В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.
Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация
Развитие социальной компетентности у младших школьников является одной из приоритетных задач в начальной школе. Насколько успешно младший школьник сможет адаптироваться к новым для него условиям, настолько успешно будет проходить социализация.
Н. И. Белоцерковец пишет: «Социальная компетентность — конкретная ступень адаптации (социализации, социальной зрелости) лица, дозволяющая ему продуктивно осуществлять установленную общественную значимость; для ребенка — это конкретно определенная ступень его приспособления к общественным предписаниям, которые предъявляет ему общество» [1, с. 87–88].
В своей исследование мы будем рассматривать такие критерии социальной компетентности, как:
- Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремление к взаимодействию с другими.
- Умение представить себя.
- Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
- Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.
Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали беседу с учителем, диагностику коммуникативной компетентности учащихся (автор, Г. М. Беспалова), социометрическое изучение межличностных отношений учащихся (автор, Дж. Морено) и изучение социализации младшего школьника (автор, М. И. Рожкова).
В ходе беседы каждый ученик оценивался учителем по следующим критериям: манера общения, отношения с учителями, отношения с одноклассниками, дисциплинированность, отношение к школьному имуществу, особенности поведения, отношение к своим поступкам, отношение к педагогическим воздействиям.
Результаты беседы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровня воспитанности младших школьников
№ |
ФИ учащегося |
Критерии уровня воспитанности (оценка вбаллах) |
всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1. |
Олег А. |
3б |
3б |
3б |
2б |
2б |
3б |
3б |
3б |
22б |
2. |
Дмитрий Б. |
2б |
3б |
2б |
2б |
3б |
1б |
3б |
3б |
19б |
3. |
Кирилл Б. |
2б |
3б |
2б |
3б |
2б |
2б |
3б |
3б |
20б |
4. |
Максим Г. |
1б |
3б |
2б |
3б |
3б |
1б |
1б |
2б |
16б |
5. |
Александр Г. |
2б |
2б |
3б |
2б |
2б |
2б |
1б |
2б |
16б |
6. |
Елизавета Д. |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
2б |
3б |
3б |
23б |
7. |
Арина К. |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
24б |
8. |
София К. |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
24б |
9. |
Иван Л. |
2б |
2б |
2б |
3б |
2б |
1б |
1б |
2б |
15б |
10. |
Наталья М. |
3б |
3б |
2б |
3б |
3б |
2б |
3б |
3б |
22б |
11. |
Вероника М. |
1б |
3б |
2б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
21б |
12. |
Юлия П. |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
3б |
24б |
13. |
Дарья С. |
2б |
2б |
2б |
3б |
2б |
2б |
3б |
3б |
19б |
14. |
Артем С. |
1б |
2б |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
2б |
10б |
15. |
Алина Т. |
2б |
3б |
2б |
3б |
3б |
2б |
3б |
3б |
21б |
16. |
Анастасия Ш |
3б |
3б |
3б |
2б |
2б |
2б |
3б |
3б |
22б |
Из таблицы 1 видно, что 12 учащихся (75 %) имеют достаточно высокий уровень изучаемых показателей. Они общительны, доброжелательны,выполняют все требования учителя, бережно относятся к школьному имуществу, систематически совершают положительные поступки и адекватно оценивают их.
На среднем уровне находятся 3 человека (18,75 %) из класса. Они более молчаливы, не всегда бывают вежливыми,требования взрослых выполняют по настроению, могут совершать отрицательные поступки и не всегда оценивают их адекватно.
На низком уровне находится 1 ученик (6,25 %), который имеет отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушение дисциплины), стремится навязать свое мнение, игнорирует требования учителя, имеет пренебрежительное отношение к школьному имуществу, к своим поступкам — равнодушен.
Процентное соотношение изучаемых показателей представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели уровня воспитанности младших школьников в процентном соотношении
В ходе изучения коммуникативной компетентности мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Показатели коммуникативной компетентности младших школьников
Показатели компетентности |
Уровни |
|||||
Высокий (51-и более балл) |
Средний (31–50 балл) |
Низкий (до 30 иниже балл) |
||||
абсолютность |
% |
абсолютность |
% |
абсолютность |
% |
|
1. Навыки позитивного отношения к собственной личности |
6 чел |
37,5 |
10 чел |
62,5 |
0 чел |
0 |
2. Навыки позитивного общения |
7 чел |
43,75 |
9 чел |
56,25 |
0 чел |
0 |
3. Навыки понимания других |
7 чел |
43,75 |
7 чел |
43,75 |
2 чел |
12,5 |
Навыки позитивного отношения к собственной личности у младших школьников сформированы больше чем у половины класса: 10 учащихся (62,5 %) со средним уровнем и 6 учащихся (37,5 %) с высоким. А это означает, что учащиеся стараются замечать свои недостатки, уважать себя, избегать конфликтных ситуаций со своими одноклассниками, знают о своих сильных и слабых сторонах характера.
