Вам дети дарили рисунки свои?
Не с умыслом, а просто так, от души?
Наивность святая присутствует в них,
Открытость до самых глубин ворошит.
У юного сердца нет навыка лгать,
До них не дошло ещё, что, может быть,
Коль если подарок тот смогут принять,
Ценить будут больше и больше любить.
Да, именно дети — святое добро!
А наша роль, взрослых — его сохранить,
Чтоб, вырастив их, удержать то тепло,
Что есть от рождения в каждом из них.
Со временем лишь (вспоминайте себя!)
Споткнёмся мы, в кровь разбивая носы,
Потом понимаем, что, только любя,
Мы можем порядок в семье навести.
Чтоб каждый поступок добро приносил
И чтоб не кончались счастливые дни,
Так хочется мне закричать что есть сил:
«Давайте ж все вместе мы будем детьми!»
И. Касаткина
Здравствуйте, коллеги, уважаемые учителя, учителя-логопеды!
Я не случайно обратилась к вам, как к уважаемым учителям, потому что иначе не могу сказать — это действительно так. Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна. Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии.
В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды!
Учителем-логопедом я работаю 10 лет. Отучившись в Московском педагогическом университете имени Шолохова, на дефектологическом факультете отделения сурдопедагогики, до этого я 12 лет отработала в школе-интернате для слабослышащих детей учителем-сурдопедагогом. Глухие и слышащие дети очень различаются между собой, и специфика коррекционной работы с ними разная, но в обоих случаях эта работа очень интересная и увлекательная, и она не может быть плодотворной без одной важной вещи — любви к детям. Маленькие воспитанники всегда чувствуют отношение учителя к ним и отвечают взаимностью, которая может проявляться по-разному, но каждый раз это их любовь — детская, искренняя, неповторимая.
Я знаю людей (к счастью, таких за свою жизнь я встретила единицы), которые, отучившись в вузах на учителя, не смогли найти общий язык с детьми и поэтому связали свою жизнь с другой профессией (чаще всего продавца). Мне искренне их жаль. Сколько они потеряли! Мир детей несёт необыкновенную ауру, создаёт благоприятную атмосферу для деятельности и творчества. Лично я в школе, среди детей, в маленьком мире наивной искренности, чистоты и тепла дышу, цвету и радуюсь, стараясь помочь своим маленьким воспитанникам преодолевать и исправлять их речевые недостатки, развивать в них уверенность в себе.
Учитель — святая благородная профессия. А нам, учителям-логопедам, дано больше, чем любому другому учителю. Только мы, логопеды, знаем каждого ребёнка в школе, как его зовут, как он говорит, пишет и читает, в то время когда другой учитель знает детей только своего класса. Кто, если не мы, поможет деткам преодолеть трудности в произношении, чтении и письме на начальных этапах обучения, когда они особенно нуждаются в поддержке? Ведь если вовремя не вмешаться и не провести коррекцию произношения — дефект останется на всю жизнь. У меня есть один знакомый, который имеет небольшие дефекты звукопроизношения, абсолютно не мешающие его общению с людьми, но так смешно слышать, когда вместо «Алло!» у него звучит: «Аво!», и хочется пошутить: «Эх, логопеда б тебе хорошего!»
А если ребёнок на всю жизнь останется картавым или шепелявым, сколько комплексов он из-за этого приобретёт? А если это будущий артист, доктор или руководитель? Да неважно кто — чистая красивая речь нужна везде! Ведь проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.
По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний. При правильной организации и проведении коррекционной работы мы, учителя-логопеды, помогаем детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.
Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, необходима личная вовлеченность ребёнка в работу.
Чтобы уроки были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую много наглядности. Занятия с детьми я всегда начинаю с артикуляционной гимнастики, которая просто необходима как подготовительный этап при постановке звуков. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. Подбор картинок на все группы звуков на этапе закрепления позволяет более углубленно подойти к процессу индивидуального обучения каждого ребёнка.
