С момента возникновения человеческого общества, наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его внука Мирзо Улугбека. Настоящая статья посвящена научному анализу истории науки и образования этой эпохи. В качестве объекта исследования и анализа в статье рассматриваются страницы истории образования эпохи Мирзо Улугбека на основе научной литературы и исторических источников. Основной целью научной статьи является исследование системы образования как одного из основных факторов, определяющих степень развития общества и имеющих особое значение в истории мировой цивилизации.
Ключевые слова: Амир Тимур, Мирзо Улугбек, академия, медресе, Самарканд, Бухара, образование
Одной из эпох развития науки и культуры в истории Узбекистана, была эпоха правления Амира Тимура и его внука Мирзо Улугбека. На пути развития своего государства Амир Тимур осуществлял великие дела. Свидетельством этого может быть следующее утверждение, приведенное в «Уложении Тимура»: «Мы приказали построить в каждом городе мечети и медресе, хонако, для путников нами приказано построить рабаты вдоль дорог, мосты через реки».
О большом внимании правителя к отрасли образования, что являлось одним из передовых направлений политики правления тимуридов, свидетельствуют работы по благоустройству государства, начатые Амиром Тимуром, и продолженные его внуком Мирзо Улугбеком в годы его правления (1409–1449).
В средние века в Туркестане образование было сосредоточено в медресе. Слово «медресе» происходит от арабского «дараса» (обучение) и означает место образования, образовательное учреждение. Медресе являлось учреждением по подготовке образованных людей, готовых к государственной службе; муфтиев, кадиев, аъламов, а также иных социально-значимых и научных специалистов или мударрисов [1, с. 35].
В XV веке были осуществлены реформы, направленные на совершенствование системы образования с целью достижения еще больших научных высот и еще большего развития культуры народа. В частности, прогресс науки характерен для эпохи правления в Мавераннахре Мирзо Улугбека. Медресе, построенные Мирзо Улугбеком, создали почву для коренного изменения образования в культуре народов Мавераннахра. По приказу Улугбека были построены медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. Абдураззок Самарканди (1413–1482) в своем произведении «Матла ус-са’дайн ва мажма’ ул-бахрайн» говорил: «Мирзо Улугбек построил в городе Самарканде посреди площадей в центре города, в квартале Сари Давоник, располагающийся рядом с Арки олий медресе и хонако, расположенные друг против друга». Медресе в Бухаре было построено в 1417 году, его архитектор — Исмаил ибн Тохир ибн Махмуд Исфахоний. В парадном портале медресе, по правую сторону, над воротами красивым каллиграфическим узором выведен знаменитый хадис, гласящий, что изучение наук является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Следует отметить, что наличие подобных надписей каллиграфическим узором, оставленных на главном портале бухарского медресе, свидетельствует об особом внимании Мирзо Улугбека к медресе и к системе образования в целом.
Несмотря на то, что строительство медресе в Бухаре было начато одновременно со строительством медресе в Самарканде, медресе в Бухаре было достроено в 1417 году. Самаркандское медресе, ввиду масштабности работ и множества пристроек, было построено в 1417–1420 годах. Медресе в Гиждуване было построено в 1433 году [2, с. 64–67].
Медресе построено в различных формах и составную его часть составляют различные худжры большой и малой величины. Обучение в медресе осуществлялось в основном в худжрах. Постараемся дать точное определение понятия худжра. В традиционной узбекской архитектуре это самое маленькое помещение, спальное место, предназначенное для одного или нескольких человек. В стиле строительства медресе количество худжр могло быть эквивалентно социальному статусу медресе. В медресе Мирзо Улугбека в Самарканде имеется 55 худжр. Худжры расположены в 2 этажа по круговому периметру построек медресе. Кроме того, форточки над дверьми в худжры также имели свою функцию. Если днем они обеспечивали проникновение света в комнату, то ночью они контролировали занятие студентами обучением. Если сквозь эти форточки над дверьми проливался свет, это значило, что студенты занимаются обучением. Это осуществлялось по той причине, что каждый студент вне занятий получал отдельное задание. Структура худжр в средневековых медресе не отличалась разнообразием. Некоторые из них составляли два этажа. Данная структура сохранилась в музее медресе Мирзо Улугбека в Самарканде и по сей день. Следует обратить внимание на то, что само медресе, составляя два этажа, имела внутри своей строительной структуры комнаты, состоящие из двух этажей. С первого этажа худжр можно было подняться на второй этаж посредством деревянных лестниц. Худжры, расположенные на втором этаже, выполняли функцию спален. Худжры, расположенные на первом этаже, выполняли функцию кладовых, читален, комнат для бесед. Одна худжра подразумевала размещение двух человек. Худжры первого этажа имели все условия для чтения книг, в них имелись все необходимые принадлежности для письма и другие предметы, необходимые в процессе ежедневного обучения студентов. Большое внимание уделялось гигиене. Об этом свидетельствуют ташнобы, размещенные в углу перед входом, выполняющие функцию бань или душевых кабин. Из этого видно, что в медресе имелась система канализации. Кроме того, в углу худжры имелось все необходимое для приготовления пищи и разогрева воды, а также имелись дымоходы. Такой тип строительства медресе был удобен для своего времени и отвечал всем требованиям. Все эти условия давали возможность студентам обучаться со всеми удобствами [3, с. 422–425].
В медресе имелось 55 худжр, по четырем сторонам медресе имеются четыре дарсханы или аудитории, а с западной стороны построена мечеть. Своеобразное качество комплекса медресе Мирзо Улугбека в Самарканде отличается от других медресе тем, что внутри комплекса медресе имелась и своя обсерватория, о чем свидетельствует в своем произведении «Тазкират уш-шуаро» астроном и литературовед мавлоно Муоруди Самарканди [4].
