Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ [3, 4].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ФЗ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). В законе говорится о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания благоприятных условий для инвесторов, налоговых льгот, защиты интересов инвесторов, создания и развития сети информационно-аналитических центров, принятия антимонопольных мер, выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, а также разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета [1].
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ охватывает правовое регулирование и гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Действующее законодательство является прямым источником привлечения инвесторов в регионы РФ, предоставляя гарантии, налоговые льготы, льготы при кредитовании и созданием благоприятных условий для инвестирования [2].
Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.
Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [3]. В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности.
Можно сформулировать несколько общих принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне:
Необходимость разработки инвестиционной концепции региона, предусматривающую набор альтернатив, многовариантную проработку путей развития за счет инвестиций:
- Мониторинг и анализ инвестиционной деятельности в регионе.
- Разработка инвестиционной политики с учетом направлений инвестиций на основе территориальных (какие районы и города имеют преимущество в инвестициях) и отраслевых (какие отрасли должны развиваться более быстрыми темпами) приоритетов.
- Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии управления инвестиционным процессом в регионе.
Реализация принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса на региональном уровне. Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
В зарубежном опыте имеются различия в стимулировании и регулировании инвестиционной политике на региональном уровне. Для примера можно рассмотреть зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций в Австралию.
Основными нормативно-правовыми актами, посредством которых производится регулирование инвестиционной деятельности в Австралии выступают следующие законы:
- Федеральный закон Австралии «Об инвестициях» от 1975 г. (поправки от 2010 г.), который устанавливает основные приоритеты национальной политики в инвестиционной сфере;
- Акт Австралии «Об иностранных приобретениях и поглощениях» от 1989 г., который регулирует привлечение иностранных инвестиций в экономику Австралии.
Данные документы призваны обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране и равные условия для иностранных инвесторов. В целом, правительство Австралии уделяет большое внимание привлечению иностранных инвестиций и создает для этого комфортные условия, так все обязательные процедуры для открытия бизнеса.
Стоит отметить, что существует формальное соответствие инвестиционного законодательства Австралии правилам международного инвестирования МВФ — это позволяет утверждать, что страна придерживается курса стимулирования иностранных инвестиций.
В современных условиях Австралией широко используется комплекс форм стимулирования инвестиционной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1
Форма |
Содержание |
Межправительственные соглашения по поощрению и защите капиталовложений (IPPA) |
Сегодня Австралия имеет 22 таких соглашения с развивающимися странами. Подобные соглашения предоставляют режим наибольшего благоприятствования инвестициям двух стран, дают гарантию от национализации и экспроприации вложенных капиталов и содержат механизм разрешения споров. |
Соглашения об избежание двойного налогообложения (DTA). |
Акцент делается на регионы, с которыми у страны наиболее устойчивые отношения, подписано 44 соглашения. |
Соглашения о зонах свободной торговли |
Все данные соглашения содержат главы, посвященные инвестициям. Австралия — Новая Зеландия (ANZCERTA); Австралия — Сингапур (SAFTA); Австралия — США (AUSFTA); Австралия — Таиланд(TAFTA); Австралия — Чили (ACIFTA); Австралия — Новая Зеландия и АСЕАН (AANZFTA; Австралия — Малайзия. Самое продуктивная зона — Австралия — США (AUSFTA). Содержит нормы, относящиеся к торговле товарами, взаимному инвестированию (самый высокий порог инвестирования, чем другим иностранным субъектам для входа на рынок), государственным закупкам, стандартам и техническому регулированию, услугам в финансовом и телекоммуникационном секторах, регулированию в областях конкурентной политики, занятости, интеллектуальной собственности и охраны окружающей среды. |
Также Австралия активно участвует в переговорах по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства («Trans-PacificPartnershipAgreement», TPP).
Кроме этого в рамках сотрудничества со странами государств Тихоокеанского региона Австралия участвует в работе над созданием нового регионального торгово-экономического соглашения, известного, как «Pacific Аgreement on Closer Economic Relation» (PACER) Plus.
Что касается развивающихся стран, то большинство из них идут по пути развитых стран, активизируя косвенные методы. В то же время присутствует практика применения административных рычагов и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Особенно сильна роль государства в азиатских странах. Кроме того, в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов создаются привилегированные условия для иностранных инвесторов. Достаточно слабо развиты институциональные формы регулирования инвестиционной деятельности.
К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность региональной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. [4]
В общем, можно выделить два метода воздействия на инвестиционную сферу, это — экономические и административные. К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы. Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.
Изучив отечественные и зарубежные инструменты и методы государственного регулирования и стимулирования инвестиционной активности на региональном уровне, можно сделать выводы: в отечественной практике используются в качестве методов государственного регулирования налоговые ставки, субсидированные программы, квотирование, лицензирование, инвестиционной налоговой кредит, то есть, создание благоприятных условий во всех отраслях инвестиционного сектора. Тогда как например в Австралии широко используется метод Соглашений, таких как − Межправительственные соглашения по поощрению и защите капиталовложений (IPPA), Соглашения об избежание двойного налогообложения (DTA), Соглашения о зонах свободной торговли. Тем самым можно говорить о том, что у Австралии существует формальное соответствие инвестиционного законодательства правилам международного инвестирования МВФ — это позволяет утверждать, что страна придерживается курса стимулирования иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественная инвестиционная политика ведется в направлении привлечения инвесторов, создавая для этого благоприятные условия, учитывая специфику и недостатки регионов, тогда как зарубежный опыт показывает, что их инвестиционная деятельность также ведется в направлении привлечения инвесторов, но учитывая инвестиционный климат в стране в целом.
Литература:
- Застеров П. Экономическая безопасность привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию. Автореферат диссертации.
- Караваев В. Региональная инвестиционная политика// Инвестиции в Россию. — 2012. − № 2. − С. 12–15.
- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ.