Основной целью экологической подготовки персонала является рациональное сочетание задач, непосредственно связанных с выполнением основной миссии конкретных предприятий связи (ПС), с задачами обеспечения экологической безопасности.
Экологический аспект должен служить важной составляющей этого процесса, поскольку он связан с выполнением таких задач, как предупреждение загрязнения охраны окружающей среды и ее восстановление.
Цель программ экологической подготовки персонала состоит в повышении общей управленческой культуры специалистов, занятых в специфических областях деятельности, а также в снижении расходов на практические мероприятия в сфере экологии. Таким образом, выполняется двуединая задача по поддержанию качества охраны окружающей среды за счет повышения профессионализма специалистов в сфере экологии и экономии средств за счет их более рационального расходования, которые могут быть инвестированы в новые проекты технологического обновления оборудования, используемого в практике оздоровления охраны окружающей среды (ООС).
Подготовке специалистов Россвязи вопросам обеспечения экологической безопасности должно уделяться особое внимание. Строительство и функционирование ПС непосредственно сопряжены с воздействием на почву, атмосферу, источники водоснабжения и требуют значительных финансовых затрат на предотвращение загрязнения ООС и ее очистку. В связи с этим высокий уровень экологической подготовки специалистов Россвязи является одним из действенных факторов снижения затрат на мероприятия в сфере экологии при одновременном сохранении их эффективности.
Управление финансовыми средствами, направляемыми на реализацию экологических программ, является одной из основных и ответственных функций высших должностных лиц, ответственных за функционирование систем ПС.
По мнению специалистов, в управлении финансовыми средствами, предназначенными для повышения эффективности мероприятий по обеспечению экологической безопасности, должно достигаться сочетание принципов генерирования идей «сверху-донизу» и организации работы «снизу-доверху». Первый принцип отражает необходимость дифференцирования задач по главным направлениям мониторинга состояния ООС, (например, по контролю выбросов в атмосферу излучений или вредных веществ). Выполнение такого рода задач осуществляется на основе различных специфических планов действий по пресечению вредных выбросов для каждого источника и контролю состояния атмосферы. За рубежом эта задача получила условное наименование «мониторинг выхлопной трубы» и отнесена к категории достаточно затратных, поскольку требуется охватить постоянным контролем многие тысячи источников выбросов газов, организовать сбор и обработку данных о состоянии атмосферы в различных районах нахождения таких источников. С другой стороны это позволяет экономить значительные средства в результате применения корректирующих и предупреждающих действий.
В 1948 году Международным союзом охраны природы в противовес технократическому мышлению, сформированному научно-технической революцией, был введен термин экологическое образование. Под этим термином понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых экологически грамотной деятельностью.
Экологическое образование получило международное признание как важнейшее средство (способ) решения глобальных и региональных экологических проблем, угрожающих существованию человечества. Эффективность экологического образования зависит не только от состояния окружающей среды, но и от уровня внутренней культуры обучаемых [1,2]. Экологический кризис, несомненно связан с нравственным состоянием общества.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [3] сформулированы основы формирования экологической культуры, которые базируются на всеобщности и комплексности экологического образования и просвещения. В целях реализации требований Закона в Россвязи должна быть развернута система экологического обучения и воспитания, которая определяет уровни, содержание и объем учебного времени, отводимого на изучение экологических вопросов. Это обусловлено тем, что для современной службы Россвязи характерно обострение экологических проблем, повышение риска возникновения аварий и катастроф с экологически значимыми последствиями, и ротации персонала.
К тому же необходимо учитывать воздействие ООС и процессов ее освоения на условия эксплуатации, на здоровье персонала и населения в местах дислокации ПС. Недооценка экологических факторов естественного и антропогенного происхождения способна снизить эффективность деятельности Россвязи на треть.
В соответствии с требованиями Законов каждый сотрудник ПС обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе повседневной деятельности. Для этого он должен не только знать основные источники загрязнения, нормативно-правовые основы охраны ООС, свои обязанности и ответственность за загрязнение водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, но и строго выполнять природоохранные требования. Ответственность за экологическое обучение и воспитание персонала на ПС возлагается, прежде всего, на начальников ПС и им равных.
По этим причинам экологическое обучение персонала ПС приобрело особую значимость при решении задач обеспечения связи страны, став важнейшей частью концепции экологического обеспечения их деятельности.
В целях формирования экологической культуры персонала в программах подготовки сотрудников, учебных планах и учебных программах образовательных учреждений содержатся темы по экологическим вопросам. В процессе обучения сотрудники должны приобрести минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры и реализации требований природоохранительного законодательства при осуществлении своей деятельности.
Для каждой категории персонала должен быть определен перечень тем, подлежащих обязательному изучению, таких как общие понятия об экологии, экосистемах, экологических факторах и загрязнении окружающей среды, основах экологической безопасности, а также перечень тем с учетом специфики деятельности различных категорий персонала и их должностных обязанностей.
