Встатье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданского общества, так как правовое сознание начинает закладываться с раннего детства. От правового сознание во многом зависит правовое поведение и правовая культура несовершеннолетнего, которая предопределяет его как личность и положение в обществе.
Ключевые слова: правовое сознание, правовое обучение, правовое воспитание, правовая социализация
Поведение выступает в роли непосредственного показателя социальной характеристики личности. Выбор поведения зависит не только от моральных, нравственных ценностей личности, но и от его правового сознания. Правовое сознание предопределяет не только поведение несовершеннолетнего лица, но и его место в обществе. Рост статистических показателей преступности среди молодежи, свидетельствует о необходимости обратить внимание на процесс развития правового сознания несовершеннолетних.
Правовое сознание является многоаспектным, и в зависимости от различного рода воззрений на право, его бесконечная подвижность в рамках изменчивого социума, дает право утверждать, что понятие правового сознания все время требует переосмысления. Правовое сознание — это одна из форм общественного сознания, которая отражает представления, чувства о праве и о регулированном посредством него поведении [7, с. 104]. Правовое сознание формируется посредством передачи юридических знаний о том, что дозволено и что запрещено на законодательном уровне. Основными структурными элементами присущими для правового сознания являются:
а) знание права (насколько достоверно понимается и используется норма закона);
б) правовая установка личности (определяется посредством поведения человека в той или иной ситуации, если поведение совершается в рамках закона, то следует говорить о правильной правовой установке, в противном случае, все трактуется прямо противоположным образом) [6, с. 4].
Факторы, которые способны оказать влияние на правовое сознание несовершеннолетних, достаточно разнообразны по своей природе. Однако, наиболее существенными являются: семья, правовое образование и правовое воспитание, психологический фактор, правовая социализация.
Первостепенным фактором, оказывающим влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних, является семья. Сложившиеся семейные отношения служат примером для ребенка. Именно в семье происходит закладка ценностей, прививается уважение к закону и государству, воспитывается любовь к Отечеству. Семейные ценности, традиции, обычая для ребенка выступают в качестве показателя культуры его семьи.
Формирование правового сознания несовершеннолетних имеет прямую взаимосвязь с процессом правового обучения. Правовое образование является общим понятием, она включает в себя правовое воспитание. Правовое воспитание представляется в качестве организованного, управляемого и целенаправленного педагогического процесса, при котором реализуется непосредственное воздействие на сознание индивидов с первостепенной целью по созданию у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [2, с. 41].
В образовательных учреждениях протекает процесс становление личности, в результате которого происходит закрепление правового сознания в понимании несовершеннолетних. Правовое сознание приобретает более осознанные черты у несовершеннолетнего именно в момент его зрелости как личность. Именно личность способна адекватно оценивать свое поведение с правовой точки зрения.
Родители и педагоги совместно способны влиять на правовое сознание несовершеннолетнего. Для этого, необходимо создавать условия, которые способствуют проявлению у ребенка патриотических качеств, формировались положительные качества личности, закладывалось осознание его как гражданина государства. Для этого следует наиболее активно реализовывать правовое обучение, ввести дополнительные занятия, направленные на изучение федеративного устройства Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, которые дарованы ему государством и закреплены в Конституции Российской Федерации [3]. Самым идеальным вариантом было бы введение предмета по изучению Конституции Российской Федерации.
Взаимосвязь всех психологических явлений, происходящих в правовой жизни несовершеннолетнего, составляют в совокупности фундамент для формирования правового сознания [3, с. 63]. В процессе восприятия информации носящей правовой характер, в подсознании несовершеннолетнего происходят познавательные и оценочные явления, как следствие формируется мировоззрение. В свою очередь, психологическая основа волевой активности, которая регулируется сознанием, выражается в способности несовершеннолетнего лица на совершение осознанных и целенаправленных действий и поступков. Поэтому существует необходимость учитывать психологические законы при формировании правового сознания несовершеннолетних [8].
Правовая социализация играет значительную роль при формировании правового сознания у несовершеннолетнего. Правовая социализация представляет собой процесс приобщения, в том числе и несовершеннолетнего лица к социально-правовой среде [1, с. 100]. Процесс направлен на усвоение несовершеннолетним социально-правовых ценностей, посредством которых определяется поведение индивида. Развитие правовой социализации начинается с раннего возраста. Если в процессе правовой социализации допускаются дефекты, то следствием этого является формирование отклоняющегося правового сознания.
Таким образом, факторами оказывающими влияние на формирование правового сознания множество, однако, наиболее значимыми являются: семья, правовое образование, правовое воспитание, психологический фактор, правовая социализация. Все эти факторы играют основополагающую роль в становление правового сознания несовершеннолетнего, а как следствие и в выборе поведения личности. Задача становления правового сознания несовершеннолетних лиц взаимосвязана с проблемой становления и развития их нравственности и является наиболее актуальной проблемой в процессе становления и развития правового общества и правового государства. На сегодняшний день, как и на протяжении многих столетий, актуальна мысль о том, что «совранное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед» [4].
Литература:
- Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. — 2015. — № 11 (74). — С. 100–102.
- Климкина Ю. А. Правовое образование несовершеннолетних как фактор предупреждения девиации // Academy. — 2016. — № 7 (10). — С. 41–42.
- Мещеряков А. В. Мещерякова С. Н. Поведение личности в правовой сфере: внешние и внутренние детерминанты // Юрист-правовед. — 2014. — № 2 (63). — С. 62–64.
- Новогородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. — 408 с.
- Садовникова Н. Е. Худойкина Т. В. Правовое сознание несовершеннолетних: социально-педагогических и правовой аспект в исследовании // Мир науки и образования. — 2015. — № 4. — С. 18.
- Тамберг А. А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар. 2008. 179 с.
- Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 21. — С. 104–106.
- Целиковский С. Б. Сальникова Е. С. Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних // Universum: Психология и образование. — 2015. — № 11–12 (20). — С. 6.