Цель исследования — изучение влияния уровня выраженности тормозящих агрессию структур. При смысловой оценке наличной ситуации определённую роль играет уровень развития интеллекта, различные защитные механизмы, снижающие значимость фрустрации. На актуальное формирование агрессивной мотивации, целеполагание и вероятностное прогнозирование оказывают тормозящее влияние страх наказания (возмездия), склонность к чувству вины, способность к эмпатии и сопереживанию, потребность в зависимости, высокий уровень тревоги, стремление к социальному одобрению и т. п. Некоторые черты личности могут выступать на разных стадиях развития ситуации и как способствующие проявлению агрессии, и как подавляющие агрессию структуры. На стадии реализации намерения (целедостижения) тормозящую роль выполняют самоконтроль, способность к самокоррекции военнослужащих на реализацию агрессивных побуждений в криминальной ситуации.
Предметом исследованиябыли уровень выраженности тормозящих агрессию структур и особенности проявляемой криминальной агрессивности военнослужащих.
Объектом исследования военнослужащие срочной службы Южного военного округа Министерства обороны РФ в возрасте 18–25 лет, совершившие преступления против жизни и здоровья человека: убийство (ст.ст. 105–108 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью разной степени тяжести (ст.ст. 111–115 УК РФ), неуставные взаимоотношения (ст.335 УК РФ) и прошедшие судебно-психологическое исследование.
Исследование проводилось в 2014–2016г. на базе судебно-медицинской лаборатории МО РФ, дислоцированной в г. Ростове-на-Дону, где в архиве были отобраны заключения судебно-психологических экспертиз за период с 2002 по 2007 год, с 2010 по 2014 год 40 солдат срочной службы Министерства обороны РФ совершивших преступления против жизни и здоровья человека, и имеющих примерно одинаковый служебный, жизненный и образовательный уровень.
Гипотезы исследованиянами было выдвинуто положение, чтокриминальная агрессивность военнослужащих срочной службы в первую очередь обусловлена незрелостью (неразвитостью) личностных структур, тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений.
Задачи исследования:
- На основе анализа литературы выявить основные направления исследования агрессии и агрессивности в психологии.
- Проанализировать экспериментально-психологические исследования военнослужащих, совершивших насильственные преступления, выявить степень выраженности их агрессивности и наличие (или развитость) личностных структур, тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений.
- На основе анализа выявить закономерность между криминальной агрессивностью и уровнем развития личностных структур, тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений.
Методы исследования: чистого анализа, формально логический, логической закономерности, систематической выборки, штудирование, индуктивный, дедуктивный, контекст анализа.
Цели, задачи и гипотезы настоящего исследования определили критерий, по которому выбирались экспериментально-психологические исследования военнослужащих, совершивших насильственные преступления: в каждом исследовании использовался один и тот же набор психологических методик: «Hand-тест», индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик (утверждений 91 тревожность, экстраверсия, спонтанность, агрессивность (стеничность), ригидность, интроверсия сензитивность) и многофакторная личностная методика Р.Кеттелла (оценки 105 вопросов с вариантами ответов а)в)г), 17-ти полярных факторов личности, форма С). Каждая из методик позволяет выявить, как уровень личностной агрессивности, так и наличие (или развитость) личностных структур, тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений.
Теоретическое значениеработы заключается в том, что полученные результаты расширяют существующие представления об агрессивности.
