В сегодняшней экономической ситуации становления и развития рыночной экономики улучшение качества продукции является важнейшим направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста, условием повышения эффективности общественного производства. Актуальность проблемы повышается в связи с тем, что научно-экономические достижения, создание новых глобальных рынков, реализация новейших изобретений явились предпосылкой формирования на промышленных предприятиях целостной системы действий по повышению качества и своевременномуприобретениюзнаний, которые становятся одним из основных условий развития и роста конкурентоспособности экономики страны.
Исследованию проблем повышения качества в зарубежной, российской и отечественной экономической науке теоретико-методологическим подходам к уделяется немало внимания. В связи с этим концепция качества имеет серьезную научную основу. Теоретические основы этой категории были заложены в работах У. Шухарта, Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, A. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагути, Ф. Котлер и многих других [1, 2,3,4]. В частности, Кросби Ф. определяет качество как «соответствие требованиям», Деминг У. полагает, что «качество какого-либо продукта или услуги может определяться только клиентом».
Среди российских ученых, работы которых привлекают особое внимание, можно выделить публикации В. Г. Версана, М. И. Гельвановского, В. В. Окрепилова, B. Ю. Огвоздина, В. А. Лапидуса, В. А. Качалова, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова, Кузьминой М. и других авторов, появившиеся после 2000-го года. [1, 2,3,4].
Так, Фатхутдинов Р. А. считает, что «качество обязано быть нацелено на ублажение требований потребителя, а не изготовителя». [4, с.234]. Кузьмина М. рассматривает качество как совокупность свойств и признаков изделий и процессов, обусловливающих степень их пригодности к использованию по назначению [4, с.234].
Вопросы качества и конкурентоспособности в определенной мере затронуты в научных трудах отечественных ученых: Т. К. Койчуева, М. Б. Балбакова, В. И. Кумскова, Ш. М. Мусакожоева, A. A. Мигранян, А. О. Орозбаевой, А. Балтабаева и других. [1,2,3,4]
В целом можно отметить, что в экономической науке накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий серьезный анализ качества как фактора конкурентоспособности в современных условиях. Однако, несмотря на высокую степень изученности данного вопроса, многие важные аспекты до сих пор остаются недостаточно проработанными и изученными. В частности это касается вопросов, связанных с управление качеством.
Деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, такая деятельность осуществляется в ходе производства продукции. Процессу производства важна деятельность по обеспечению качества.
Качество представляет собой комплексное понятие по разработке стратегии, эффективности деятельности производства. Качество определяет собой материальную основу удовлетворения потребностей людей. Высокое качество продукции дает возможность обществу своего дальнейшего прогресса. Из формулировки качества продукции следует, что качество можно определить оценить через количественное измерение реальных свойств продукции и соответствующую, то есть тоже количественную, оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.
Количественный показатель качества продукции и есть совокупность важнейших свойств продукции потребностям людей. По ГОСТ 15467–79 имеется следующее определение качества продукции «Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением».
Поэтому управление качеством продукции, это одна сторон управления производством. Первой особенностью управления качеством продукции — действие по управлению качеством должны осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции. На этапах научных исследований и проектирования уже закладывается качество продукции. На данных этапах определяются главные свойства будущей продукции, определяется характер производственных процессов её изготовления. Мировой опыт управления качеством показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов.
В управлении качеством продукции необходимо воздействовать на комплексный характер, разработку и реализацию. Только такой подход поможет обеспечить качество выпускаемой продукции, которое обеспечит удовлетворение потребителей [5, c.86].
Управление качеством — это деяния, осуществляемые при создании, эксплуатации либо потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания нужного уровня ее свойства. Повышение качества продукции всегда связано с достижениями в системе управления качеством. Чтобы высокое качество стало действительно приоритетом в деятельности предприятий, необходимо усовершенствовать систему управления с ориентацией на качество.
Значительную роль в повышении качества продукции на сегодня играют международные стандарты ISO серии 9000, которые являются организационно-технической основой систем качества и отражают международный опыт управления качеством продукции на предприятии.
Организация управления работы по качеству продукции действует по определенной схеме. В данной схеме важно определение потребности потребителей и разработка требований к качеству продукции, проверка соответствия необходимым свойствам, устранение отклонений полученного качества. При данном взгляде на качество продукции выявляется наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и потреблением продукции.
В вопросе разработке стратегии менеджмента качества продукции главным достижением является комплексный, системный подход к управлению качеством. Сущность системного подхода заключается в последовательных действиях на всех стадиях жизненного цикла изделий.
Рис. 1.Объекты и сферы, на которые распространяются требования качества
Системный подход необходим для управления качеством продукции и вытекает из внешних и внутренних факторах, на обеспечение участия в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления. Управление качеством продукции в комплексе представляет собой систему управления предприятия посредством продукции требуемого уровня качества.
Важнейшим направлением повышения эффективности производства является совершенствование процесса управления продукции на предприятии.
Необходимость улучшения управления качеством продукции в современных условиях обусловлена следующими моментами:
‒ потребности научно-технического прогресса.
‒ изменение потребительских интересов населения.
‒ нехватка или ограниченность природных ресурсов.
‒ повышение значения материального стимулирования в рыночных условиях, когда каждый человек, который лучше работает, может приобрести за свою плату более высококачественный товар.
‒ развитие внешней торговли.
Рассматривая вопросы управления повышения качества, следует учесть и то, что улучшение качества продукции на предприятии требует дополнительных производственных расходов, следовательно, растет себестоимость продукции и, соответственно, ее цена.
Управление повышением качества производимой продукции требует дополнительных затрат труда на изготовление, которые окупаются экономией, связанной с эксплуатацией изделия. Однако, дополнительные расходы полностью возмещаются в высокой цене более качественного товара, что обеспечивает рост уровня рентабельности и объема прибыли. Качество продукции должно максимально удовлетворить потребности потребителей при относительно минимальных затратах на ее достижение. Здесь связать со стратегией качества и стратегией развития предприятия, и сделать на этом упор [1, c.216].
Таким образом, можно констатировать, что важным направлением успешного функционирования предприятия в современных условиях является создание эффективной стратегии управления качеством продукции на предприятии. Внедрение систем управления качеством положительно влияет на деятельность предприятия и предоставляет преимущества, прежде всего, относительно: улучшение принятия управленческих и производственных решений, повышение конкурентоспособности предприятия, рост уровня удовлетворенности их потребителей.
Литература:
- Аблатыпов Т. Г. Достижение удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества. — 2005. № 12.
- Богатин Э. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия-М.: Изд-во стандартов, 1991 -216с.
- Борисов Г. В. История экономических учений. Хрестоматия. — М.: Бизнес-Пресса, 2003.-354 с.
- Глазунов A. B. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество.-М.,1997. -№ 6.
- Дей Д. Стратегический маркетинг. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 640 с.