Навыки позитивного общения сформированы у всех участников нашего исследования: высокий уровень у 7 учащихся (43,75 %) и средний уровень у 9 учащихся (56,25 %). Учащиеся могут и стараются договариваться с окружающими, учитывают чужую точку зрения, легко находят предмет для разговора и быстро мирятся.
Навыки понимания других сформированы у 14 учащихся (87,5 %) класса. Эти ученики могут прийти на помощь в любую минуту, контролировать себя в любых ситуациях, ценить взрослых, учителей и своих одноклассников. Но 2 ученика (12,75 %) имеют низкий уровень. Они не могут контролировать себя, ценить взрослых и своих одноклассников.
Полученные результаты мы графически отразили на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели коммуникативной компетентности в процентном соотношении
Для определения структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявлению лидеров и «отверженных» членов группы мы использовали методику Дж. Морено.
Таблица 3
Показатели межличностных отношений учащихся
Показатели межличностных отношений |
Абсолютное количество |
% |
1.Звезды |
2 чел |
12,5 |
2.Предпочитаемые |
3 чел |
18,75 |
3.Принятые |
9 чел |
56,25 |
4.Отверженные |
2 чел |
12,5 |
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что в классе есть 2 человека (12,5 %), которые относятся к категории «Звезды»: София К. и Арина К. Этих девочек одноклассники хотели видеть — командиром класса, капитаном команды и пригласили бы их на день рождение.
К «Предпочитаемым» относятся 3 человека (18,75 %) из класса: Елизавета Д., Юлия П. и Алина Т. Они поддерживают неплохие отношения со своими сверстниками и так же бы их хотели видеть капитаном команды или командиром класса.
К «Принятым» относятся 9 человек (56,25 %) из класса. Одноклассники хотели бы видеть этих учащихся в своей команде, но не в качестве лидера (командира класса), а как друга в команде.
К сожалению в этом классе есть 2 детей (12,5 %), относящихся к категории «Отверженные» (Артем С. и Иван Л.). Одноклассники не хотели их видеть ни в качестве своих друзей, ни лидерами в команде.
Результаты межличностных отношений в процентном соотношении представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели межличностных отношений в процентном соотношении
Для изучения социальной адаптированности учащихся мы использовали методику М. И. Рожковой. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели социальной адаптированности младших школьников
№ |
ФИ учащегося |
Коэффициент социальной адаптированности |
Коэффициент социальной активности |
Коэффициент нравственной воспитанности |
Уровень социализации |
1. |
Олег А. |
3,6 |
2,8 |
3,6 |
высокий |
2. |
Дмитрий Б. |
1,6 |
1,8 |
2 |
низкий |
3. |
Кирилл Б. |
1,9 |
2,8 |
3,1 |
средний |
4. |
Максим Г. |
1,8 |
1,6 |
1,9 |
низкий |
5. |
Александр Г. |
2,8 |
2,9 |
3,1 |
средний |
6. |
Елизавета Д. |
3,8 |
3,6 |
4 |
высокий |
7. |
Арина К. |
3,6 |
3,1 |
3,9 |
высокий |
8. |
София К. |
3,5 |
3,3 |
4 |
высокий |
9. |
Иван Л. |
2,4 |
2,9 |
3,2 |
средний |
10. |
Наталья М. |
2,6 |
2,8 |
3,3 |
средний |
11. |
Вероника М. |
2,4 |
2,7 |
2,9 |
средний |
12. |
Юлия П. |
3,8 |
3,2 |
4 |
высокий |
13. |
Дарья С. |
2,9 |
3,3 |
3,8 |
высокий |
14. |
Артем С. |
1,7 |
2 |
2,7 |
средний |
15. |
Алина Т. |
1,9 |
1,8 |
2,4 |
средний |
16. |
Анастасия Ш. |
2,5 |
2,3 |
3 |
средний |
Из таблицы 4 следует, что на высоком уровне находятся 6 человек (37,5 %). Эти ребята слушаются взрослых, поступают к окружающим только с хорошей стороны, могут отстаивать свое мнение, защитить себя и тех, кого обижают, им нравится помогать другим и делать добро.
На среднем уровне находятся 8 учащихся (50 %). Ребята стараются слушаться учителей и взрослых, дружить без конфликтов, переживают неприятности других, как свои, стараются помогать другим и умеют прощать людей.
И к низкому уровню относятся 2 человека из класса (12,5 %). Эти ученики достаточно упрямы, могут обидеть своих одноклассников, не обращают на замечания взрослых, не стремятся помочь своим сверстникам.
Ниже мы представили уровень социальной адаптированности младших школьников в процентном соотношении.
Рис. 4. Показатели социальной адаптированности учащихся в процентном соотношении
Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной мере, но есть также дети, которые нуждаются в систематической, целенаправленной работе по ее формированию. Основные проблемы этих детей заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия со взрослыми и одноклассниками.
Литература:
- Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. — Ставрополь, 2002. — С.87–88.