Стресс — неспецифическая, общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние организма в целом или нервной системы организма [1;9].
Понятие «стресс» в психологию и физиологию внедрил Уолтер Кэннон в своих работах по универсальной реакции «бороться или бежать».
Впервые описание физиологическому стрессу дал Ганс Селье. В 1936 году он издал свой первый труд по общему адаптационному синдрому, но долго не использовал понятие «стресс», так как это понятие использовалось для определения нервно-психического напряженного состояния. В 1946 году Ганс Селье начал все чаще употреблять понятие «стресс» для общего адаптационного синдрома [1; 34].
Изучение разнообразных форм стресса и его отрицательного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из преобладающих направлений прикладных психологических исследований в течении последних трех десятилетий. Об этом свидетельствует высокий рост числа публикаций по данной теме, создание новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по изучению стресса.
Устойчивость к стрессу у учащихся в учебной деятельности является системным качеством личности. Оно включает такие личностные составляющие как неудовлетворительная личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень психически-нервного напряжения, адекватное оценивание себя, высокая трудоспособность, эмоциональная устойчивость, которые обеспечивают удачное достижение цели деятельности и осуществляется в познавательной, поведенческой, мотивационной и эмоциональной сферах жизнедеятельности личности [14; 247].
Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости, являются внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относится педагогическое воздействие, межличностное взаимодействие, стимулирование система деятельностей в вузе. А к внутренним — психофизиологические, социально-психологические, психолого-педагогические качества личности [26; 57].
Основными личностными новыми образованиями в юношеском возрасте являются: самостоятельности суждений; формирование мировоззрения; возвышение требования к моральному облику человека; стремление к самовоспитанию; формирование самооценки [3; 248].
Юношеский возраст описывается взаимодействием речи и мышления. Девушки и юноши пытаются мыслить логически, заниматься самоанализом и теоретическими рассуждениями, относительно свободно размышляют на различные темы. Им без труда дается умение выполнять общие выводы на основе частных посылок и, наоборот, переходить к частным умозаключениям на базе общих предпосылок. [3;157]
В научных источниках отмечено влияние различных факторов на устойчивость к стрессу, таких как беспокойность, психически-нервное напряжение, работоспособность, самооценка, уровень интеллекта, поддерживающий стиль общения.
Во многих психологических исследовательских работах, в которых изучается юношеский возраст, чаще всего внимание акцентируется на проблемах развития самосознания и адекватной самооценки, т. к. именно этот возраст является главным периодом развития мировоззренческой системы, некоторых черт социального интеллекта и характера [3; 122].
Студенчество — это период возрастного кризиса. Для студенческого возраста свойственно наличие стрессогенных факторов. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в том числе и от самооценки.
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто [2; 12].
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л. И. Божович, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [2; 45].
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А. Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний [2; 47].
Воспринимаемые личностью ценности составляют основание самооценки, которое определяет специфику ее работы как механизма саморегуляции и совершенствования личности, основная роль отводится самооценке и в области изучения проблем самосознания. Она характеризуется как основа этого процесса, показатель личного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс познания самого себя.
Сравнивая то, что думают о нем окружающие люди, человек создает самооценку, причем вначале он учится оценивать других, а потом себя. И только в юношеском возрасте развивается способность самонаблюдения, самоанализа и рефлексии, умение анализировать личные результаты и, тем самым, оценивать себя. В процессе развития и получения личного жизненного опыта оценочные механизмы в большей степени способствуют человеку достичь уровня самоактуализации, позволяющей ощущать и осознавать внутренние переживания [2; 52–53].
Актуальность теоретического и практического исследования стрессоустойчивости у людей с разным уровнем самооценки заключается в том, что это поможет более глубоко понять механизм взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости, наметить целесообразные пути профилактики стресса у людей с разным уровнем самооценки.
Целью нашей работы являлось изучение взаимосвязи самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Владимирского Государственного Университета. В исследование принимали участие студенты 2 курса кафедры «социальной педагогики и психологии» в возрасте от 19 до 20 лет в количестве 30 человек, из них 25 девушек и 5 юношей.
Нами было проведено эмпирическое исследование с помощью анкеты учащимся по выявлению уровня самооценки по Р. В. Овчаровой и теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
В ходе исследования самооценки в юношеском возрасте было выявлено, чтовысокую самооценку имеют 16,6 % студентов, низкую самооценку — 20 % учащихся, а среднюю самооценку имеют 63,4 % студентов, что говорит о том, что большинство студентов адекватно воспринимают себя, оценивают свои возможности и результаты, воспринимают критику от окружающих людей. Такие студенты более успешны в учебе, в будущем им легче будет подниматься по карьерной лестнице, они всегда добиваются поставленных целей.
В исследовании стрессоустойчивости нами было получено, что уровень плохо у 20 % учащихся, 36,6 % удовлетворительная стрессоустойчивость, 23,4 % хороший уровень стрессоустойчивости и 20 % учащихся с высокой стрессоустойчивостью.
Таким образом, процент стрессоустойчивых это 80 %, а процент не стрессоустойчивых 20 %. В данной выборке процент стрессоустойчивых превышает процент не стрессоустойчивых. Это говорит о том, что большинство учащихся умеют выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий. Стрессоустойчивые студенты готовы к переменам, с легкостью их принимают, они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
Для анализа взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости нами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Критерий корреляции Пирсона позволяет определить, есть ли линейная связь между изменениями значений двух переменных.
Используя эту форму, мы получили, что коэффициент корреляции равен +0,92. Это свидетельствует о том, что между стрессоустойчивостью и самооценкой личности в юношеском возрасте очень высокая взаимосвязь. Большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). При увеличении одного из показателей соответственно увеличивается другой показатель. Так как коэффициент корреляции получился с положительным знаком, то такая зависимость является прямо пропорциональной зависимостью.
Чем выше стрессоустойчивость у студента, тем выше его самооценка, что может помочь ему в будущем добиваться поставленных целей и преодолевать сложные жизненные ситуации.
Полученные результаты могут быть полезны тем, что для коррекции стрессоустойчивости можно использовать, для начала, упражнения для поднятия самооценки, так как два этих показателя связаны между собой. Зная, что между стрессоустойчивостью и самооценкой есть связь, то чтобы сформировать высокий уровень стрессоустойчивости можно исключить те факторы, которые влияют на снижение самооценки.
Таким образом, на основе проведенного исследования корреляции между стрессоустойчивостью и самооценкой было выявлено, что между этими показателями существует высокая взаимосвязь.
При соотнесении результатов исследования с заранее выдвинутой гипотезой, можно сказать, что основные задачи работы были успешно реализованы.
Было проведено исследование стрессоустойчивости и самооценки в юношеском возрасте и изучена особенность взаимосвязи самооценки личности и уровня ее стрессоустойчивости. Также были даны рекомендации людям с завышенной и заниженной самооценкой и низкой стрессоустойчивостью.
Полученные нами результаты подтвердили наше предположение о том, что существует прямая взаимосвязь между уровнями стрессоустойчивости и самооценки, таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Людям с низкой самооценкой и стрессоустойчивостью можно дать такие общие рекомендации:
‒ Ведите здоровый образ жизни. Здоровый сон, правильное питание и занятия спортом.
‒ Найдите себе увлечение, хобби, которое будет отвлекать Вас от проблем.
‒ Не стесняйтесь показывать свои эмоции и научитесь выпускать пар.
‒ Адекватно воспринимайте критику со стороны окружающих и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь.
‒ Научитесь правильно оценивать свои результаты, пытайтесь добивать большего, сравнивайте себя с максимально успешными людьми
‒ Уважать чувства и желания других людей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.
Таким образом, мы выяснили, что между стрессоустойчивостью и самооценкой личности существует прямая взаимосвязь. Цель нашей работы достигнута. Мы выявили, что большинство студентов стрессоустойчивые и имеют среднюю самооценку.
Литература:
- Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2007. № 4. 54 с.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова, — М.: «Прогресс», 2008. — 100 с.
- Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин, — М.: Изд-во МГУ, 2010. — 284 с.