С. Рождественский писал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант — не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Задача формирования орфографической грамотности учащихся остаётся одной из главных в средних классах школы. [1, с.7]
Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений. Методика школьной орфографии предполагает формирование навыков правописания с помощью правил, на основе определённых знаний, поскольку этот путь убыстряет процесс учения и делает его осмысленным для того, кто учится.
Меня постоянно волнуют вопросы: «Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили бы средством формирования навыков? Какой должна быть система упражнений, чтобы навыки орфографии складывались в соответствии с содержанием правил, а не произвольно? Что нужно делать, чтобы знания служили практике письма?»
Все эти вопросы приходится решать в ходе преподавания, и одним из плодотворных путей их решения является работа над ведущими умениями, при формировании которых синтезировались бы процессы приобретения учеником знаний и становления необходимых навыков. [2, с.87]
Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограмма.
Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи. У многих учеников не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку.
Способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного: первый всегда узнает, когда он не уверен, как пишется слово с помощью словаря или иным путём разрешает свои сомнения. Неграмотный пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма.
Умение замечать при письме орфограммы является умением, мотивирующим надобность в правилах. На каждом уроке борюсь за то, чтобы развить у учащихся орфографическую зоркость слов, в написании которых человек не уверен.
Сформировать это умение можно разными способами: на основе представления о сильной и слабой позиции звуков, путём развития интуиции замечать те случаи письма, когда можно допустить ошибку и др. [5, с. 121]
Отражая суть орфографического явления, указанная особенность письма осознаётся учащимися с помощью таких упражнений:
- Прочитайте и выпишите те слова, в которых есть орфограмма, нужную букву подчеркните:
Берега, руки, лист, бегом, просьба, далёкий.
- Прочитайте про себя текст и выпишите глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркните:
Алёша распахнул окно, выглянул на улицу. Лужи сверкали, всё стало таким нарядным и весёлым, что захотелось сейчас же выбежать на улицу и босиком отправиться путешествовать по тёплым лужам.
Умение замечать ошибки на письме — это лишь первый шаг к сознательной грамотности.
Второе собственно орфографическое умение — это оценка орфограмм, их квалификации.
Учу на каждом уроке правильно называть орфограммы, без их названия учащиеся затрудняются в определении верного написания.
Систематически провожу сопоставления, обобщения, чтобы облегчить процесс усвоения учащимися орфограмм. [4, с.134]
Правила, определяющие написания, систематизируем на разных уровнях.
Прежде всего внутри собственной группы: ученики должны твёрдо знать, что есть приставка при- и пре-, корни с чередованием о — а, е — и.
Второй уровень обобщения материала позволяет свести частные случаи письма на каком- то едином основании. Например, правописания ь на конце слов разных частей речи.
Наконец, всё многообразие орфограмм сводится к трём компактным группам: буквенные написания, слитно — дефисно — разделительные и строчно-прописные обозначения.
Умению применять правила на каждом уроке, многие правила даю в форме алгоритмов.
Орфографическая зоркость— это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
- углубление познавательных интересов;
- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
- введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
- организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, внаибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
- Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача — объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
- Письмо спроговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание — своего рода предупреждение ошибок.
- Письмо спропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
- Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
- Письмо по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
- Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
- Упражнение в запоминании.
- Орфографическое чтение слов с орфограммами.
- Запись.
- Проверка.
- Работа сгруппой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
- Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
– Внимательно прочитай предложение.
– Повтори его, не заглядывая в текст.
– Подчеркни в предложении все орфограммы.
– Прочитай предложение орфографически.
– Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
– Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
– Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
- Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
- Спиши слова определённой части речи.
- Выпиши словосочетания.
- Диктанты.
–Предупредительный диктант.
–Объяснительный диктант.
–Выборочный диктант.
–Свободный диктант.
–Самодиктант.
–Зрительно-слуховой диктант.
Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека.
Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография. [3, с. 245]
Литература:
- Алгазина Н. Н. «Формирование орфографических навыков» М.1987. с. 7.
- Баранов М. Т. «Обучение русскому языку в 6 классе» М.1988. с. 87.
- Бекмухамедова Х. А., Сиымова А. С. «Русский язык. Дидактический материал.5» А., «Атамура» 2001 г. с. 245.
- Бельская «Практический материал по русскому языку. 4 класс» М. с. 134.
- Галлингер И.В., Львова С. И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4–8 классах» М.1988 г.