Использование сленга и устойчивых выражений при растормаживании коммуникативной функции речи у больных с афазией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.07.2016

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Рыкова, Н. В. Использование сленга и устойчивых выражений при растормаживании коммуникативной функции речи у больных с афазией / Н. В. Рыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32389/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последние десятилетия отмечается мировая тенденция к увеличению количества инсультов и черепно-мозговых травм у лиц молодого возраста. Среди пострадавших пациентов с ЧМТ доля молодежи составляет 90 %.

Технический прогресс и развитие общества изменяет ментально-витальный лексикон молодежи. Возникают новые срезы фразеологических оборотов и идиоматических выражений, которые определяют стиль речевой коммуникации данной категории лиц.

В практике логопедической восстановительной работы метод растормаживания является ведущим средством. Он требует достаточного количества упражнений, включающих устойчивые речевые обороты (энграммы).

Впервые в практике логопедии подготовлено пособие по восстановлению речи пациентов молодого возраста.

Пособие, созданное в рамках проекта «Говорим», получило название «СЛЕНГ в логопедической практике. Упражнения» и вышло в свет в мае 2016 года в издательстве В. Секачев; Москва; 2016 г. Его авторы: Ларина О. Д., Рыкова Н. В., Савина О. А. — это специалисты, имеющие большой опыт практической работы в области нейрореабилитации. Пособие по растормаживанию произносительной стороны речи с учетом современноголексикона предназначено для практической работы специалистов в области восстановительного обучения, а также для обучения коммуникативному русскому языку иностранцев. Предназначено для логопедов, психологов, преподавателей русского языка (как иностранного), родственников.

Настоящее пособие представляет собой сборник инновационных упражнений с больными, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговую травму или имеющих другие повреждения головного мозга, устойчиво социализирующихся в сфере сленгово-речевой коммуникации.

Общеизвестно, что человеческий мозг наделён способностью к восполнению (компенсации) утраченного, что выражается в том, что непострадавшие участки мозга берут на себя функции пострадавших. Даже поврежденный мозг способен выполнять до 200–300 операций в секунду (Лурия А. Р.). Учитывая эту особенность, авторы включили в пособие методический материал, который в значительной мере решает задачи восстановления способности пациентов к речевой коммуникации через восстановление тех поврежденных участков мозга, которые являются связующим идентификационно-групповым коммуникативным звеном в указанной группе пациентов.

Предлагаемая система заданий является частью комплекса коррекционно-восстановительного обучения, предназначенного для восстановления нарушенной речевой функции. Закономерности функционирования условно-рефлекторной деятельности мозга человека и теории поэтапного формирования умственных действий выявлены и обоснованы в трудах таких ученых как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Я. Гальперин и др.

Как показывает практика, в ходе реализации коррекционно-дидактических задач восстановления речи, происходит образование большого количества условно-рефлекторных связей (сленговых ассоциаций) между различными внешними и внутренними раздражителями и реакциями на них (Рубинштейн С.Л). Какие из этих ассоциаций закрепляются в долговременной памяти в ходе восстановления речи, зависит от условий действия раздражителей. Имеются в виду, прежде всего, интервалы и количество совместных значений условных раздражителей, их контрастность, подкрепления, количество повторений и др.

Практика восстановительного обучения основана на том, что нервное возбуждение имеет свойство иррадиации — в процессе формирования любого условного рефлекса похожие раздражители вызывают сначала и похожее условную реакцию (Франкл В.). Исходя из этого, предложенные в пособии упражнения по восстановлению речи предъявляются с учетом последовательного усвоения определенных групп ассоциативных знаний: а) знаний-знакомств, б) репродуктивных знаний, в) знаний-умений, г) знаний -трансформации восстановленного количества слов в повседневную практику речевой коммуникации. Усвоение слов и правил, по которым они изменяются и связываются друг с другом, рассчитано на «следовую» память. Главной особенностью этой памяти является опора на смысловые связи (ассоциации) между словами и предложениями (Анохин К. В.).

Разработанные авторами таблицы ассоциативных связей на основе мотивированного выбора правильных ответов пациентами позволяют закреплять контент восстановленных слов посредством применения приема «выбор ассоциативных понятий», когда пациент соединяет слово-сленг с его подходящим толкованием. Быстрота восстановления речи основана на включенности пациента в психологически референтное (близкое по восприятию) ассоциативно-лингвистическое пространство речевой коммуникации (Келли Г.).

Как показала пилотная апробация методики, восстановление ассоциативных контентов индивида, являющегося объектом нейропсихологического логотерапевтического взаимодействия, целесообразно осуществлять через активизацию межполушарных связей его ассоциативно-образного мышления, отвечающего за предметную коммуникативно-лингвистическую составляющую личностной самореализации в сфере социокультурных связей.

Уникальность предложенной методики по восстановлению речи у указанной социальной группы основана на межличностном взаимодействии нейродефектолога-логопеда с пациентом в рамках активизации его межполушарных нейролингвистических связей личностной и групповой идентификации как элемента эмоционально-коммуникативной модели социализации в референтных молодежных группах общения. В предложенных авторами упражнениях основополагающим является коррекционно-восстановительное обучение, направленное на восстановление нарушенных речевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции межличностного общения в общей системе сленговой подростково-молодежной Интернет-коммуникационной фразовой речи и последующая перестройка всей функциональной системы речевого общения на основе полученных продуктивных нейролингвистических ассоциативных новообразований.

Мы считаем, что данное пособие также будет полезно при обучении русскому языку как иностранному.

Литература:

  1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1979
  2. Сеченов И. М.. Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник. 1863. № 47,48
  3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
  4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М.,2004
  5. Франкл В. Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии / Пер с англ. М., 2000
  6. Анохин К. В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти // Высшая нервная деятельность. 1997. т.47
  7. Келли Г. Функции референтной группы. М., 1984
  8. Рогов И. С. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. М.,1996
  9. Ахутпина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: МГУ, 1975
Основные термины (генерируются автоматически): речевая коммуникация, восстановительное обучение, восстановление речи, коррекционно-восстановительное обучение, молодой возраст, пособие, русский язык, связь.


Похожие статьи

Эвфемизация речи как один из факторов развития языка

Особенности развития лексического навыка посредством сленговых выражений

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Похожие статьи

Эвфемизация речи как один из факторов развития языка

Особенности развития лексического навыка посредством сленговых выражений

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Задать вопрос