Технология критического мышления — одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Критическое мышление — не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. [2]
Особенностями этой технологии являются:
− учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
− на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
− стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Основа технологии — построение урока по определенному алгоритму — последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и размышление или рефлексия.
1 стадия— Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.
Задачами 1стадии являются:
− самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
− самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
− на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».
2 стадия— Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.
Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова — это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным.
3 стадия— Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.
Задачи фазы рефлексии:
− Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
− Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.
Таблица 1
Технологическая карта урока по технологии РКМ
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы иметоды |
|
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. |
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ, ставит цели. |
Корзина идей. Составление списка «известной информации». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения. Ассоциации. Логические цепочки и др. |
|
Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. |
Метод активного чтения, Маркировка «Инсерт»: V знал; — думал по-другому; ? спросить учителя (непонятная информация); + новая информация; ! очень важно. Работа в парах, группе, индивидуально; инструкции; двухчастный дневник; лист решения проблем; аналогия; прием группировки; чтение со стопами; таблица аргументов и др. |
|
Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, предположениям, предлагает внести изменения, дополнения, дает творческие задания. |
Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления. |
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов и дискуссий. Написание творческих работ. Эссе, синквейн, тонкие и толстые вопросы, «Древо познания» и др. |
Роль учителя втехнологии развития КМ:
− Направляет усилия учеников в определенное русло;
− Сталкивает различные суждения;
− Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
− Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
− Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Формы исредства развития КМ:
− Сбор данных;
− Анализ текстов;
− Сопоставление альтернативных точек зрения;
− Коллективное обсуждение;
− Разные виды групповой и парной работы;
− Дебаты;
− Дискуссии;
− Публикации письменных работ учащихся.
Обобщая все вышесказанное, можно предложить некоторые выводы.
Что дает технология критического мышления ученику:
− повышение эффективности восприятия информации;
− повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
− умение критически мыслить;
− умение ответственно относиться к собственному образованию;
− умение работать в сотрудничестве с другими;
− повышение качества образования учеников;
− желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Думать критически:
Проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, вскрывать причины и последствия фактов, сомнение в общепринятых истинах, выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами, внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Что дает технология критического мышления учителю:
− умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
− возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
− стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
− стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
− умение работать в группе;
− умение графически оформить текстовый материал;
− умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
− умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
− умение обобщить полученные знания;
− умение анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не определениями;
− формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
− интерактивное включение в интерактивный процесс;
− начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Литература:
- Загашев И. О. Умение задавать вопросы. // Перемена, 2001 г. № 4.
- Заир-Бек С. И. Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление. // Подборки «Первое сентября.
- Обучение в разновозрастных группах: из опыта учителей биологии (Методическое пособие.) / Под редакцией Л. В. Байбородовой, Л. Н. Сухоруковой. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1, — М., НИИ школьных технологий, 2006.
- Современные педагогические технологии. http://www.ref.by/refs/62/30006/1.html
- http://ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/kalmikova.htm
- http://www.openclass.ru/knowledgedbs/28713