Экологическое обучение органов управления Россвязи организуется в системе подготовки главных специалистов. Объем учебного времени, отводимого на изучение экологических вопросов, составляет 10–15 часов на учебный год. Основное внимание уделяется изучению требований по охране окружающей среды при эксплуатации СС, принципов экологического мониторинга в районе деятельности ПС, правилам предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями, организации ликвидации экологических последствий ЧС.
Для решения экологических проблем повседневной деятельности требуются более широкие знания с учетом специфики деятельности, различных категорий органов управления. Решение многих служебных вопросов неизбежно приводит к необходимости пополнения знаний путем самообразования. Ужесточение требований природоохранного законодательства, обеспечение безопасности жизнедеятельности подчиненных и ряд других проблем, например, излучения СС, служат побудительным мотивом такого поведения.
Начальник отвечает за обучение и воспитание личного состава, безопасность деятельности ПС по обслуживанию СС. От его профессиональной подготовленности во многом зависит успех в выполнении требований законодательных актов подчиненными. Фундаментом профессиональной подготовленности служит понимание, знание сущности тех явлений, процессов, на использовании которых базируется эксплуатация ПС,СС. Познавательная деятельность сопровождается усвоением информации об изучаемых объектах и освоением действий с ними. Изучение — это постижение сущности объекта с той ее стороны и в той степени, как это диктуется потребностями профессиональной сферы.
В конечном счете, реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности ПС, и, в частности, при обслуживании СС возлагается на личный состав. На усвоение этих основ экологической безопасности и направлено экологическое обучение, и воспитание на ПС.
В настоящее время, в рамках различных форм обучения вопросы обеспечения экологической безопасности Россвязи изучаются в системе подготовки руководящего состава и в цикле повседневной деятельности персонала. Практика деятельности Россвязи показывает, что подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием не может быть полноценной без формирования у выпускников экологической культуры, без овладенияимитеорией и практикой рационального природопользования, без умения учитывать экологические факторы в их профессиональной деятельности.
Реформирование системы образования связано, в частности, с его адаптацией к требованиям Государственных образовательных стандартов, в которых предусмотрено изучение экологической дисциплины. В настоящее время во всех учебных планах подготовки специалистов в образовательных учреждениях содержится, как минимум, дисциплина «Экология» в объеме до 68 учебных часов. Содержание экологической подготовки специалистов разработано в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и Требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов с высшим образованием по дисциплине «Экология» с учетом специфики деятельности Россвязи и особенностями обеспечения экологической безопасности на ПС.
Любой объект потребляет ресурсы, воздействует на ООС, производя различные изменения и загрязняя ее отходами. В свою очередь, он сам подвергается воздействию экологических факторов, возникающих как ответная реакция на процессы освоения и загрязнения ООС. По всем направлениям взаимодействия можно определить соответствующие принципы, соблюдение которых обеспечивает рациональное природопользование: это экономное потребление ресурсов, обязательная экологическая экспертиза проектов, обезвреживание отходов и внедрение безотходных технологий эксплуатации и обслуживания средств связи, защита персонала ПС от воздействия неблагоприятных экологических факторов.
Исходя из этого, экологическая подготовка в образовательных учреждениях должна быть, направлена на обеспечение безопасности в природопользовании, а также на обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности ПС — действий, не приводящих к заметному ухудшению качества ООС и снижению безопасности труда, не наносящих вред здоровью персонала и населения, а именно «Безопасности жизнедеятельности».
При классическом подходе поставленные цели предполагают развертывание полномасштабной системы экологической безопасности в Россвязи, что может повлечь выполнение им несвойственных функций. Более простой путь связан с учетом реальных особенностей современных средств связи, одна их которых состоит в использовании их в виде систем. Отличие этих больших технических систем от народнохозяйственных состоит в большой энергонасыщенности, строгой регламентации всех режимов функционирования и относительной локализованности. Экологическая безопасность больших технических систем является качеством, которое закладывается на этапе проектирования.
Экологические ограничения для ПС в мирной обстановке и в военное время, в повседневной стационарной и динамической деятельности должны различаться и обеспечиваться высоким качеством СС, обученностью и профессионализмом персонала. Поэтому место экологической подготовки в образовании специалистов Россвязи может быть определено как область знаний, направленная на обеспечение экологической безопасности Россвязи и создание специальных средств защиты персонала. При этом объектами изучения являются все виды деятельности, персонал, негативные факторы среды обитания.
Основные задачи экологической подготовки направлены на:
– исключение неблагоприятных воздействий природы и процессов ее освоения на все виды деятельности, на условия эксплуатации и эффективность обслуживания средств связи;
– подготовку персонала к действиям в экологических ЧС;
– изучение мирового опыта в области создания систем менеджмента качества и систем менеджмента окружающей среды;
– ознакомление с экологической паспортизацией и порядком согласования условий природопользования для ПС;
– разработку и обоснование требований по экологической безопасности деятельности, технологий обслуживания средств связи;
Литература:
- Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Хабибуллин М. М., Виноградова Н. В., Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского МР РТ) Молодой ученый. № 11 (115), 2016. С. 566–568.
- Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Виноградова Н. В., Гибадуллин Р. З. Роль бережливого производства в современном мире. Молодой ученый. № 20 (100) октябрь, 2015. С. 30–31.
- Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».