Проблема использования видеоматериалов в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к «обществу без границ», приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано [1, c. 234]. Вследствие этого заметно расширилась область использования видеоматериалов и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель формирует фрагменты объективной действительности [2, c. 145]. Известно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе видеоматериалов [3, c. 180].
Термин «принцип» (лат. principium) обозначает «основа, начало». Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету [4, c. 400].
Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования видеоматериалов, соответствующих современному уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что, в свою очередь, зависит от применения учителем широкого комплекса наглядных пособий.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемые видеоматериалы должны соответствовать возрасту учащихся;
б) они должны использоваться в меру и показывать их следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемый материал должен быть точно согласован с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Для реализации использования видеоматериалов в обучении иностранным языкам предусмотрена широкая номенклатура средств обучения, которые должны быть сосредоточены в кабинете иностранных языков, где проводятся занятия. Это увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. [5, c. 340]. В «Гимназии № 12» города Белгорода, в 6 «Б» классе нами использовались видеоматериалы с целью активизации грамматических навыков.
Ученики с интересом относятся к изучению английского языка.
Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий, часто сами выступают инициаторами в их проведении.
Коллектив 6 класса можно назвать дружным. Он состоит из отдельных групп по интересам, которые активно взаимодействуют. Дети в основном доброжелательны друг к другу.
За время работы с 6 классом были разработаны и проведены ряд уроков с применением видеоматериалов. Один из таких уроков был проведён с целью активизации грамматических навыков с использованием видеоматериалов на тему «The PresentPerfectProgressiveTense» в 6 «Б» классе.
Конспектурока Theme: The Present Perfect Progressive Tense
Objectives:
- To provide general revision of The Present Perfect Progressive Tense, to help pupils compare all present tenses.
- To improve pupils` speaking, reading and comparative skills.
- To maximize pupils` potential and to widen their world outlook.
Equipment: Microsoft Power Point Presentation, the CD, the active board, handouts, computer tests.
Ход урока:
Warm-up: Учитель предлагает учащимся взглянуть на картинки на интерактивной доске и ответить на вопросы:”Whataretheseyoungpeopledoingnow?”
Ученики отвечают, используя в ответах ThePresentProgressiveTense:
- He is reading a book.
- She is playing the guitar.
- She is listening to music.
Затем учитель сообщает, что данные действия начались определённое время назад и длятся до сих пор, тем самым подводя ребят к грамматической теме урока. Teacher: Their actions started some time ago and they are still happening.
Учитель просит ответить на вопрос: “Howlonghavetheybeendoingthis?”
for ten minutes since 3 o`clock all morning
Ученикиотвечают, используяв ответах The Present Perfect Progressive Tense.
1. He has been reading a book for ten minutes.
2. She has been playing the piano since 3 o`clock.
3. She has been listening to music all morning.
- RevisionofGrammar
Учитель: «Как вы поняли ребята, тема нашего урока сегодня “ThePresentPerfectProgressiveTense”. Давайте вспомним, что это время обозначает и как оно образуется
Whatdoesitmean?Pupils answer: It means the actions which started in the past and they are continuing up to the present.
How is it formed? Pupils answer: It is formed with the help of auxiliary verbs-have been/has been and Ving (participle one)
have been/has been + Ving
What`s the difference between have been and has been? Pupils answer: We use have been with the pronouns I, you, we, they. We use has been with the pronouns He, she, it.
What about key words? Pupils answer: since, for, all (morning), How long...?
- Readingthetext. Учитель предлагает учащимся прочитать небольшой текст и найти в нём предложения, употребляющиеся в PresentPerfectContinuousTense.
There is a lion lying at a small airport in South Africa. Planes can`t leave because the lion is in the way! The lion has been lying there since 9 a.m. But no one wants to move them! The passengers have been waiting for five hours! The manager of the airport thinks the lion is enjoying the sun and will move when the sun goes down. Untilthen, everyonemustwait!
