Моделирование образовательного процесса в целях
В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программы с использованием фитнес-технологий.
Ключевые слова: фитнес, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, здоровье, мотивация, двигательная активность, профессиональные компетенции
Укрепление и сохранение здоровья человека, наций, цивилизации — это актуальная проблема современного общества. Многие задаются этим вопросом, понимая, что здоровье нужно беречь и регулярно укреплять. Но не все спешат начать практиковать здоровый образ жизни и неукоснительно следовать его правилам. Основной курс в решении этой проблемы обусловлен в развитии и в формировании у молодежи определенной системы ценностной ориентации. Подключение инновационных оздоровительных технологий, обращение человека к здоровому образу жизни и формирование потребностей его поддержания — это залог здорового будущего нашего общества.
Ухудшающая физическая подготовленность студентов обусловлена плохой организацией и малоэффективными методами управления и контроля процесса физического воспитания в вузах. Это в первую очередь низкий уровень обеспечения специалистов физической культуры программами, позволяющими выполнять экспресс-оценку и прогнозировать форму физической подготовленности и здоровье студентов, невозможность действенно корректировать процесс физического воспитания и вводить меры предотвращения и устранения неблагоприятных воздействий.
Это и определило актуальность данного исследования. Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по физической культуре, формирующий культуру здорового образа жизни у студентов.
Проанализировав многочисленную специальную литературу [1; 2; 4; 5; 6 и т. д.], мы выяснили, что во многих вузах учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура заключается лишь в кратком описании типовых программ, ожидаемого результата изучения по его завершению. В этих программах, как правило указывается, что студент должен знать, уметь и владеть по данному курсу, какими компетенциями он должен овладеть.
Мы убеждены, что образовательные программы по физическому воспитанию необходимо модифицировать с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения, а так же целостного педагогического процесса освоения предмета на основе системно-смысловых и ценностно-профессиональных компонентов содержания образования в комплексе с воспитанием и обучением.
Но для начала надо сформулировать саму концепцию и составляющие компоненты проекта рабочей программы дисциплины (РПД) в подготовке бакалавра и специалиста СЗИУ по дисциплине «Физическая культура». На рис. 1, мы определили элементы РПД.
Рис. 1. Составляющие компоненты проекта РПД
Цель физической культуры — физическое и интеллектуальное развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
В концепции образовательной программы бакалавриата и специалитета СЗИУ — это подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью. В концепции физического воспитания — это воспитание у студентов потребности и способности методически грамотно и целенаправленно применять средства физической культуры и владение универсальными и специализированными компетенциями для самовыражения, социальной коммуникабельности и постоянства на рынке труда.
Задачи освоения дисциплины:
– освоить научно-биологические, педагогические и практические основы физической культуры и здорового образа жизни на основе инновационных технологий обучения;
– развить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом и к здоровому стилю жизни;
– выработать постоянную мотивацию к мониторингу физического здоровья как фактора управления процессом оздоровления организма;
– организация и применение традиционных, современных и инновационных, спортивных и оздоровительных технологий;
– приобрести личный опыт роста двигательных и функциональных возможностей, обеспечения общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
– создание платформы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
Распределение учебных часов по дисциплине «Физическая культура» СЗИУ предусмотрено согласно таблице 1.
Таблица 1
Учебные модули образовательной программы
Курс обучения |
Количество часов по модулям программы |
|||
лекции |
семинары |
практический |
всего |
|
1 |
8 |
4 |
124 |
136 |
2 |
8 |
4 |
124 |
136 |
3 |
2 |
2 |
124 |
128 |
Всего |
18 |
10 |
288 |
400 |
Рабочая образовательная программа СЗИУ по дисциплине «Физическая культура» предусматривает освоение следующих учебных модулей:
– теоретический;
– методико-практический;
– практический;
– контрольный.
Учебные занятия по физической культуре проводятся в форме:
– теоретических, практических, контрольных;
– элективных практических занятий (по выбору);
– индивидуальных и групповых дополнительных занятий;
– самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
При стимулировании заинтересованности молодежи в занятиях физической культурой и спортом важна компетентная организация учебного процесса по физической культуре, используя разнообразные виды спорта и современные системы физических упражнений, учитывая индивидуальность студента и его интересы [1, с.157].
В проект образовательной программы в качестве элективных практических занятий, индивидуальных и групповых дополнительных занятий и самостоятельных занятий были рассмотрены и введены фитнес-программы.
Понятие «фитнес» происходит от английского глагола «to be fit for» — быть в форме, быть бодрым, здоровым. В своей основе фитнес — это совокупность научно обоснованных способов и методических приемов, направленных на повышение оздоровительного процесса, удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. Фитнес, как никакое другое направление, способствует формированию представлений о полноценном здоровом питании, здоровом образе жизни (ЗОЖ) и обеспечивает положительные эмоции у студентов.
