Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие, которое включает в себя развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей 5–7 лет весьма актуальна и особо значима в отношении дошкольников с нарушениями зрения. Развитие мелкой моторики рук слабовидящих дошкольников является необходимым условием готовности к активному осязательному восприятию предмета, а моторный навык, включающий как микро-, так и макродвижения руки, — составная часть оптимального двигательного стереотипа специализированных движений [4].
Изучением особенностей развития мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Г. А. Любиной, А. М. Матюшина, Г. А. Мишиной, Е. А. Стребелевой и т. д.). Учеными доказано, что дошкольный возраст является сенситивным для развития мелкой моторики рук ребенка.
В понятие «моторика» авторы вкладывают неодинаковое содержание. Так, А. Гомбургер определил моторику как итог способностей и умелостей, законченную возрастную структуру двигательной целостности особого вида (выражение лица, жесты, привычки, врожденные телесные особенности). По Л. О. Бадаляну моторика — это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.
В нашем исследовании мы будем опираться на определение Е. Плутаева и П. Лосева, которые под моторикой понимают последовательность движений, в своей совокупности необходимых для выполнения какой-либо определённой задачи [2].
Всю двигательную деятельность А. С. Большаков, Л. В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику, и мелкую, или тонкую моторику. Под мелкой моторикой И. И. Будницкая понимает двигательную деятельность, «которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза, умение выполнять точно дозированные целенаправленные действия руками».
Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет ряд особенностей, которые должны диагностироваться и корригироваться в раннем возрасте и на этапе дошкольного детства [2].
Анализ специальной литературы позволил выявить особенности моторного развития детей с нарушениями зрения. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук (Л. В. Мясникова). Отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук (Л. И. Плаксина). Снижения точности, ловкости движений при оперировании предметами, нарушено умения менять направление, амплитуду, скорость движения руки в соответствии с заданными условиями (Л. Б. Осипова, Л. И. Солнцева) [3; 5].
Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию мелких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.
С целью уточнения состояния мелкой моторики у слабовидящих дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей в возрасте 6–7 лет МДОУ д/с № 138 г. Челябинска. Нами была использована методика изучения мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста, разработанная Т. И. Гризик и Л. Е. Тимощук [1]. Авторы предлагают изучать кинетический и кинестетический праксис, особенности мелкой моторики во время выполнения действий с мелкими предметами, а также в процессе продуктивных видов деятельности.
Нам необходимо было выявить особенности кинестетического и кинетического праксиса. В соответствии с этим нами были проведены 2 серии заданий.
В первой серии заданий исследовался кинестетический праксис с помощью группы статический упражнений.
Критериями оценки выполнения заданий считалось: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб, состояние мышечного тонуса рук (напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы), координация, характер формирования позы.
Во второй серии заданий исследовался кинетический праксис с помощью серии динамических упражнений.
Критериями оценки считалось: точность и одновременность (при двуручном исполнении) выполнения проб наличие переключаемости, со дружественности движений, дифференциация движений, двигательная ловкость.
В ходе эксперимента детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук не выявлено (А=0 %), средний уровень развития мелкой моторики рук выявлен у 7 человек (Б=70 %), низкий уровень — у 3 человек (В=30 %).
Слабовидящим детям был характерен недифференцированный характер выполнения всех проб. Возникали трудности как при воспроизведении пальцевых поз по словесной инструкции, так и при выполнении задания по образцу. Некоторым детям требовалось большое количество времени на правильное выполнение задания и учет своих ошибок. Возникали трудности при удержании позы, выполнении задания двумя руками одновременно. Отмечалось отпускание расслабление пальцев раньше времени, смена удержания кратковременными расслаблениями.
Наибольшие трудности возникли при выполнении динамической серии упражнений. Это касалось скорости переключения с одного движения на другое. При плавном наращивании темпа дети справлялись с заданиями. При быстром переключении движений многие дети пропускали движение. Дошкольникам с нарушениями зрения при выполнении действий с предметами было свойственно нарушение формообразующих движений, обусловленных недостаточностью зрительно-пространственного восприятия при монокулярном характере зрения.
Таким образом, нами получены эмпирические данные, которые обуславливают необходимость специальной целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у слабовидящих дошкольников и позволяют определить содержание коррекционных мероприятий дифференцированно, исходя из уровня развития и особенностей мелкой моторики рук у детей каждой подгруппы.