Ученики читают текст и находят в нём необходимые предложения, затем на их основе вспоминают, как образуются отрицательные и вопросительные предложения. Настройки сделаны таким образом, что если подвести мышку к правильному предложению в тексте оно окрасится в красный цвет, а если к неправильному оно просто упадёт вниз:
The lion has been lying there since 9 a.m.
Teacher: Can you make a negative form?
Pupils answer: The lion hasn`t been lying there since 9 a.m.
Teacher: What about another sentence?
Pupils read out:
The passengers have been waiting for five hours.
Pupils ask a general and a special question:
Have the passengers been waiting for five hours?
How long have the passengers been waiting?
- Practiceofkeywords. Для большего закрепления различий между ключевыми словами, учитель предлагает учащимся выполнить грамматическое задание. Ученики выходят к интерактивной доске и отмечают правильное слово since, for, all.
‒ I have been working on the computer for/since/all six o`clock.
‒ Аlice has been reading his book for/since/all afternoon.
‒ Jess has been learning English for/since/all five years.
‒ Where is the bus? We`ve been waiting here for/since/all twenty minutes.
‒ The weather is awful! It`s been raining for/since/all day.
‒ My mother has been cooking for/since/all ten o`clock.
‒ The boys have been playing football for/since/all an hour.
- Listening. Учитель предлагает ученикам прослушать текст и отметить на своих листах правильные ответы, обводя их в кружок.
- The lions have been lying there since 9 a.m.
- He`s been swimming for an hour.
- We`ve been watching this film all morning.
- He has been going to bed early all week.
- I`m tired, because I have been working on a new project.
- I`m wet, because it has been raining.
- You look tired! What have you been doing? -I`ve been running.
После окончания работы, также с использованием интерактивной доски учитель производит проверку.
- Comparison of all Present tenses.
Обобщениечетырёхграмматическихвремён.
Teacher asks the pupils- What`s the difference between these grammar tenses?
Pupils answer what these tenses mean, how they are formed, name all key words.
The Present Perfect Tense-completed actions-have/has+V3(ed)
The Present Perfect Progressive Tense-actions began in the past and continuing up to the present-have been/has been +Ving
The Present Simple Tense-habitual actions especially with frequency adverbs (always, sometimes, etc)-V1(s,es); do/does(-,?)
The Present Continuous Tense-actions happening at the moment of speaking-am/is/are+Ving
- Grammar Test.
Учащиеся выполняют грамматический тест на ноутбуках, тест состоит из 10 заданий, после выполнения теста каждый учащийся видет свой результат.
Teacher: Today we have revised The Present Perfect Progressive Tense and other grammar tenses and now you will do a computer test with ten questions. Pupils do the test and get their marks.
- Homework — WB p56 (write a composition to your pen friend, using all present tenses)
Во время занятия урока было отмечено, что использование видеоматериалов на уроках английского языка помогает лучшему усвоению материала, активизации деятельности учащихся и их заинтересованности в обучении. Цель проведенного занятия введение нового грамматического материала– Present Perfect Progressive.
Цели урока соответствовали теме и содержанию. Презентация нового грамматического материала проходила в виде схем, таблиц и рисунков. Учащиеся самостоятельно заполняли таблицу утвердительных и отрицательных предложений времени Present Perfect Progressive под руководством учителя. На уроке применялась коллективная, индивидуальная работа. Для дальнейшего развития грамматических навыков, а также навыков и умений устной речи ученики выполняли многократные тренировочные упражнения для закрепления материала. Учащиеся активно работали в течение всего урока. В результате можно сделать вывод, что усвоение данного грамматического материала с помощью видеоматериалов прошла успешно.
Таким образом, использование видеоматериалов на уроке английского языка повышает качество преподавания и активизирует навыки во всех языковых аспектах, в частности, при изучении грамматики.
Литература:
- Баранов С. П. Принципы обучения. Лекции по дидактике. — М., 1975.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М., 2004.
- Ланг А. П. О понятии наглядности и её роли в процессе познания и обучения. — Таллинн, 1974. — 180 с.
- Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. — М., 1963.
- Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. — М., 2002.