Общеизвестно, что человек социален, и не может существовать все общества и коммуникаций. В современном мире социализация личности происходит под влиянием двух факторов: первый — реальных социальных коммуникаций и взаимодействия, второй — способность аккумулировать информацию. Так называемая «структурная информация» осваивается человеком самостоятельно за счет традиционных видов общения (семейное общение, возрастные коммуникации в группах, школе) и формирует основу личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. Информация приобщает личность к профессии, науке, искусству, формирует сферу интересов. Чаще всего информация стекается к человеку по разнообразным информационным каналам: интернет, телевидение, межличностное общение и т. д. Всё это происходит в определённой жизненной среде рукотворной, природной, или информационной. Информационная среда обеспечивает коммуникации и социализацию личности. При этом любая информация проходит переработку, актуализируется в соответствии с общепринятыми норами современного общества. Основной канал распространения такой информации — массовые коммуникации (СМК).
В своих «Беседах о Массмедиа» Дениз Э. и Мэррил Д. резюмируют: «Умные чиновники не могут манипулировать журналистами, а умные журналисты не могут подставлять правительство. Обе стороны выиграют больше, если станут сотрудничать друг с другом и растущим меньшинством умных людей, а не противодействовать» [3]. Но не всегда это на практике работает.
Современное телевидение конкурирует с глобальной сетью интернет, что позволяет каждому выбирать наиболее приемлемый для него источник информации, и даже самому становиться таким же источником. Интернет трансформирует облик СМК, позволяя индивидуально решать проблему власти и политического давления, давая возможность человеку «иметь и высказывать Свое мнение», а не быть просто потребителем информации.
СМК выполняют традиционно информационную функцию, но с помощью «технологии медиа-фрейма» концентрируют внимание и создают интерес к заданным темам. «Механизм фрейминга следующий — определяется суть проблемы, причины ее появления, даётся моральная оценка, и предлагаются рекомендации по ее решению. Внимание может привлекаться на уровне выделения отдельных свойств или целого комплекса, формирующего образ объекта или вопроса» [4].
Фрейминг — не только привлекает внимание, но и способствует решению этой проблемы, за счет формирования мнения окружающих. Для этого есть специально обученные люди.
Формирование «повестки дня» происходи с помощью простых приемов:
‒ акцентирование внимания посредством донесения информации о событии или проблеме;
‒ важно-второстепенно, расстановка приоритетов.
‒ периодичность и повторяемость сообщений, привлекает больше внимания к событиям и новостям.
Возвращаясь к первоистокам, к книге У. Липпманна «Общественное мнение», опубликованной в 1922году, можно найти предпосылки новой теории. В первой главе показано, «что СМК создают образ. Он часто является искаженным, но значение СМК состоит в том, что образ становится реальностью для людей. СМК формируют представления о мире в их головах. Реальная среда и представления о ней — это два различных мира» [11].
Уолтер Липпманн обозначил проблему, но не дал ей названия, его исследования продолжили. Б. Коген, М. МакКомб и Д. Шоу, и назвали теорию — «теория повестки дня».
Современная теория «повестки дня» имеет два подхода:
- Структура новостей и коммуникаций прямо влияет на качество восприятия информации.
- Личные оценки и мнение журналистов освещаемым событиям СМК, влияют на общественное мнение и оценку данных событий.
Резюмируя: под «повесткой дня» можно понимать набор заданных тем и сюжетов, которые актуализированы журналистами как приоритетные.
Можно выделить несколько уровней и видов:
‒ Личная «повестка дня» — это наиболее личные, приоритетные проблемы социального и политического характера для самого человека.
‒ Межличностная — коллективная проблема, которая активно муссируется и касается не одного человека.
‒ Публичные повестки дня — это набор ключевых тем, актуальных в данный момент времени для определенного сообщества или категории населения.
Далее каждую можно разделить на «человеческую», темы которые обсуждаются на межличностном уровне вне зависимости от освещенности в СМК. И, так называемую, «медиа-повестку».
В «медиа-повестку» могут быть сконцентрированы не только публичные, но и личностные проблемы, переросшие затем в публично обсуждаемые. На степень совпадения влияют множество факторов, интересы власти, сезонность, острота темы интерес СМК и элиты.
Так, политическая элита диктует медиа-повестку. Чем влиятельнее политическая фигура, тем проще ему транслировать свои политические приоритеты в систему приоритетов СМК, а значит, скорректировать общественное мнение.
Как это работает в реальности можно проследить на примере выборов президента РФ. В предвыборной игре каждого политика четко разыграны карты, какие темы должны быть вынесены на первый план, какие вопросы «прикрыты» и утаены. К первостепенным относят обычно темы злободневные, острые вопросы для среднестатистического жителя страны. Активно идет массовая проработка тем через СМИ, постоянно поднимаются и обсуждаются «приоритетные» темы, расставляются акценты и в итоге мы видим очередной предвыборный лозунг с транслирующим решение нашумевшей проблемы и дело «в шляпе».