Разнообразие фитнес-программ только множит мотивацию студентов к процессу совершенствования и познания своего тела и возможностей организма. В таблице 2 представлены фитнес-направления, которые включены в проект ОП.
Таблица 2
Современные фитнес направления
№ |
Название |
Характеристика направления |
Примечание |
1. |
Классическая (базовая) аэробика |
Синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей шагов, бега, скачков и подскоков. |
Различают: Low Impact — низкоударная аэробика; High Impact — высокоударная аэробика. |
2. |
Танцевальная аэробика: |
На основе танцевальных направлений: фанк; сити-джем; хип-хоп; салса; джаз и т. д. |
Just Low — классическая аэробика с более сложной хореографией. |
3. |
Тай–бо |
Аэробика с элементами бокса, кик-боксинга, ушу, дзюдо и т. п. |
Интенсивность занятия очень высокая |
4. |
Йога-аэробика |
Соединение статических поз, асан, и движений, выполняемых в динамическом и статодинамическом режиме. |
Главная особенность: концентрация внимания. |
5. |
Степ-аэробика |
Хореография базовой аэробики на степ — платформе (15, 20 и 25 см). |
Увеличение платформы на 5 см увеличивает ЧСС на 10–12 уд/мин. |
6. |
Фитбол-аэробика |
Применение базовых шагов аэробики (простые комбинации) на спец. мяче, и силовые упражнения для всех мышечных групп партерного характера. |
Диаметр мяча: 55–65–75 см — для взрослыхи 35–45 см — для детей. |
7. |
Слайд-аэробика |
Использование латерального бокового движения (как при катании на коньках). |
Используется специальная доска — слайд и обувь. |
8. |
Сайкл-аэробика |
Занятия на велотренажёрах. |
Нагрузка на сердечнососудистую и дыхательную системы, и на мышцы ног. |
9. |
Памп-аэробика |
Занятия ярко выраженной атлетической направленности. |
Применяются — бодибары разных весов или обычные грифы от штанги. |
10. |
Тера-эробика |
Высокоинтенсивная кардиотренировка |
Используется специальный комплект амортизаторов. |
11. |
Аква-аэробика |
Аэробика в воде с использованием инвентаря: поясов, жилетов, гантелей, надувных манжет и перчаток, ласт и вёсел. |
Явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект. |
12. |
Кроссфит |
Функциональный тренинг. |
Комплексное воздействие на все мышечные группы |
Действенность многообразных видов фитнеса состоит в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, а также носит профилактический эффект разных заболеваний. Положительный эмоциональный фон занятий достигается не только музыкальным сопровождением, создающим позитивный психологический настрой, но и согласованностью движений в группе, что и привлекает студенток к занятиям фитнесом. Существенную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играют личностные качества и имидж преподавателя. Основополагающими аспектами имиджа являются профессиональные и лидерские качества, умение находить решение в тех или иных ситуациях, создавать партнерские отношения со студентами [2, с. 158]. Преподаватель обязан владеть техникой различных фитнес-направлений, находиться в хорошей физической форме и внешне быть привлекателен. Специалист должен располагать глубокой общенаучной, общетехнической и специальной подготовкой [3, с.183].
Резюмируя, хотелось бы отметить, что процесс обучения важно сориентировать не только на накопление теоретических знаний и практических умений, а в первую очередь на качественное использование средств физической культуры. Благодаря этому, мы подвергаем рассмотрению фитнес с точки зрения высокоэффективной системы тренировочно-оздоровительных занятий, направленных на совершенствование физических кондиций, укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие и повышение профессиональных компетенций студентов.
Следовательно, развивающиеся направления реформирования системы модульного обучения есть ориентация на поиск альтернативных средств, форм и методов, способствующих решению задач и проблем физического воспитания. А внедрение фитнес-технологий в рабочую программу дисциплины является неотъемлемым инструментом, формирующим культуру здорового образа жизни.
Литература:
- Морозова Л. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход / Л. В. Морозова, О. В. Загрядская // Управленческое консультирование: Научно-практический журнал: Северо-Западный институт управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2014. № 8 (68) — с.155–162.
- Морозова Л. В., Морозов О. Г., Мельникова Т. И. Роль и значение профессионального имиджа преподавателя по физической культуре в высших учебных заведениях // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС; Том 6, Выпуск 5 (22), СПб,2015.- с. 154–158.
- Морозова Л. В. Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 4 (134) — 2016г. — с.182–186.
- Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.
- Пономарева Г. В., Формирование комплекса профессионально важных двигательных способностей у студентов: Афтореф. Дис…канд. пед. наук: 13.00.04. — Малаховка: МГАФК, 2010. — 26 с.
- Стрельников Р. В., Организация физического воспитания студенческой молодежи на основе альтернативного выбора содержания занятий. Дис…канд. пед. наук: — Волгоград: ВГАФК, 2009. — 146 с.