Любая организация находится и функционирует в среде, именно влияние среды определяет дальнейшую стратегию развития компании, корректирует ее действия, задачи. [1, с. 36].
ООО «Тон-Авто» представляет собой развивающуюся компанию, которая вышла на автомобильный рынок в октябре 2007 г. Ее главной целью является предоставление на автомобильном рынке максимально полный комплекс услуг, связанных с продажей автомобилей марки Toyota, а также их техническим обслуживанием.
Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ. В табл. 1 показаны изменения макросреды.
Таблица 1
PEST-анализ факторов макросреды
Р— политика |
Е— экономика |
|
|
S— социология |
T— технология |
|
|
Таким образом, в данной ситуации сложно делать какие-либо прогнозы, зато можно отметить две тенденции, которые будут иметь место в любом случае: рост цен на автомобили и доступность автокредитов. Продажи автомобилей могут упасть в 2016 г. на 20 % и более. В ноябре продажи автомобилей в России сократились на 28 %, что на 5 % больше, чем в октябре. Ухудшение ситуации произошло летом, когда в Россию привезли иномарки по новым — повышенным — ценам с учётом пошлин и девальвации рубля. Лидерами будут становиться производители, которые имеют собственные заводы в России. Автопроизводителям и дилерам придется больше думать не о продвижении продукции и технологических инновациях, а о том, как справиться с дефицитом ликвидности, ростом расходов, а также с падением продаж и скоплением машин на складах. Возможно также сокращение импорта автомобилей (производители, несмотря на выпуск новых моделей автомобилей, сокращают производство по всему миру), поэтому, постепенно объемы импорта могут замещаться автомобилями российского производства.
Для того, чтобы проанализировать перспективные стратегические направления развития предприятия следует воспользоваться SWOT-анализом.
Таблица 2
Матрица сильных ислабых сторон всочетании сугрозами ивозможностями
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Таким образом, главной угрозой фирмы является жесткая конкуренция на рынке; основной возможностью — расширение ассортимента товара и услуг, рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей; к основным сильным сторонам относится сложившиеся впечатление у покупателей о компании, разнообразие услуг, высокое качество товара; к основным слабым сторонам — пассивная рекламная компания.
ООО «Тон-Авто» представляет собой успешную организацию, которая даже в кризис смогла удержать свои позиции на рынке. Кроме того, в этом году она заняла перовое место в России по продажам среди других автомобильных салонов-дилеров Toyota, так как успешная политика компании смогла обеспечить выполнение и увеличение плана продаж в 2015 г. Также происходит обновление модельного ряда: в 2016 г. будет обновлены такие модели как Camry и Corolla.
В связи с тем, что конкурентная позиция предприятия оценивается как сильная, а возможности роста рынка его продукции можно считать умеренными, то для автосалона ООО «Тон-Авто» наиболее приемлемой является стратегия концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиции на рынке и стратегия расширения рынка.
Взаимодействие с внешней средой может вестись по нескольким направлениям.
- Привлечение партнеров для создания совместных услуг (банковские карты с услугой cashback).
- Создание дисконтных карт, которыми можно воспользоваться у партнеров.
- Заключение контрактов с частными владельцами парковочных мест.
Карты с функцией cashback — это карты, при оплате которых клиенту обратно на счет возвращается определенный процент от суммы совершенной им покупки. Такие карты могут быть выданы покупателю автомобиля Toyota со сроком службы до трех лет. Данная услуга может предоставляться банком-партнером. Возврат части средств будет осуществляться за оплату топлива, за покупки в прилегающих к заправкам магазинах. Также возможен возврат средств за использование услуг автомоек. Процент возврата средств может достигать до 10 %. Использование карт будет полностью оплачиваться ООО «Тон-Авто», что станет очень выгодным решением при выборе автомобиля в пользу Toyota.
Создание дисконтных карт, дающих право приобрести товар или услугу партнера, будет дополнительным бонусом к покупке нового автомобиля. Партнерами в данном случае может выступать любая организация (например, магазины одежды, бытовой техники в торговых центрах, кафе, рестораны и т. д.)
ООО «Тон-Авто» имеет место придерживаться стратегии стимулирования сбыта, заключая контракты с частными владельцами парковочных мест. Смысл таких контрактов может сводиться к следующему: предлагая покупателю приобрести автомобиль Toyota, компания также обеспечит его скидкой на оплату стоянки на конкретной парковке, с которым ООО «Тон-Авто» заключило соглашение.
Данными методами будет формироваться привязанность клиентов к автомобилям Toyota.
Следующая рекомендация связана с демонстрацией высокого уровня социальной ответственности. Маркетинговые исследования показывают, что молодежь оказывает предпочтение более именитым мировым брендам, поэтому компания может поддерживать стипендиальные фонды для предоставления возможности получения образования талантливыми студентами. Это не только обеспечит организацию перспективными кадрами, но и будет способствовать созданию позитивного имиджа социально ответственной в регионе компании.
Еще одним способом использования талантливой молодежи — это проведение кейс-чемпионатов (например, так поступает Unilever). Чемпионаты помогают найти оригинальные и эффективные решения проблем организации, затратив при этом минимум ресурсов.
Данные рекомендации могут повысить эффективность работы автосалона.
Литература:
- Лапыгин Ю. Н. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФА-М, 2012. – 311 с.