Практическое значениеработы состоит в том, что результаты исследования позволяют дополнить систему психологического отбора, сопровождения, обучения и воспитания военнослужащих МО РФ
Э.Фромм рассматривал два различных вида агрессии. Первый вид — доброкачественная агрессия, которая служит делу выживания человека и животных, затухающая при исчезновении опасности. Другой вид представляет злокачественная агрессия — деструктивность и жестокость, свойственные только человеку, не имеющих аналогов в животном мире, не служащие биологическому приспособлению. [1 стр. 447]
А.Адлер объяснял возникновение агрессии борьбой за удовлетворение потребностей и полагал, что она является сознательной реакцией на препятствие. [2 стр. 234]
Дж.Доллард утверждал, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация -агрессия» базируется на 4 основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Важнейшая переменная данной теории — угроза наказания, которая замедляет демонстрацию агрессивного поведения, а насилие может быть направлено на индивида, нападение на которого связывается с меньшим наказанием. В дальнейшем Доллард и соавторы предложили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности, а также, что все акты агрессии играют роль формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии [3 DollardJ., DoobL., MillerN., MowrerO., SearsS. Frustrationandaggression]
И. А. Фурманов подчеркивает, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой адаптивности человека и, личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она оказывается качеством приемлемым и даже необходимым, в противном случае приводит к податливости и пассивности в поведении. Автор указал на зависимость агрессии от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, его ценностей и ориентации. [4 стр.192]
Ф. С. Сафуанов рассматривал агрессивность в трёх планах. Во многих случаях она выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий. Закрепленная как привычный способ реагирования в различных жизненных ситуациях, эта тенденция выступает уже как черта личности. Если же агрессивность в повседневной жизни проявляется не в обычных условиях, а только при психотравмирующих, фрустрирующих воздействиях, ее можно рассматривать как реактивную. В качестве оснований психологической типологии криминальной агрессии Ф. С. Сафуанов выделил три базовых измерения: «уровень агрессивности личности», «уровень выраженности тормозящих агрессию структур» и «уровень выраженности психотравмирующего воздействия». Первые два вектора раскрывают взаимодействие личностных структур, играющих основную роль в формировании мотивации агрессивных действий, а третий позволяет рассматривать механизм агрессии как следствие взаимодействия личностных и ситуационных переменных. [5 Ф. С. Сафуанов стр. 300]
Заключение
Согласно правилам Ф. Хунда и В. Паули основное состояние атома это такое состояние. которое характеризуется минимальной энергией. В этом состоянии энергия атома, иона или молекулы наиболее устойчива. [6 Храмов Ю. А/. Хунд Фридрих Физики: Биографический справочник]
Характеристика клетки как системы на основе принципов А. Ленинджерома один из которых гласит клетка функционирует по принципу минимального расхода компонентов и процессов. [7 В. В. Борисова/ А.Ленинджер ОСНОВЫ БИОХИМИИ]
Если основные принципы функционирования материи говорят о минимальном затрачивание энергии, то и функционирования психических процессов, состояний, свойств будит образовано на этих принципах или максимально приближено ним. Т. е. существует некий минимум действий на который психика способа чтобы оставаться в стабильном состоянии. Превышение этого минимума может привести разбалансировки и разрушению. Это очень важный и необходимый механизм защиты психики. Проявление агрессии и агрессивность является одним из видов проявления этого механизма. Как же быть если агрессия несет в себе самой разрушение. Важно рассмотреть одно предположение, если нельзя превысить минимум психических действий для стабильности психики то можно его увеличить. Увеличения минимума психологических затрат в случаи с военнослужащими может касаться выявления лиц с определенным уровнем выраженности тормозящих агрессию структур и фактически их обучении. Это может касаться подготовки как устойчивости поведения в ситуациях в которых может быть проявлена агрессия, так и уходу от агрессивных проявлений, а так жепросвещение тому где агрессия может бить проявлена в других формах — спорт, военные учения, развитие и т. д.
Литература:
- Фромм Э. А. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 447с.;
- Адлер А. Индивидуальная психология/ Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М., 1986. 234с.;
- Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears S. Frustration and aggression. New Haven, JaleUnivers, Press, 1932;
- Фурманов И. А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. 192с.;
- Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. СМЫСЛ, 2003. 300с.;
- Храмов Ю. А. Хунд Фридрих (Hund Friedrich) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983.;
- А.Ленинджер ОСНОВЫ БИОХИМИИ В ТРЕХ ТОМАХ //Перевод с английского канд.физ-мат.наук В. В. Борисова, канд. биол. наук М. Д. Гроздовой и канд. мед. наук С. Н. Преображенского под редакцией акад. В. А. Энгельгардта и проф. Я. М. Варшавског МОСКВА «МИР» 1985.