Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов, — хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».
Теоретические исследования последних лет обосновывают важность функционально-стилистического аспекта в преподавании всего курса русского языка и убедительно показывают, что основное внимание в работе по стилистике должно быть направлено на овладение учащимися структурой функционального стиля речи. В связи с этим задачу по стилистике в средних классах, где учащиеся знакомятся с публицистическим стилем, мы видим не в простом выяснении тех или иных стилистических возможностей языковых средств публицистической речи, а в планомерно организованном изучении его структуры, включающем такие признаки, как сфера применения высказывания, задача речи, жанр, языковые средства.
Приступая к работе над публицистическим стилем, мы должны выделить основную задачу уроков изучения данной темы, а именно научить школьников определенным видам речевой деятельности. В соответствии с этой задачей мы уточнили, каким же видам речевой деятельности следует учить детей. Наряду с обучением созданию письменного высказывания важно научить учащихся и другому виду речевой деятельности — обдумыванию, который составляет существенный этап к подготовке высказывания и его созданию. В соответствии с программой мы отобрали наиболее доступные, на наш взгляд, жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья (сочинение-рассуждение проблемного характера) и отзыв о прочитанной книге.
Работа над указанными жанрами публицистического стиля строится на основе известных учащимся сведений о типах речи и сформированных умениях создавать тексты типа повествования, описания и рассуждения.
Введение в содержание обучения публицистическому стилю указанных знаний является необходимой теоретической основой для успешного формирования у учащихся средних классов такого сложного умения, как умения создавать высказывания публицистического стиля.
Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов и стилей речи, реально не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его стилем и жанром. Поэтому вся работа над умением строить текст публицистического стиля конкретизируется в соответствии с его функциональными особенностями.
Так, создавая публицистическое высказывание, учащимся необходимо знать и учитывать в своих действиях следующие стилевые требования.
Во-первых, и обдумывание темы, и определение ее границ и своего подхода к ней, и отбор фактического материала, и выбор способа его преподнесения в публицистических высказываниях — все это предполагает учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы (моральные, этические и т. п.), вызывающие интерес общества.
Определяя основную мысль своего будущего публицистического высказывания, учащийся обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля («сообщая, убеждать») реализуется в конкретной задаче жанра высказывания («показать», «выразить свое впечатление» и т. д.). Жанры же различаются прежде всего своим назначением. Например, назначение информационной заметки — кратко сообщить о каком-либо факте или событии. Рецензия, отзыв — это размышления, впечатления автора по поводу увиденного, услышанного, прочитанного. Таким образом, одна и та же тема в каждом конкретном случае (жанре) будет решать по-особому.
Во-вторых, отбор материала для публицистического текста нужно производить с учетом того, что в основе высказываний данного стиля лежит характерный, типичный факт. Сочетание значимости фактов (проблем) и их новизны образует тот фундамент, на котором строятся все публицистические произведения.
В-третьих, отбор и расположение материала публицистических высказываний подчинены реализации главной функции стиля — убеждения. Но в зависимости от способа убеждения тексты строятся по-разному. Например, отбор и расположение материала в репортаже обусловлены его структурно-композиционной формой — повествованием. В основе статьи чаще всего лежит рассуждение, включающее элементы повествования и описания.
Из этого следует, какую важную роль играет умение выбрать жанр будущего текста, определить тип речи, доминирующий в его структуре, и отобрать из собранного материала то, что составляет основу жанра. Это значит: определить цель высказывания, найти факты, определить круг проблем; собрать необходимый материал для решения поставленной цели; сгруппировать его по отдельным вопросам; определить преподнесения материала.
В-четвертых, учащиеся должны уяснить, что выбор языковых средств в публицистической речи обусловлен как содержанием речи, так и ее задачами, что уместность и выразительность достигается при учете ситуации общения.
Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем, что общие коммуникативные умения, необходимые для созданий публицистического текста, конкретизируются в зависимости от его стилевой принадлежности, а значит, конкретизируется и работа над этими умениями в связи с обучением публицистическому стилю.
По данным психологов, оформление высказывания проходит две стадии: докоммуникативную («про себя») и коммуникативную (вербальную). В соответствии с этими стадиями оформления высказывания выделяются и формы речи: внутренняя речь (Л. С. Выготский) и внешняя устная и внешняя письменная речь (И. А. Зимняя). Таким образом, создавая письменное высказывание, пишущий предварительно должен проделать огромную мыслительную работу во внутренней речи, чтобы сориентироваться в ситуации общения и принять решение о форме своего высказывания.
От того, как мы определим сущность и специфику этого умения, и те взаимоотношения, в каких оно находится с другими коммуникативными умениями, во многом зависит организация системы обучения публицистическому стилю в средних классах.
Подобное умение особенно необходимо, когда следует создать текст с подчеркнуто стилевой установкой. Целью этого умения является установление связей между речевой ситуацией и выбором содержания и его языкового оформления. Установление связей между отдельными элементами — это сложный мыслительный процесс, в конечном итоге направленный на создание модели будущего высказывания, под моделью в данном случае понимается структурная схема, обобщающая родственные ключевые факты по их определяющим признакам.
В соответствии с характером выделенных умений, необходимых для создания публицистического текста, в работе над стилем мы использовали два типа коммуникативных упражнений: подготовительные, формирующие механизм порождения речи и речевые, обеспечивающие практические умения в конкретном виде и форме коммуникации (изложения и сочинения).
Одной из разновидностей подготовительных упражнений являются упражнения, связанные с работой над понятием «речевая ситуация». Раскрывая специфику речевой ситуации, характерной для публицистического стиля, ситуативные упражнения помогают учащимся осознать условия общения и мотивы, побуждающие человека обращаться к публицистическому стилю речи, учат ориентироваться в ситуации общения. Описание ситуации может быть дано не только в виде схемы или в словесной форме, для этого следует использовать и средства наглядности, например, картины.
Речевым упражнениям, на наш взгляд, должна предшествовать подготовительная работа. С этой целью используем на уроках памятку «Пишущему сочинение». Памятка должна быть составлена с таким расчетом, чтобы показать, что стилевые требования пронизывают все элементы и этапы процесса создания публицистического текста и что их нужно обязательно учитывать при обдумывании, планировании будущего высказывания.
Задания на моделирование высказывания или его компонентов опираются на анализ всех особенностей стиля и дают возможность активизировать необходимые знания учащихся.
Итак, в ходе работы над понятием стиль речи в средних классах общеобразовательной школы учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания (на его содержание, на отбор языковых средств) всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных текстов. Иначе говоря, школьники учатся, во-первых, осознанно решать вопрос о стилевой принадлежности своего сообщения, а во-вторых, подчинять содержание и языковые средства требованиям, предъявляемым к текстам именно этого стиля.
Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.
Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.
Литература:
- Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания, 1961. — № 4. — с. 19
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Педагогика, 2003. — № 3. — с. 34–42
- Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. М., 1977–14 с.