При работе над исправлением нарушений чтения и письма у детей ламинированные многоразовые карточки с различными заданиями дают возможность ребёнку, написав на них маркером, по необходимости исправлять допущенные ошибки, стирая их обычным ластиком. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения, ребёнок забывает, что он находится на занятии.
Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания. И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий — радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.
Очень важной деталью является оснащение логопедического кабинета. По моему мнению, он не должен быть похож на официальный кабинет. Шторки на окнах, красивые плошки с цветами, наличие на полках шкафов симпатичных наглядностей: альбомов, конструкторов, других пособий будут располагать ребёнка к более свободному непринуждённому общению. Также необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, которые помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы. Это различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, фонетическая ритмика, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и многое другое — ведь чем лучше двигательная активность ребёнка, тем больше развивается его речь.
Обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. На каждого ученика я завожу индивидуальные тетради, в которых пишу домашние задания и прилагаю карточки с определённым речевым материалом для домашнего заучивания, который постоянно меняю. Стараюсь чаще выступать на родительских собраниях, чтобы активизировать и повысить деятельность родителей. А как приятно услышать искренние слова благодарности от родителей, которые, принимая участие в обучении своих деток, видят прогресс налицо!
А сколько интересного происходит в логопедическом кабинете! Не секрет, что современные школы сейчас переполнены, в связи с введением ФГОС и увеличением числа кружковых часов кабинетов не хватает, и, не скрою, что в моём кабинете проходят не только логопедические занятия: это и медико-педагогические комиссии, и кружки, и репетиции, и даже плановые осмотры врачей! А вот почитайте сами:
«Ну-ка, скажите, родители, дети,
Что в нашей школе в авторитете:
Спортзал? Столовая? А вот и нет –
Логопедический кабинет.
Дети, ещё не пойдя в первый класс,
Все непременно побудут у нас.
Первым вручает им в школу билет
Логопедический кабинет.
Время прививок. Медсёстры, врачи.
— Здравствуйте! Можно у вас полечить?
Дети уверенно строятся в ряд:
«Мы к логопеду!» — читая, кричат.
Чей-то ребёнок сломал телефон.
Быстро родителям сделан дозвон.
Завуча им слышим строгий совет:
«В логопедический кабинет».
Соревнования. Куча людей.
Переодеться им надо скорей.
Ну, у охраны сомнений тут нет:
В логопедический кабинет.
Вот уж зима. Новый год на носу.
Диски все с песнями дружно несут.
Анна Петровна готовит концерт:
— Мы к вам попеть. Возражений же нет?
Праздник какой-то. Не помню, какой.
Только не сразу пошли все домой.
Сдвинули парты. Тортик и чай.
Как хорошо посидели! Прям рай!
Скоро 9 мая. Парад.
Каждому школьнику скроен наряд,
Плакаты, цветочки и чей-то портрет –
В логопедический кабинет.
Май. Две недели ПМПК.
Это комиссия. Наверняка
Класса в районе уютнее нет:
Облюбовали мой кабинет!
Если вам скучно и негде присесть,
Сразу понятно, что выход здесь есть:
Всем вам подарит разгрузку и свет
Логопедический кабинет».
(И. Касаткина)
В заключение мне хочется поздравить вас, коллеги, с прекраснейшим удачным выбором профессии. Вас ждёт неизведанный, завораживающий, всепоглощающий милый мир детишек-учеников. Желаю вам успехов и профессионального роста и хочу подарить вам это стихотворение!
Учителю.
«Ты богат, герой-учитель,
Не деньгами, но — душой,
В твоей жизни — мир открытий,
Но не взрослый мир, другой:
Мир смеющихся, прикольных,
Любопытных малышей.
Надо быть весьма достойным,
Чтоб их научить суметь.
В этом мире дети только
Начинают жизни путь,
Будет он прямой иль колкий,
Нам не знать — не в этом суть.
Главное, что ты — учитель,
Должен стержень в них вложить,
Тот, который цель их жизни
Сможет им определить.
Светла школьная обитель,
И похожей не найдёшь.
Тебе повезло, учитель –
В мире Детства ты живёшь!»
(И. Касаткина)