Проанализировав тифлологическую литературу, отражающую специфику, содержание, методы, приемы и средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, выявлено, что для развития мелкой моторики используются различные виды детской деятельности (продуктивная деятельность, труд, игра). Большую коррекционную направленность имеет использование тренажеров и специального оборудования.
При систематическом использовании тренажеров улучшаются эластичность и подвижность связочного аппарата, функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами
Эффективность обучения с помощью специальных устройств показана в ряде исследований А. С. Вяльцева, Э. С. Гостева, В.И Кузьменко, Т. С. Ключко. По их мнению, тренажеры удобны и для развития подвижности пальцев рук, умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой, пространственной ориентировкой изображения.
Л. И. Солнцева отмечает, что пособия и снаряды вызывают у дошкольников с нарушениями зрения интерес к обследованию и облегчает овладение двигательными навыками [5].
Учитывая этапность развития мелкой моторик, необходимость развития всех моторных качеств в рамках нашей работы было целесообразно структурировать описанные в литературе тренажерные устройства и определить этапы их использования в соответствии с задачами развития моторных качеств.
1 этап — знакомство со строением руки, развитие мышечного тонуса. На данном этапе целесообразно проводить массаж и самомассаж руки и ее отдельных частей, для привлечения интереса ребенка к процессу необходимо использовать в процессе его выполнения различные предметы (массажные кольца, массажные мячи различной жесткости и величины, карандаши, грецкие орехи, «пальчиковый бассейн», наполненный крупой, крупным песком, бусинами) и другие.
2 этап — развитие изолированных движений руки (статических, динамических). Большую роль в развитии изолированных движений рук и пальцев играет применение специально подобранных и изготовленных тренажеров (гипсовых обратных барельефов, досок с пазами). Ребенку в игровой форме предлагается провести пальцем одной руки или двумя руками одновременно по углублениям, которые представляли собой «опредмеченные» прямые, волнистые, зигзагообразные, спиралевидные линии, геометрические фигуры. Эти упражнения способствуют формированию формообразующих движений руки, развитию умения регулировать направленность, амплитуду и скорость движений при проведении линий в разных направлениях.
3 этап — развитие зрительно-моторной координации. В целях развития зрительно-моторной координации большую роль играют тренажеры — лабиринты, изготовленные в различных техниках: печатная продукция, тифлографика, объемные гипсовые и деревянные лабиринты с углублениями. Такие тренажеры удобны для умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой, пространственной ориентировкой изображения. С этой целью использовались упражнении с мелкими предметами: прокатывание по пазам шариков, выкладывание шнурка, бусин в пазы.
4 этап — развитие действий с предметами. Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть; повесить на крючок, пристегнуть к пуговице имеет большое коррекционное значение, для его реализации могут быть использованы подручные предметы, изготовленные самостоятельно тренажеры и фабричные пособия. В процессе застегивания и расстегивания пуговиц, молний, закрывания и открывания навесных замков и т. п. происходит отработка действий двумя руками.
Результативность занятий на тренажерах зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. С каждым днем занятия могут усложняться, может увеличиваться объем заданий, наращиваться темп их выполнения [3; 4; 5].
На основе анализа научных исследований и практических разработок, нами систематизирована информация о тренажерах и оборудовании для развития ручной и пальцевой моторики. Дано описание тренажеров (вид, задачи, коррекционная направленность), необходимых для развития разных групп моторных качеств руки детей с тяжелыми нарушениями зрения. Изготовлены и апробированы тренажеры для развития формообразующих движений руки.
Литература:
- Гризик Т. И. Развитие мелкой моторики руки у детей 5–6 лет [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук // Развитие речи детей 5–6 лет. — М.: [Б. и.], 1997. — С. 168–184.
- Никандров В. В. Психомоторика [Текст]: Учеб. пособие / В. В. Никандров. — СПб.: Речь, 2004. — 86 с.
- Осипова Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» — коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. — Челябинск: Цицеро, 2011. — 123 с.
- Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности [Текст]: монография / Л. Б. Осипова. — Челябинск: Цицеро, 2011. — 111 с.
- Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Сековец. — Нижний Новгород: Ю. А. Николаева, 2001. — 168 с.