Еще в 70–80-годы проводились масштабные исследования, по результатам которых определены «тенденции, развивающие и конкретизирующие теорию:
‒ выявлено влияние «повестки дня» в разных видах СМК на группы избирателей с различными потребностями в ориентации, политическими интересами;
‒ «повестка дня» сильнее действует на национальном уровне и слабее в региональном масштабе;
‒ наиболее сильное воздействие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолжается в течение 8–10 недель, а первые эффекты появляются после 5–7 недель с начала обсуждения;
‒ обсуждение проблемы в течение месяца может поднять интерес к ней с нулевого уровня значимости до высокого, а прекращение соответственно ослабить;
‒ последние по времени сообщения играют более важную роль;
‒ корреляция связана со значимостью проблемы: она тем больше обсуждается в СМК, чем значимее для аудитории» [12].
Подытожим: Информационная повестка дня — это картина мира, отфильтрованная через СМИ, то есть составная часть медиа-реальности.
На формирование «повестки дня» активно влияют следующие факторы:
1) конкуренция каналов. Нужно удерживать лидирующие позиции и вовремя подпитывать внимание аудитории. В результате мы получаем дубляж и получаем однообразие информации по всем каналам.
2) политический (или экономический) заказ. В результате такого заказа экран попадают несущественные с общечеловеческой точки зрения события. Особо жаркая пора в предвыборные времена. Тогда «заказные» статьи преподносятся в огромном количестве, но обыгрываются в различных направлениях, например как новости.
3) на повестку дня влияют и личные пристрастия телевизионного руководства. Они, диктуют редакционную политику канала, основным компонентом которой и является формирование «повестки дня». Выделяя наиболее приоритетные новости, СМИ зачастую не просто доносят информацию, но и определяют её важность для зрителей. Принимая решение о новостях, освещаемых в программе журналисты «устанавливают приоритетность новостей для медиа-потребителей» [14], а значит, ранжируют новости по значимости, руководствуясь своим восприятием.
Информационная повестка дня активно воздействует на формирование личных повесток. Закладывается она с помощью СМК под жесткой цензурой (политической и экономической). Стоит отметить и заметную смену ритма всего телевизионного поля, зрелищность и динамичность телевидения последних лет.
В характере программной политики российских телеканалов выявились определенные тенденции: «Снижение «негатива», уменьшение политической публицистики и острых дискуссий — с одной стороны, с другой — увеличение количества не политических ток-шоу, развлекательных программ и сериалов. Телевидение становилось все более аполитичным и зависимым от рейтинга. При этом господство государства в телевизионном поле, вопреки надеждам, не привело к увеличению числа культурных или образовательных программ» [4].
Яркой чертой сетки вещания телевидения стало четкое закрепление телевизионных жанров по дням времени вещания и дню недели. В выходные и праздничные дни в приоритете развлекательные форматы передач, в будни же главенствуют ток-шоу и сериалы.
Мотивы руководства телекомпаний понятны. С одной стороны это коммерческие проекты, каналы транслирую то, что приносит доход от рекламы и высокий рейтинг. С другой, они жестко ограничены «жизнеутверждающей» идеологией государства, не терпящей сомнения и споры о действиях властей.
СМК один из мощнейших инструментов влияния на сознание человека, там есть и всегда будет контроль посредством цензуры, экономического и политического давления.
Литература:
- Борецкий Р. А. «В бермудском треугольнике ТВ» М., 1999г. и Борецкий Р. А. «Осторожно, телевидение!» М., 2002.
- Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2004 гг. М., 2004..
- Дэннис, Э.; Мэррилл, Дж. Беседы о масс-медиа. Издательство: М.: Вагриус.1997 г
- Лекции по социологии массовой коммуникации // Томский Политехнический Университет.
- Засурский Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект-пресс, 2002.
- Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
- Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.
- Качкаева А. «Новейшая история российского телевидения (1985–2004)». // Телерадиоэфир: История и современность. М.: Аспект Пресс, 2005
- Долгова Ю. И. Политическая пропаганда на телевидении: особенности моделей и технологий (по материалам избирательных кампаний 1999–2000 гг.). М., 2002.
- Сиберт Ф., Шрам У., Питерсон Т. «Четыре теории прессы». М.// Национальный институт прессы, 1998г.
- Горохов В. М. «Основы журналистского мастерства». М.: Высшая школа, 1989.
- под ред. Засурского Я. Н. Система средств массовой информации в России: Учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика» М.: Аспект Пресс,2003..
- Мамардашвили М. Введение в философию. // Мой опыт нетипичен. СПб, 2000,
- Брайант Д., Томпсон С. «Основы воздействия СМИ». М.// «Вильямс», 2004..