Проблема мотивации впроцессе изучения английского языка студентами морских специальностей
Тюрина Вера Владимировна, преподаватель;
Тюрин Руслан Николаевич, курсант
Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова — филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, изучение английского языка
Мотивация занимает важное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности индивида. Теоретический анализ и исследования мотивации позволили сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс развития в целом. Актуальность исследования мотивации обусловлена возрастающим интересом к личности студента и его деятельности, изменением социального окружения каждого студента.
Процесс обучения присутствует в жизни каждого индивида, начиная с самого детства и до окончания профессионально-ориентированных учреждений, таких как колледжи или университеты. Любое изучение побуждается целым рядом мотивов, которые в свою очередь составляют структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация — это один из видов мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью и устойчивостью, это своего рода активность, которая проявляется учащимися для достижения определенных учебных целей. Ее формирование без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения студента морской специальности. Актуальность изучения учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения английскому языку в морском вузе, постановкой задач формирования у курсантов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, а также активной жизненной позиции [4, с. 192].
Анализ имеющейся отечественной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Мотивация человеческой деятельности чрезвычайно многообразна, поскольку происходит из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах она основывается на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью.
От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности студента морского вуза, объясняется выбор между различными возможными действиями, между вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении результатов в процессе изучения английского языка.
В XXI веке в процессе глобализации важной необходимостью общества является изучение иностранных языков, в частности английского языка. Однозначно можно сказать, что социальный заказ на выпускника морского учебного заведения уже давно сформирован. Это должен быть специалист в любой профессиональной области, который владеет английским языком.
Проблема мотивации часто возникает при изучении английского языка в морском вузе. Чаще всего мотивация студентов снижается от курса к курсу. Необходимо отметить, что до момента изучения английского языка в морском вузе и в самом начале обучения у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется научиться говорить на английском языке со сверстниками; наиболее привлекательной для курсантов оказывается возможность писать деловые письма на английском языке, что является очень важным в профессии будущего судоводителя, курсанты хотят читать и понимать прочитанную информацию без использования словаря. Почти у всех курсантов есть желание овладеть английским языком, уметь общаться на иностранном языке между собой, с иностранцами, как в устной форме, так через переписку. Но когда начинается обучение английскому языку, отношение курсантов резко меняется, очень многие из них разочаровываются. Ведь процесс изучения английского языка предполагает стадию накопления «строительного материала», период неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, а это, в свою очередь, отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате этого происходит уменьшение мотивации, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая негативно влияет на мотивацию. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением английского языка студентами морских специальностей [1, с. 131].
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, которые вызывают желание активно действовать, преодолевать неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Всё это имеет прямое отношение и к изучению английского языка в морском вузе, которое проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к нему, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Студент морского вуза должен понимать, что знание английского языка очень важно для представителей морских специальностей. Эти знания позволяют успешно и без трудностей сдать тесты, которые предлагают крюинговые компании, пройти устное интервью и получить контракт на высокооплачиваемую работу на иностранном судне, не испытывать трудности в деловой переписке, читать контракты и понимать каждое слово. Морские перевозки осуществляются круглый год, и, значит, специалист, знающий язык, будет постоянно обеспечен работой. Вопрос трудоустройства сейчас очень актуален. Допуск к работе на морском судне предполагает прохождение квалификационных испытаний и знание английского языка, который в 2001 году Международная морская организация (IMO) приняла как международный. Также в равных условиях у курсанта, владеющего английским языком, повышается шанс получить хорошую работу. И уж тем более этот шанс повышается, если студент владеет профессионально направленным английским языком. Хотелось бы добавить, что хорошее знание английского языка, обеспечивает и безопасность работы в морской специальности, как показывает статистика, в подавляющем большинстве несчастные случаи в море происходят из-за непонимания друг друга членами смешанного экипажа [5, с. 102].
Существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания студента не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость [2, с. 32].
В настоящее время проблема изучения английского языка студентами морских специальностей играет важную роль. Молодое поколение уже поменяло отношение к этому процессу из-за реформы, происходящей в современном обществе как в России, так и за рубежом. На наш взгляд, следующие изменения наиболее значительные: в мире происходят процессы глобализации (культурной интеграции); изменение идеологических ценностей в нашей стране; расширение связей между государствами; переориентация образовательного процесса по отношению к получению образования и его ценности в реальной жизни. Все это стимулирует повышение степени мотивации в процессе изучения английского языка среди студентов морских специальностей, а также вводит понятие «владение языком» на уровне содержательного значения. Знание языка является ключом к культуре народа, говорящего на данном языке. Взаимопроникновение и взаимное влияние культур заставляет людей из разных языковых культур общаются друг с другом. Изучение языка с последующим ознакомлением с культурными и социальными ценностями — это путь взаимопонимания и сближения между народами. Исследования показывают, что студенты морских учебных заведений, которые изучают английский язык, имеют мотивацию, которая представлена преимущественно личными стимулами. Некоторые студенты имеют ярко выраженные профессиональные мотивы учебной деятельности, оценивают профессиональную важность предмета «Иностранный язык» и их интерес к нему намного выше, чем у тех, кто не стремиться получить необходимые глубокие знания и стать хорошим специалистом. Студенты, которые стремятся получить хорошие знания, характеризуются целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психологические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. Комплекс всех этих черт вместе с мотивацией, которая ориентируется на получение знаний, обеспечивают высокую успешность обучения.
Следует отметить, что авторитарный стиль обучения отрицательно влияет на формирование положительной мотивации у курсантов. Вместе с этим уровень внутренней, познавательной мотивации снижается, важность результатов изучения английского языка при этом уменьшается, у студентов формируется неуверенность в собственных силах. Преподаватель часто считает своих студентов объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого студента в отдельности. Авторитарный стиль подавляет интерес к изучению английского языка, снижается энтузиазм в учебной деятельности, так же этот стиль препятствует творческой самореализации личности учащегося, и как следствие, студент не имеет намерения добиваться высоких результатов [3, с. 23].
Можно прийти к выводу, что на формирование положительной учебной мотивации при изучении английского языка влияет множество факторов. Необходимо понимать, что учебная мотивация является фундаментом прогрессивного роста при изучении английского языка и служит отличным помощником в достижении намеченных целей и получении достойной профессии в морской отрасли.
Литература:
- Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. — М.: Педагогика 1988. — С. 131.
- Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 — № 5 — С. 31–34.
- Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. — С. 23.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – С. 192.
- Тюрина В. В., Жуков А. В. К вопросу о роли английского языка для представителей морских специальностей // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 101–103.