Внедрение информационных и инновационных технологий в обучении привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения информационные и инновационные технологии в обучении узбекского языка.
Ключевые слова: информационные и инновационные технологии, интерактивные обучения, инновационные методы и формы в обучении узбекского языка
В учебном процессе новые информационные и инновационные технологии не отделяют друг от друга, так как широкое внедрение новых инновационных технологий изменит парадигму образования и только современные информационные технологии обеспечивают эффективное использование новых инновационных технологий.
В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан “О разработке и внедрении Государственного образовательного стандарта для непрерывной системы образования”, в Указе Президента “О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и коренного улучшения подготовки высококвалифицированных кадров” выдвинуты требования по пересмотру и реформированию системы образования в нашей стране, которые успешно осуществляются в жизнь [1].
С этой целью в настоящее время внедрено непрерывное образование, образовательные учреждения оснащаются новейшим оборудованием, в учебном процессе применяются новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, и через внедрение последних достижений науки реализует задачи воспитания творческой, активной, духовно богатой, всесторонне развитой личности
Актуальность преподавания узбекского языка в настоящее время не вызывает сомнений, однако существует ряд проблем в организации учебного процесса и методиках преподавания.
Проблемы организации учебного процесса — связаны, в первую очередь, с разработкой методик использования информационных технологий в учебном процессе, то есть, какие технологии и в каком объеме использовать при обучении.
Внедрение информационные технологии в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, делая возможным:
– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность;
– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем;
– реализацию возможностей электронных учебников (ЭУ) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.
Для процесса обучения узбекского языка существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведения занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействие с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2].
Использование информационных технологий при изучении узбекского языка позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у ученик ов интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующею интерес и пытливость ребенка. В учебном процессе компьютер дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать учебного процесса по индивидуальным программам.
Обучение узбекского языка с использованием компьютерных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется во все структуры, проводящие подготовку и переподготовку специалистов. Компьютерные обучающие системы в сравнении с курсами на видеокассетах, где информация представлена последовательно, обладают мощными возможностями ветвления и позволяют ученикам прямо включиться в интересующую их тему.
Для изучения узбекского языка современные компьютерные обучающие системы разрабатываются с помощью мультимедиа-технологии. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Мультимедийных компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Методы обучения узбекского языка имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации, и в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.
Создание компьютерных сетей предоставило в обучении узбекского языка абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области преподавании узбекского языка открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных.
Для преподавания узбекского языка на базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов Internet-учебник. Internet-учебник тоже обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя — существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом.
В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время с внедрением новых инновационных технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Внедрение новые инновационные технологии позволяют более эффективно организовать учебный процесс, предоставляют ученика новые средства, методы и источники получения учебного материала. Для совершенствования учебной деятельности учеников с применением инновационных технологии необходимы элементарные знания о современных информационных технологиях, о технических возможностях коммуникационных технологий, нужно уметь пользоваться информационным ресурсам, уметь самостоятельно работать с помощью современной компьютерной технологии, а также активно действовать, принимать решения к изменяющимся условиям жизни.
Инновационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, которые новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Современному учителю узбекского языка нужны средства не только представления интересных занятия, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний ученик ов, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
В процессе преподавании узбекского языка с применением инновационных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель должен ставит перед собой цель — обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность ученик ов, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
В настоящий момент в преподавании узбекского языка для развития познавательной и творческой деятельности учеников используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.
Инновационные технологии в обучении узбекского языка обращены на индивидуализацию, дистанционность и мобильность учебного процесса, не смотря на возраст учащихся и уровень знаний, а также представлено большое количество методик инновационных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.
Методика использования инновационных технологий в преподавании узбекского языка предполагает [4]:
– совершенствование системы управления обучением на различных этапах учебной деятельности;
– усиление мотивации учения;
– улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учеников;
– повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий;
– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологии, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных технологии;
– демонстрацию возможностей современных средств информационных технологии в учебном процессе.
Одним из методов активного обучения узбекского языка с применением инновационных технологии являются проблемное обучение, метод проектов, интерактивные технологии, деловые игры, интегрированные уроки, и т. д.
В деловой игре взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а учитель направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Деловые игры при изучении узбекского языка обеспечивают направленную активность психических процессов учеников: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на занятиях, возбуждают интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для повышения мотивации учебного процесса использование метода проектов является одним из самых удачных способов при обучении узбекского языка. Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учеников путем развития их интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе изучения учебного материала. При изучении узбекского языка ученики выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т. д.
Таким образом, организации преподавании узбекского языка на основе информационных и инновационных технологий обеспечивает более высокое качество знаний ученик ов за счет четкого планирования занятии, повышения мотивации при изучении содержания предмета. В процессе обучения узбекского языка ученики формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, выдвигать свои идеи, анализировать учебного материала.
Литература:
- Ўзбекистон Республикаси Президенти И. А. Каримовнинг “Олий таълим муассасаларининг моддий-техник базасини мустаҳкамлаш ва юқори малакали мутахассислар тайёрлаш сифатини тубдан яхшилаш чора-тадбирлари тўғрисида”ги Қарори. 2011 йил 20 май. // Халқ сўзи. 2011 йил 21 май. 2
- Новые педагогические технологии в системе образования./Под редакцией д. п.н., профессора Е. Е. Полат, Москва АСАДЕМА, 2001г.
- Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения учеников // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.
- Толыпина Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 300–301.