Система образования и воспитания в нашей стране в древности имела три этапа и соответственно три учебных заведения. Это «мактаби ибтидои» или «начальная школа», медресе, дававшее среднее или среднее специальное образование, а также «мадрасаи олий» или «высшая школа». Медресе среднего специального образования носили название мадрасатун ҳарбия (военная школа), мадрасатун муаллимин (педагогический институт), а высшие медресе, или университеты, назывались «мадрасаи илм» [5].
После строительства Мирзо Улугбеком медресе, была создана система наук, преподаваемых в них, а также разработан процесс образования. На основе исторических источников доказано, что в медресеи олия Мирзо Улугбека научные дисциплины были разделены на илми наклия, аклия и адабия, что свидетельствует о развитии науки в ту эпоху. Успешно закончившим медресе студентам выдавались дипломы. Один из образцов таких ижозатнома или дипломов сохранился до наших дней под номером R — 2683 в институте востоковедения имени Абу Райхана Аль-Бируни АН Республики Узбекистан. Считается, что настоящий диплом написан от руки Козизода Руми в феврале 1435 года, и выдан Мухаммаду Балхи [6]. Значит ижозатнома или диплом об окончании медресе Мирзо Улугбека являлся официальным документом, котировавшимся в странах Востока, а это в свою очередь свидетельствует о высоком статусе в странах Востока данного медресе.
В процессе образования, в медресе по различным дисциплинам использовались различные пособия и учебники. Преподавались такие дисциплины, как философия, логика, геометрия, астрономия, математика, поэзия, арабский язык, персидский язык, юриспруденция, медицина и другие науки. В основе принципа обучения в медресе лежало требование освоения всех дисциплин. Учебный процесс в медресе Мавераннахра длился 19–20 лет. В некоторых случаях, исходя из хроник, можно сделать вывод, что учебный процесс продлевался до 21 года или сокращался до 8 лет [1, с. 37–38].
Языками преподавания в медресе, исходя из предмета изучения, были арабский, персидский и тюрки (узбекский). Количество студентов в медресе и время их обучения определялось на основании хроник и доходов медресе. Исходя из этого, определялось и количество обслуживающего персонала, то есть садр мутаввали, мударрисов, муидов, хафизов, имамов, мукри, нокитов, мужовиров, фаррошев, мушдиров и других. Функции приема на работу новых сотрудников и мударрисов, а также ремонт медресе, возлагались на садр мутаввали [7, с. 66].
Уровень знаний студентов при приеме в медресе проверялся, исходя из результатов, и делился на 3 группы, то есть аъло (высшая), авсат (средняя), адно (низкая). Следует отметить и тот факт, что для определения принадлежности студентов к определенной группе они экзаменовались. Экзамен проводился специальной комиссией под председательством Козизода Руми. В церемонии экзаменации студентов в некоторых случаях принимал участие и сам Мирзо Улугбек [1, с. 38].
Созданная в эпоху правления тимуридов и существовавшая вплоть до XIX века трехступенчатая система образования в данный момент может быть сравнима с современными школами, колледжами, лицеями и высшими образовательными учреждениями. По графику обучения в медресе считалось, что четыре дня в неделю — суббота, воскресенье, понедельник и вторник, были днями официальных занятий. Два дня — среда и четверг — днями самообразования. Пятница (рыночный день) считалась официальным выходным днем. Процесс обучения в мадрасаи олия продолжался семь месяцев. Учебный год начинался в первый день месяца мезон (21 сентября) и заканчивался в первый день месяца хамал (21 марта). В период времени с месяца хамал и до месяца мезон (21 марта до 21 сентября), то есть с конца марта и в течение апреля, мая, июня, июля и августа, до 21 сентября, считались днями официальных каникул. В этот период времени студенты занимались различной работой.
Некоторые студенты оставались в мадрасаи олия и продолжали самостоятельное образование. Как свидетельствуют исторические источники, студенты, проходившие обучение в медресе, получали стипендии. Даже после смерти Мирзо Улугбека, образование в его медресе продолжалось вплоть до начала 20 века. Работавший в начале ХХ века в Туркестане журналист Н. Остроумов отмечал, что даже в 1906 году в медресе Мирзо Улугбека, в специальных залах для обучения, обучалось более 60 студентов, которым преподавали 2 мударриса [8, с. 127].
После обретения нашей страной независимости, пришло время изучения нашей истинной истории, для чего были созданы все условия. В этой деле неоценимым является вклад академика Б. Валиходжаева, занимавшегося научным исследованием нашей истории. Ученый занимался исследованием истории учебных, образовательных учреждений нашей страны, размышляя об образовательном процессе в медресе нашего края.
Литература:
- Каттаев К. Самарқанд мадрасалари ва илму фан ривожи. –Самарқанд:”Зарафшон”.2007. Б. 141
- Ширинов.Т.“Ўзбекистонда таълим тарихи ва ривожланиш босқичлари”. Самарқанд — 2010 йил. Б. 115
- N.Xushvaqtov. Information about history of rooms in the madrasahs of the Middle Asia.Молодой учёный2015 г.№ 14 (94). Стр.427
- Валихўжаев Б. Сурати ҳафт иқлим дар мадрасаи Мирзо Улуғбек // Овози Самарқанд, 1992. 18 апр
- Валихўжаев Б. Н. Темурийлар қурғон мадрасаи олиялар // Маърифат, 2001. 4 апр.
- ЎзРФА Беруний номидаги Шарқшунослик институти фонди Инв.р. Р106 83 –Ш
- Мукминова Р. Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане XVI в. /Вакф-наме/ Т.: Наука, 1966. С. 66.
- В. В. Бартольд, Сочинения II том, часть 2. –Москва: “НАУКА”.1964. 661 стр.