Учитель-логопед — особая профессия (обращение к коллегам, учителям-логопедам) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.07.2016

Статья просмотрена: 3524 раза

Библиографическое описание:

Касаткина, И. А. Учитель-логопед — особая профессия (обращение к коллегам, учителям-логопедам) / И. А. Касаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32777/ (дата обращения: 15.11.2024).



Вам дети дарили рисунки свои?

Не с умыслом, а просто так, от души?

Наивность святая присутствует в них,

Открытость до самых глубин ворошит.

У юного сердца нет навыка лгать,

До них не дошло ещё, что, может быть,

Коль если подарок тот смогут принять,

Ценить будут больше и больше любить.

Да, именно дети — святое добро!

А наша роль, взрослых — его сохранить,

Чтоб, вырастив их, удержать то тепло,

Что есть от рождения в каждом из них.

Со временем лишь (вспоминайте себя!)

Споткнёмся мы, в кровь разбивая носы,

Потом понимаем, что, только любя,

Мы можем порядок в семье навести.

Чтоб каждый поступок добро приносил

И чтоб не кончались счастливые дни,

Так хочется мне закричать что есть сил:

«Давайте ж все вместе мы будем детьми!»

И. Касаткина

Здравствуйте, коллеги, уважаемые учителя, учителя-логопеды!

Я не случайно обратилась к вам, как к уважаемым учителям, потому что иначе не могу сказать — это действительно так. Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна. Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии.

В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды!

Учителем-логопедом я работаю 10 лет. Отучившись в Московском педагогическом университете имени Шолохова, на дефектологическом факультете отделения сурдопедагогики, до этого я 12 лет отработала в школе-интернате для слабослышащих детей учителем-сурдопедагогом. Глухие и слышащие дети очень различаются между собой, и специфика коррекционной работы с ними разная, но в обоих случаях эта работа очень интересная и увлекательная, и она не может быть плодотворной без одной важной вещи — любви к детям. Маленькие воспитанники всегда чувствуют отношение учителя к ним и отвечают взаимностью, которая может проявляться по-разному, но каждый раз это их любовь — детская, искренняя, неповторимая.

Я знаю людей (к счастью, таких за свою жизнь я встретила единицы), которые, отучившись в вузах на учителя, не смогли найти общий язык с детьми и поэтому связали свою жизнь с другой профессией (чаще всего продавца). Мне искренне их жаль. Сколько они потеряли! Мир детей несёт необыкновенную ауру, создаёт благоприятную атмосферу для деятельности и творчества. Лично я в школе, среди детей, в маленьком мире наивной искренности, чистоты и тепла дышу, цвету и радуюсь, стараясь помочь своим маленьким воспитанникам преодолевать и исправлять их речевые недостатки, развивать в них уверенность в себе.

Учитель — святая благородная профессия. А нам, учителям-логопедам, дано больше, чем любому другому учителю. Только мы, логопеды, знаем каждого ребёнка в школе, как его зовут, как он говорит, пишет и читает, в то время когда другой учитель знает детей только своего класса. Кто, если не мы, поможет деткам преодолеть трудности в произношении, чтении и письме на начальных этапах обучения, когда они особенно нуждаются в поддержке? Ведь если вовремя не вмешаться и не провести коррекцию произношения — дефект останется на всю жизнь. У меня есть один знакомый, который имеет небольшие дефекты звукопроизношения, абсолютно не мешающие его общению с людьми, но так смешно слышать, когда вместо «Алло!» у него звучит: «Аво!», и хочется пошутить: «Эх, логопеда б тебе хорошего!»

А если ребёнок на всю жизнь останется картавым или шепелявым, сколько комплексов он из-за этого приобретёт? А если это будущий артист, доктор или руководитель? Да неважно кто — чистая красивая речь нужна везде! Ведь проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.

По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний. При правильной организации и проведении коррекционной работы мы, учителя-логопеды, помогаем детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.

Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, необходима личная вовлеченность ребёнка в работу.

Чтобы уроки были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую много наглядности. Занятия с детьми я всегда начинаю с артикуляционной гимнастики, которая просто необходима как подготовительный этап при постановке звуков. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. Подбор картинок на все группы звуков на этапе закрепления позволяет более углубленно подойти к процессу индивидуального обучения каждого ребёнка.

При работе над исправлением нарушений чтения и письма у детей ламинированные многоразовые карточки с различными заданиями дают возможность ребёнку, написав на них маркером, по необходимости исправлять допущенные ошибки, стирая их обычным ластиком. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения, ребёнок забывает, что он находится на занятии.

Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания. И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий — радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Очень важной деталью является оснащение логопедического кабинета. По моему мнению, он не должен быть похож на официальный кабинет. Шторки на окнах, красивые плошки с цветами, наличие на полках шкафов симпатичных наглядностей: альбомов, конструкторов, других пособий будут располагать ребёнка к более свободному непринуждённому общению. Также необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, которые помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы. Это различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, фонетическая ритмика, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и многое другое — ведь чем лучше двигательная активность ребёнка, тем больше развивается его речь.

Обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. На каждого ученика я завожу индивидуальные тетради, в которых пишу домашние задания и прилагаю карточки с определённым речевым материалом для домашнего заучивания, который постоянно меняю. Стараюсь чаще выступать на родительских собраниях, чтобы активизировать и повысить деятельность родителей. А как приятно услышать искренние слова благодарности от родителей, которые, принимая участие в обучении своих деток, видят прогресс налицо!

А сколько интересного происходит в логопедическом кабинете! Не секрет, что современные школы сейчас переполнены, в связи с введением ФГОС и увеличением числа кружковых часов кабинетов не хватает, и, не скрою, что в моём кабинете проходят не только логопедические занятия: это и медико-педагогические комиссии, и кружки, и репетиции, и даже плановые осмотры врачей! А вот почитайте сами:

«Ну-ка, скажите, родители, дети,

Что в нашей школе в авторитете:

Спортзал? Столовая? А вот и нет –

Логопедический кабинет.

Дети, ещё не пойдя в первый класс,

Все непременно побудут у нас.

Первым вручает им в школу билет

Логопедический кабинет.

Время прививок. Медсёстры, врачи.

Здравствуйте! Можно у вас полечить?

Дети уверенно строятся в ряд:

«Мы к логопеду!» — читая, кричат.

Чей-то ребёнок сломал телефон.

Быстро родителям сделан дозвон.

Завуча им слышим строгий совет:

«В логопедический кабинет».

Соревнования. Куча людей.

Переодеться им надо скорей.

Ну, у охраны сомнений тут нет:

В логопедический кабинет.

Вот уж зима. Новый год на носу.

Диски все с песнями дружно несут.

Анна Петровна готовит концерт:

Мы к вам попеть. Возражений же нет?

Праздник какой-то. Не помню, какой.

Только не сразу пошли все домой.

Сдвинули парты. Тортик и чай.

Как хорошо посидели! Прям рай!

Скоро 9 мая. Парад.

Каждому школьнику скроен наряд,

Плакаты, цветочки и чей-то портрет –

В логопедический кабинет.

Май. Две недели ПМПК.

Это комиссия. Наверняка

Класса в районе уютнее нет:

Облюбовали мой кабинет!

Если вам скучно и негде присесть,

Сразу понятно, что выход здесь есть:

Всем вам подарит разгрузку и свет

Логопедический кабинет».

(И. Касаткина)

В заключение мне хочется поздравить вас, коллеги, с прекраснейшим удачным выбором профессии. Вас ждёт неизведанный, завораживающий, всепоглощающий милый мир детишек-учеников. Желаю вам успехов и профессионального роста и хочу подарить вам это стихотворение!

Учителю.

«Ты богат, герой-учитель,

Не деньгами, но — душой,

В твоей жизни — мир открытий,

Но не взрослый мир, другой:

Мир смеющихся, прикольных,

Любопытных малышей.

Надо быть весьма достойным,

Чтоб их научить суметь.

В этом мире дети только

Начинают жизни путь,

Будет он прямой иль колкий,

Нам не знать — не в этом суть.

Главное, что ты — учитель,

Должен стержень в них вложить,

Тот, который цель их жизни

Сможет им определить.

Светла школьная обитель,

И похожей не найдёшь.

Тебе повезло, учитель –

В мире Детства ты живёшь!»

(И. Касаткина)

Основные термины (генерируются автоматически): логопедический кабинет, ребенок, учитель, артикуляционная гимнастика, жизнь, коррекционная работа, мой кабинет, нет, процесс обучения, работа.


Похожие статьи

«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР)

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда в дистанционном формате, плюсы и минусы, способы ее организации.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в организации работы с детьми, имеющими нарушения речи. Интегрированное занятие «Думаем, играем, развиваемся» (физкультура и конструирование)

Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи

Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда

Литургическая грамотность как один из аспектов профессионального образования дирижёра-хормейстера. О литургическом всеобуче для учащихся отделения «хоровое дирижирование»

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

Система работы учителя-логопеда по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР)

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда в дистанционном формате, плюсы и минусы, способы ее организации.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в организации работы с детьми, имеющими нарушения речи. Интегрированное занятие «Думаем, играем, развиваемся» (физкультура и конструирование)

Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи

Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда

Литургическая грамотность как один из аспектов профессионального образования дирижёра-хормейстера. О литургическом всеобуче для учащихся отделения «хоровое дирижирование»

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

Система работы учителя-логопеда по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос