В статье анализируются особенности государственного регулирования рынка инноваций в США и странах Европы. Автор анализирует затраты стран на НИОКР. Особое внимание обращается на компании, выпускающие продукцию на рынок инноваций, так как они определяют эффективность государственного регулирования рынка инноваций.
Ключевые слова:государственное регулирование, рынок инноваций, НИОКР, США, страны Европы, компании, научные исследования, инфраструктура
Основное условие научно-технического развития любой страны — государственное стимулирование рынка инноваций. Механизмы регулирования инновационной и научно-технической политики в различных странах мирового сообщества неодинаковы, так как в разных государствах отличаются соотношение функций рынка и государства, а также отличны и организационные структуры управления в области науки. Однако, в развитых странах похожи подходы к государственному регулированию рынка инноваций, а также одинаковы закономерности развития производства.
Влияние государства на рынок инноваций может, как сгруппировать инновационную деятельность, увеличить возможности реализации, так и затруднить достижения поставленных целей. Органы государственного управления выбирают наилучшие меры воздействия, которые позволяют изменить экономическое поведение инновационных организаций для создания инновационного продукта.
Государственные органы проводят комплекс мер организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержки инновационной активности предприятий, являющийся одной из важнейших задач государственного регулирования.
В США и странах Европы огромное внимание уделяют стимулированию развития инновационной инфраструктуры, особенно, таким элементам инфраструктуры, как инновационные центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса. Большую часть финансирования данных элементов осуществляет государство.
Развитие рынка инноваций и расширение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества как государственных (например, государственных лабораторий, университетов), так и частных субъектов (например, организаций).
Государство, являясь дополнением к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между производителями товаров. Необходимо отметить, что рыночное саморегулирование неспособно самостоятельно обеспечить выполнение перспективных разработок и исследований, связанных с большими издержками и степенью риска. Именно поэтому, основной задачей государства является формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя проведение маркетинговых разработок, обеспечение кадров и информационное обеспечение.
В различных странах выделяют разные доли государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Для определения расходов был проанализирован «Рейтинг стран по уровню расходов на НИОКР», выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) [1]. Уровень национальных расходов на НИОКР — это относительная величина, рассчитываемая как совокупность государственных и частных расходов, включая государственные бюджеты всех уровней, пожертвования и гранты от неправительственных организаций и частных фондов, бюджеты коммерческих организаций. Источником информации является база данных Института статистики Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [2].
Рис. 1. Затраты на НИОКР стран Европы и США (%)
Больше всего тратит средства на НИОКР Финляндия, Швеция и Дания, что вполне оправдано. Эти страны входят в «Глобальном инновационном индексе» в десятку инновационных стран. Швейцария выделяет на развитие НИОКР больший процент от ВВП, так как большое количество научных исследований проводится за границей и на эти цели выделяется больше средств, чем на научные исследования внутри страны. США контролирует 40 % рынка высоких технологий в мире, что влечет за собой высокие затраты на НИОКР. Германия, Австрия и Исландия находятся примерно на одном уровне по затратам на НИОКР. Эти страны обладают мощным научным потенциалом и, соответственно, затраты на НИОКР — одни из самых высоких в мире. Несмотря на высокие затраты на НИОКР, Франция и Словения немного отстают в развитии на рынке инноваций, но активно движутся к цели завоевать данный рынок.
Об эффективном влиянии инструментов государственного регулирования на рынке инноваций можно судить по такому показателю, как «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ), который представляет собой оценку эффективной деятельности в сфере инноваций в 141 странах. ГИИ публикуют совместно с INSEAD, ВОИС и Корнельским университетом [3].
Глобальный инновационный индекс составляется из 79 различных переменных, характеризующие инновационное развитие стран мира, которые находятся на различных уровнях экономического развития. Исследователи считают, что успешность экономики зависит как от инновационного потенциала, так и условий для его реализации. Поэтому данный Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:
1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций: инфраструктура, институты, развитие бизнеса, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, развитие внутреннего рынка.
2. Реализованные практические результаты осуществления инноваций: результаты креативной деятельности, развитие технологии и экономики знаний [4].
Таким образом, Глобальный инновационный индекс представляет собой соотношение результата и затрат, что позволяет объективно оценить насколько эффективно усилия по развитию в той или иной стране.
Наиболее подробный анализ формирования Индекса и источников данных приводится в ежегодном докладе INSEAD, результаты которых приводятся после сравнительного исследования.
В докладе «Глобальный инновационный индекс 2015» рассматривается воздействие мер стимулирования инноваций на развитие и экономический рост. Как развивающиеся страны, так и страны с высоким уровнем дохода стараются наращивать рост посредством различных инновационно-ориентированных стратегий. Однако, не все страны способны увеличивать потенциал на рынке инноваций.
Темой доклада является «Эффективная инновационная политика в целях развития», где отражены новые способы, посредством которых создатели политики в странах с формирующимся рынком могут стимулировать экономический рост и ускорить инновации, способствуя формированию крепких национальных условий для инноваций.
«Инновации создают широкие условия для ускорения экономического роста стран на всех этапах развития. Однако реализация этих условий не происходит автоматически», — заявил Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри. Он добавил: «Каждая страна должна определить такое сочетание мер политики, которое позволит мобилизовать существующий в их экономике инновационный и творческий потенциал»
Эффективность государственного регулирования отражают также компании, выпускающие свою продукцию на рынок инноваций. The Boston Consulting Group (BGG) в 2015 году представил десятый ежегодный рейтинг 50 самых инновационных компаний. Ведущими компаниями стали компании США: Apple, Google, Tesla, Microsoft. При этом Apple занимает 1 место с 2005 года, а Google 2 место с 2006 года. Tesla Motors поднялась с 7 на 3 место, Microsoft и Samsung замкнули пятерку лидеров.
Как правило, на рынок инноваций выходят частные компании. Но необходимо отметить, что компании не стали бы такими успешными без государственного стимулирования. К примеру, была проанализирована компания Apple. Известно, что компанию основали Стив Джобс и Стив Возняк, собравшие в 1970-м году свой первый персональный компьютер [5, с. 35]. Продав несколько десятков компьютеров, предприниматели получили финансирование государства и официально зарегистрировали свою компанию, благодаря чему эта компания является, на сегодняшний день, одной из самых крупнейшей.
Компания Apple в июне 2015 года представила очередную новинку на рынок инноваций. В Беверли-Хиллз находится дом одного режиссера из Голливуда. Инновацией здесь является, что этот дом полностью управляется с iPad. С помощью специальной системы, название которой находится в тайне, владелец дома может со своего планшета контролировать камин, шторы, освещение, термостат, музыку, окна/двери, охранную систему и многое другое. Есть еще одно дополнительное приложение Apple Watch, если вдруг iPad потерялся.
Таким образом, опыт США и стран Европы показывает, что эти страны обладают одной из сильнейших инновационных инфраструктур в мире, что подтверждается высокими показателями. Развитие положительного инновационного климата на рынке являются приоритетными задачами государства. Фундаментальные достижения на рынке инноваций официально признаны основой экономического роста стран.
Литература:
- Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. — Официальный сайт — Режим доступа — http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — Официальный сайт — URL:http://www.uis.unesco.org/Pages/default.aspx
- ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) — Официальный сайт — URL:http://www.wipo.int
- Французская бизнес-школа и исследовательский институт — Официальный сайт — URL:http://www.insead.edu/
- Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев // Вопросы экономики. — 2014. –№ 7. — C. 105.
- Журнал «Вестник Московского университета» Статья «Инновации в бизнесе», № 11, 2015.