Проводимая политика гуманизации, формирования качественного подхода к пониманию сути уголовного наказания, смягчение карательной политики, проявляется, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения и проходит в контексте взятых на себя Россией международных обязательств [1].
На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях [2]. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция).
С принятием 27 декабря 2009 г. Федерального закона № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции, для обеспечения дистанционного надзора за осужденными без изоляции от общества, а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительными инспекциями (далее — УИИ) с 2010 по 2012 гг. поэтапно вводилась в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее — СЭМПЛ).
СЭМПЛ применяется в отношении подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в целях осуществления контроля за их нахождением в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений. Использование электронных систем контроля над осужденными является неотъемлемой частью идущей реформы системы наказаний, в общем, и системы альтернативных наказаний в частности. Функция по осуществлению контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого была возложена на УИИ ФСИН России [3]. Система электронного слежения позволяетследить за перемещениями человека в течение 24 часов в сутки.
Применяется несколько видов устройств. Наиболее простое и самое дешевоеобычно используется для несовершеннолетних преступников, для которых суд посчитал излишним пребывание в тюрьме. Это небольшое техническое устройство, которое подросток должен носить с собой. При выходе из определенной зоны молодой человек обязан позвонить на определенный номер телефона и сообщить о месте своего нахождения. Звонок фиксирует компьютер. Если пройдет 5 минут, и он не позвонит, аппаратура подаст сигнал надзирающему инспектору, который может обратиться в суд с требованием принять меры к нарушителю. Остальные устройства имеют более сложную конфигурацию, их можно поделить на три основных вида.
Первое — устройство контроля по телефонной линии связи. Эта модель состоит из базовой станции и легкого электронного браслета, благодаря чему человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от станции.
Приемное устройствоустанавливается по месту проживания осужденногои требует периодической подзарядки. Задача устройства — фиксировать время входа и выхода человека из помещений и регистрация совершенных им правонарушений, связанных с несоблюдением расписания или попытками повреждения устройства.
Принцип работы электронного устройства по слежению за заключенным прост. Находясь в радиусе действия поля «базы», заключенныйне может покинуть эти пределы. Как только он пересечет границу, устройство сразу посылает сигнал на телефон и на компьютер курирующему инспектору.
Второе — аналогичное устройство контроля по сотовой связи. Такая система хороша для города, но она не подойдет для поселков, не охваченных сотовой связью.
Третий вид — устройство постоянного слежения. Состоит из передатчика (браслета), переносного устройства GРS-слежения и стационарное передающее устройство (его устанавливают на месте отбывания наказания, например, в квартире).
Электронный браслет — компактный и высокотехнологичный прибор, который обеспечивает надежное и безупречное функционирование при его ношении на теле [4].
Электронный браслетпо форме не отличается от обычных электронных часови состоит из ремешка, который сделан из легкого пластика или резины с отверстиями для регулировки его длины, и небольшой коробочки, в которой установлена электроника и тепловой датчик. Браслет надевается на ногу или руку, закрепляется специальным приспособлением и запускается электронным ключом. Тепловой датчик обязывает подконтрольного носить браслет исключительно на теле, а не в кармане брюк или рубашки, а радиопередатчик фиксирует любую попытку снять его.
Браслетнельзя снять или перепрограммировать, устройство реагирует на разрыв или на прекращение тепла от тела. При попытке снятия браслета на экране монитора слежения появляется сигнал о нарушении.
Устройство рассчитано на эксплуатацию при температуре до 100 градусов по Цельсию, герметичность позволяет погружать его в пресную и соленую воду до 5 метров до 15 минут. Это дает осужденному возможность посещать баню и сауну.
Работает устройство в трех режимах — радиосвязь, спутниковое слежение и комбинированный из этих двух. Если осужденный находится дома, работает стационарный радиопередатчик, похожий на телефон без кнопок. В любой момент через него с осужденным может связаться оператор. Стоит выйти из дома — радиосигнал пропадает и включается тот, что на поясе, — GPS. Есть и модификации браслета со встроенной системой спутникового слежения.
