленных выше преимуществ освобожден от рутинной процедуры переписывания текста при выполнении письменных упражнений; имеет возможность печатать поверх предъявленного текста, легко исправлять совершенные орфографические, лексические и стилистические ошибки, проверить правильность ответов, в случае встроенных преподавателем ключей.
При обучении языка диапазон применения программные средства не ограничен, в частности, могут быть использованы на всех аспектах языка: фонетическом, грамматическом, лексическом. А также при обучении письму и чтению. Обучение при этом может проходить как в группе, так и индивидуально.
При определении эффективности электронных средств в учебном процессе следует, прежде всего, учитывать его технические и дидактические возможности, функции и помнить, что это всего лишь учебное средство, помощник педагогу, а не его замена. И самое главное, общение с программным средством не должно вызывать больших трудностей ни у учителя, ни у учащегося.
Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования, как учителем, так и учеником. В сети Интернет можно выбрать электронные ресурсы по следующим направлениям:
– конспекты уроков;
– методические разработки и дидактические материалы к урокам;
– учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам
– электронные учебники;
– презентации к урокам;
– видеоматериалы с записями уроков;
– педагогические инициативы педагогов в практической деятельности.
Основные мотивы использования Интернета учащимися:
– получение учебной информации;
– доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;
– возможность виртуальных путешествий по виртуальным музеям, библиотекам, го
родам, странам;
– участие в сетевых проектах, интерактивный режим общения со своими сверстниками.
Основная цель урока с использованием электронных ресурсов сети Интернет соответствует единой дидактической цели урока:
– образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
– развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
– воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Используя электронные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач в учебном процессе.
Кроме того, эффективность учебного процесса связана сегодня с применением педагогическими технологиями. Цель педагогических технологий — повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Педагогическая технология –это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности [2].
Технологии обучения составляют совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученика. Личностно-ориентированное обучение позволит: повысить мотивированность учащихся к обучению; повысить их познавательную активность; создать условия для систематического контроля усвоения знаний учащимися; отследить динамику развития учащихся; учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
При изучении языков наиболее значимые результаты даёт проектная технология. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества [4]. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика проектного обучения широко используется мной для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Применение электронные ресурсы Интернета и методы обучения в учебном процессе позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000
- Питюков В. Ю., Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников — М., 1995
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
- Ткачев В. О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка — АЯШ 3(11)/ 2005. — с. 64
- Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29–37.