Так называемый «рефератный бизнес» получил активное развитие в 2000-х годах: тогда стали открываться первые офисы, газеты начали пестреть объявлениями следующего вида: «Напишу контрольную работу недорого!». В настоящее время услуги по написанию рефератов, курсовых, дипломных работ по-прежнему остаются востребованными как среди студентов-заочников, так и очников. Особенностью современного периода развития «рефератного бизнеса» является более масштабное использование сети Интернет. Теперь студенту достаточно вписать в поисковую строку Интернета «заказать работу» и он сможет ознакомиться с прейскурантами десятков рефератных компаний. Заказать студенческую работу в интернете для студентов стало делом быстрым и удобным. Если посещение офисов вызывало у некоторых студентов чувство стыда, то интернет с его анонимностью полностью избавил их от моральных страданий. Отметим, что на сайтах крупных рефератных компаний, указывается, что они принимают около тысячи заказов в день и количество студентов, воспользовавшихся их услугами только растет.
На мой взгляд, рефератный бизнес является лишь одним из многих проявлений ущербной отечественной системы образования, ежегодно штампующей армию псевдо-специалистов. Говорить о моральных сторонах проблемы можно бесконечно. Конечно, одним в целях получения полноценного и качественного образования необходимо писать работы самостоятельно, а другим необходимо перестать зарабатывать деньги на чужой лени, предлагать услуги, которые ее культивируют. Но в данной статье, мне хотелось бы взглянуть на проблему взглядом юриста, рассмотреть ситуацию с точки зрения нормативно-правового регулирования.
При анализе законодательства обнаруживается следующее: деятельность рефератных компаний, в принципе, законом не запрещена. Зато оказывается, что запрету подлежит заказ студентом студенческой работы, то есть деятельность студента, а не рефератной компании. Чтобы подтвердить данное заключение достаточно обратиться к внутренним нормативным актам любого образовательного учреждения, в которых указывается, что студенческие работы должны выполняться студентом самостоятельно (на федеральном и региональном уровнях таких положений нет). Заказ студентом студенческой работы по своей природе — это мошенничество в сфере потребления образовательных услуг. К сожалению, уголовной и судебной практики по такого рода делам в нашей стране не имеется, поскольку ни рефератная компания, ни студент, ни сам вуз, когда дело касается рассматриваемых правоотношений, не имеют заинтересованности по обращению в государственные органы.
Рассмотрим, существуют ли какие-то ограничения при создании рефератной компании. В настоящее время, для того, чтобы создать рефератную компанию достаточно оформить ИП или юридическое лицо. Выбирая коды экономической деятельности, такие компании, конечно же, не указывают «Выполнение студенческих работ», поскольку такого кода в Классификаторе кодов экономической деятельности нет. Чаще всего рефератные компании выбирают следующий код: 74.84 «Предоставление прочих услуг». Реже такие коды как: 73.10 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», 73.20 «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук», 74.83 «Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу». После регистрации в качестве ИП или юр. лица рефератная компания может свободно принимать заказы, никаких особенных противодействий со стороны государственных органов власти она не встречает.
Может показаться странным, что законодатель никак не урегулировал деятельность рефератных компаний. Однако, если посмотреть на последние тенденции в сфере образования, то все станет понятно. В частности, речь идет о повсеместной проверке студенческих работ на плагиат в системе «Антиплагиат». Складывается ощущение, что Министерство образования и науки и администрации образовательных учреждений серьезно полагают, что любой студент за годы обучения в вузе или колледже становится полноценным ученым и литератором и ему ничего не стоит написать дипломную работу объемом 60–120 страниц своими словами без опоры на авторитетные мнения ученых. Почему я пишу, что «без опоры на мнение ученых»? Дело в том, что цитирование ученых (или нормативно-правовых актов) при проверке курсовой или дипломной работы в системе «Антиплагиат» определяется как плагиат даже при наличии ссылок на эти цитаты. Если учитывать, что в вузах и колледжах просят наличие в работе объема авторского текста не менее 80–90 %, то становится совершенно понятно, почему среднестатистический студент не в состоянии выполнить указанные требования. Более того, на мой взгляд, далеко не все преподаватели, требующие 80–90 % уникальности текста, будучи в таком же возрасте, как их студенты смогли бы написать такую курсовую или дипломную работу. Что касается современных студентов, то, во-первых, не всем дан литературный талант, и к тому же (а это во-вторых), при существующей системе образования он практически не развивается, студенты почти не сочиняют текстов самостоятельно (кроме профильных писательских и журналистских вузов). Основное время обучения студент получает знания, которые ему пригодятся в будущей профессии, а они, чаще всего, не включают в себя умение писать научные исследования полностью своими словами. Соответственно, студент вынужден все чаще обращаться за помощью к специалистам, ежедневно решающим подобные трудности — рефератным компаниям.
Таким образом, современное образование предъявляет к студенту необоснованно завышенные требования, не соответствующие содержанию его образования, что вынуждает его обращаться в рефератные компании. На мой взгляд, для решения этой проблемы, следует изменить подходы к образованию: оно должно носить комплексный характер, студенты за время учебы в вузах должны учиться писать самостоятельные, авторские работы — только тогда написание курсовых и дипломных не будет для них проблемой.