Браслет кодируется на определенное расстояние от дома осужденного — дальше этой границы ему уходить запрещено [5]. Кроме того, устанавливаются и временные ограничения: контролируемый должен точно по расписанию выходить из дома на работу и возвращаться. Если он заболеет, то ему установят специальный временной интервал для визита к врачу.
Переносное устройства GРS-слежения (он похож на мобильный телефон) вешается на плечо или надевается на пояс. Приемник через систему GPS фиксирует координаты местонахождения поднадзорного и передает их на сервер диспетчера при помощи обычной мобильной связи стандарта GSM. В обычном режиме он делает это автоматически каждые четыре часа. Если же происходит нештатная ситуация, срабатывает моментально. Контролирует сигнал за своим пультом с компьютером специально обученный оператор.
Нарушителю на приемник приходит сообщение: «Вы превысили допустимое расстояние. Немедленно вернитесь!» Поднадзорное лицо тут же обязано подтвердить получение информации нажатием кнопки и устранить нарушение. Если же этого не происходит — объявляется тревога, за человеком выезжает наряд, а уголовно-исполнительный инспектор решает, какие применить санкции — вплоть до замены условного срока реальным.
У браслетов есть и недостатки: с браслетомпроблематично мыться, так как он экранирует от чугунной ванны; с ним невозможно играть в футбол. Любой удар техника расценивает как попытку к бегству.
В последние годы этот вид наказания становится все более популярным. В США электронный мониторинг используется в 49 штатах из 50.
В Европе первыми электронный «домашний арест» стали применять страны Северной Европы. В Швеции браслеты и тотальный контроль на дому вместо тюрьмы могут выбрать те граждане, которых приговаривают к срокам до трех месяцев. Преимущественно это касается мелких воров и водителей, совершивших аварии. В Германии решение о переводе заключенных под электронный «домашний арест» принимается прокуратурой, опять же преимущественно по просьбе самих осужденных. Причем выбрать браслеты могут не только осужденные на небольшие сроки, но и все, кто может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. В Израиле решение об электронной мере пресечения опять же по просьбе адвокатов может быть принято судом даже в отношении находящихся под следствием подозреваемых.
В Европепервыми электронный «домашний арест» стали применять страны Северной Европы. В Швеции браслеты и тотальный контроль на дому вместо тюрьмы могут выбрать те граждане, которых приговаривают к срокам до 3 месяцев.
Преимущественно это касается мелких воров и водителей, совершивших аварии. В Германии решение о переводе заключенных под электронный «домашний арест» принимается прокуратурой, опять же преимущественно по просьбе самих осужденных. Причем выбрать браслеты могут не только осужденные на небольшие сроки, но и все, кто может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. В Израиле решение об электронной мере пресечения опять же по просьбе адвокатов может быть принято судом даже в отношении находящихся под следствием подозреваемых.
В последнее время в качестве эксперимента этот вид наказания начали использовать во Франции, Швейцарии, Южной Корее. В Австрии с 2008 года электронные ножные браслеты решили надевать на тех досрочно-условно освобожденных, которых приговаривали на сроки до 3 лет.
В Эстонии с 2006 года заключенные могут досрочно выйти из тюрьмы, надев электронные браслеты. Там принят закон, позволяющий использовать систему электронного контроля над заключенными, освобожденными условно-досрочно.
Таким образом, при осуществлении контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, наблюдаются те же положительные тенденции, что и при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы:
− более низкий уровень повторной преступности;
− более низкая склонность нарушать условия исполнения домашнего ареста, а также возложенные судом запреты и (или) ограничения;
− более высокий уровень изменения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Литература:
1. Габараев А. Ш., Новиков А. В. Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний альтернативных лишению свободы // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–3.
2. Грушин Ф. В. Исправительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 51–56.
3. Зарембинская Е. Л. подводя итоги // журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы».
4. Приказ Минюста России № 26, МВД России № 67, СК России № 13, ФСБ России № 105, ФСКН России № 56 от 11.02.2016 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений».
5. Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».