В статье анализируется комплекс факторов, условий, приводящих несовершеннолетних к интернет-аддикции, а также пути, способы и средства предотвращения данного вида аддикции.
Ключевые слова: интернет-аддикция, этиология, превенция, психоактивные вещества, химическая и нехимическая зависимость
Интернет-аддикция (интернет-зависимость, виртуальная-аддикция, кибер-аддикция, нетаголизм) как самостоятельная форма нехимической зависимости была выделена за рубежом в конце 80-х, в России — с конца 90-х годов. Это непреодолимо-патологическое влечение к использованию интернета, вследствие которого наступает вред психическому и соматическому здоровью, а также деформируются межличностные отношения.
Изучены и выявлены причины возникновения интернет-аддикции в подростковом возрасте, основными среди которых являются недостаточный уровень социально-психологической адаптации, негативная «Я-концепция», проблемы в коммуникативной деятельности.
Интернет-аддикция формируется у аддиктивно предрасположенной личности в соответствии с динамикой, свойственной классическому аддиктивному процессу, или является новой аддиктивной реализацией у уже сформировавшегося аддикта [1, С. 12].
В основе интернет-аддикции лежит дисбаланс между индивидом и внешней средой, вследствие которых возникает ситуация, не дающая возможность приспосабливаться к требованиям социальной среды.
Подростки, склонные к интернет-аддикции, испытывают гедонизм от предчувствия аддиктивной реализации; при этом у них констатируются низкая критичность к своему психологическому состоянию, появляются проблемы с учёбой, сложности в межличностном общении вне интернета и прогрессирующая неудовлетворённость собой. Предпочтение отдаётся возникновению новых социальных связей в интернет-среде, а реальная жизнь представляется.
Родителей и педагогов должен насторожить факт омоложения интернет-аддикции у несовершеннолетних. Нам представляется, что одна из причин, инициирующих перерастание увлечения компьютерными играми в постоянную потребность является семейная депривация. Проявляется она в том, то у родителей не находится достаточно времени (объективно или субъективно) для того, чтобы уделить внимание ребёнку, выразить ему эмоциональное тепло, эмпатию, заинтересованность его проблемами.
Не менее важной причиной возникновения интернет-аддикции является отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, не связанных с компьютером. Интравертированные дети, испытывающие трудности общения в реальной жизни, в виртуальной чувствуют себя подлинными героями, без особых усилий.
Гиперболизированная застенчивость подростка, ограниченные возможности здоровья могут создать препятствия для межличностного общения в реальной жизни, и тогда компьютер с его виртуальной вседозволенностью выступает как спасательный круг.
Достаточно часто причиной приобщения ребёнка к интернет-зависимости является его виктимность. Виктимология — наука о жертвах социализации. Виктимный ребёнок не может построить устраивающие его отношения ни дома, ни в школе, ни в группе сверстников. В сети же интернет, он — на вершине успеха, главный герой, без какой-либо работы над собой.
Зависимым от компьютера может стать любой ребёнок, но при наличии эмоциональной близости, комфорта, доверия, развития уверенности ребёнка в себе, волевых качеств, становление его в реальном мире становится возможным и реальным.
В своём исследовании мы хотим обратить внимание на неоднозначность исследуемой проблемы. Что мы имеем в виду? Интернет в следствие анонимности, безопасности, простоты использования предоставляет возможность многим людям решить возникающие проблемы, но задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы реальная жизнь детей не подменялась виртуальной.
Как известно, любую болезнь гораздо легче предупредить, чем лечить. Родители должны помнить, что ребёнок — это не машина. Записанный в различные кружки и секции, порой только в угоду родителям, он может настолько устать от такой жизни, что виртуальный мир будет воспринимать как спасение.
Общение в сети даёт подростку возможность жить в образах своей мечты и осуществлять там коммуникативную активность, невозможную в реальных условиях. [36. С. 90].
Аддикция от химических веществ (алкоголя, наркотических, токсических веществ) может купироваться с помощью альтернативных технологий. Как абстиненция, например, от героина, компенсируется в некоторых случаях с помощью перевода пациента на более «лёгкий» наркотики, например, метадон, так и для многих алкоголиков и наркоманов интернет выступает в качестве более лёгкого наркотика. Есть исследования, подтвердившие значительное сокращение употребления психоактивных веществ индивидами, а то и полный отказ от них благодаря многочасовому бдению в сети. Произошла смена одной зависимости на другую.
Деструктивными последствиями интернет-аддикций подростков является то, что их могут склонить на совершение противоправных действий занятием порнографией, поскольку специальное программное обеспечение, предназначенное для ограничения доступа детей к таким сайтам, работает не всегда эффективно, а достаточно часто вообще не работает.
Чрезвычайно пагубные сайты с разрушительным контентом, содержащие, например, инструкции по изготовлению и применению взрывоопасных или наркотических веществ.
Родителям хотим посоветовать, чтобы они интересовались web-сайтами, которые посещают их дети, и были предельно внимательны к любым изменениям в их поведении. Кроме того, необходимо знать, какие игры предпочитает ваш ребёнок и если они содержат агрессивность и жестокость, необходимо предложить конструктивную альтернативу.
Профилактика и коррекция интернет-аддикции является объектом исследования всех институтов воспитания, прежде всего семьи.
Мы предлагаем методические рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.
Неверным методологическим ходом является критика ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если у ребенка констатирована интернет-зависимость, необходимо разобраться в причине и показать свою заинтересованность в решении его проблемы. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, он с большей уверенностью проникнется доверием к родителям и будет делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и часто инициирует закрытость, а порой и гетероагрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является гармоничное воспитание ребенка, предполагающее развитие у него социальной зрелости и социального иммунитета. При этом важно не запрещать какие-либо игры, а объяснять, почему они для него нежелательны и опасны. Нам представляется, что неокрепшая психика ребёнка не может в полной мере воспринять фильмы, основанные на насилии, которых достаточно в интернете, и поэтому доступ к ним должен быть ограничен.
Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Детям и подросткам необходимо самовыразиться. К компьютеру и интернету создающих иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности, они обращаются тогда, когда в реальной жизни не находят других средств. Такая иллюзия оказывает деструктивное действие на психику ребенка и нарушает его межличностные связи с родителями и сверстниками. Для избегания возникновения привязанности ребенка к интернету, необходимо расширить ареал его интересов. Этого можно достичь, обращаясь к спорту или различным видам искусств (музыка, рисование и пр.). Для формирования целостной, гармонично функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». Анализируя пути профилактики интернет-зависимости у детей, необходимо постулировать, что воспитание ребенка должно сводиться к тезису: компьютер — это лишь часть жизни, а не подарок за хорошее поведение. Сложным, но необходимым способом сегодня является привлечение ребёнка к участию в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью. Несовершеннолетние должны осознать, что существует масса интересных увлечений, помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологический статус. Задача педагога организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, необходимо обращаться к психологам, в специализированные центры.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство, социальная запущенность, дромомания. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс превенции интернет-зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо организовать свою работу поэтапно, и продумать, какой конечный результат он хотел бы получить. В организации превенции интернет-зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.
Методические рекомендации необходимо учитывать не только для профилактики интернет-зависимости у несовершеннолетних, но и для конструктивной организации процесса воспитания и формирования личности.
Литература:
- Азарова Р. И.Досуг современной молодежи / Р. И. Азарова // Внешкольник. — 2003. — № 10.-128 с.
- Петрова Н. П.Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? / Н. П. Петрова // Hard'n'Soft. — 1996. — № 7. — С. 90–92.