В ходе написания данной статьи, автор определяет понятие коррупции и формы ее проявления, а также истоки появления этого явления в нашей стране. Коррупция рассматривается автором как глобальная проблема в современной России, имеющая комплексный характер и пронизывающая все сферы политической и общественной жизни страны. Делается анализ проводимой в настоящее время антикоррупционной политики, борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, взяточничество, борьба с коррупцией, антикоррупционная политика, проблемы коррупции, истоки коррупции
Сегодня, как всем известно, в Российской Федерации коррупция является наиболее распространенной и опасной современной проблемой. Эта проблема носит, как считает автор этой статьи, глобальный, системный характер, т. к. она проникла уже практически во все сферы человеческой деятельности. Коррупция, во всех ее формах является угрозой для национальной безопасности нашей страны, нарушает принципы сложившейся в нашей стране демократии. Экономические кризисы, которые часто объявляются в Российской Федерации, являются в большей части последствием развитой коррупции. Этот кризис мы можем наблюдать в настоящее время, возникший в основном из-за взяточничества и расхищения государственного имущества. Сложившаяся ситуация с коррупцией, и проблемы которые она создает, требуют неотлагательных действий со стороны государства, становится необходимым улучшить антикоррупционную политику, проводимую в России уже долгое время.
Хотя тема коррупции и изучается долгие годы разными специалистами, учеными, однако, как и всякое сложное явление, коррупция на сегодняшний день не имеет конкретного определения. Обычно коррупцию связывают с определенными противоправными деяниями должностных лиц, лиц занимающихся определенной деятельностью и т. п. В статье 1 ФЗ от 25.12.2008 г. «о противодействии коррупции», она определена как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Коррупция известна всем государствам и не является новым явлением в жизни общества, она имеет свои истоки, свою многовековую историю. Соответственно такую же долгую историю имеет и борьба с коррупцией, которая, наверное, ведется со времени появления самого этого понятия. Сам термин «коррупция» произошел от латинского слова «corrumpere», которое означает подкупать кого-либо. В нашей стране долгое время этот термин не использовался. Впервые в России на законодательном уровне о противодействии коррупции упоминается в Судебнике 1497 г., в котором говорится о такой ее форме, как мздоимство (получение взятки). В Судебнике 1550 г. упоминается уже и лихоимство, которое означает получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин. В дальнейшем к формам коррупции прибавились и хищение государственного имущества, и лиходейство (воровство, злодеяние).
Со всеми этими формами коррупции велась борьба с применением за них наиболее жестоких наказаний, вплоть до смертной казни. Активную борьбу с коррупцией вел, например царь Петр I. Кроме того, с коррупцией связаны такие известные в нашей истории люди, как Г. Распутин, М. Кшесинская, князь Алексей Михайлович и др. Именно ко времени правления Алексея Михайловича относится, например, единственный народный бунт антикоррупционной направленности, который прошел в Москве в 1648 г. В результате этого бунта, толпой были растерзаны два коррупционера, отданных ей по приказу царя — глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.
Коррупция сохранилась и после смены государственного строя и формы правления, которое произошло в октябре 1917 года. Соответственно продолжалась борьба с ней в советское время. Так, 8 мая 1918 г. СНК принял декрет «о взяточничестве», который предусматривал уголовную ответственность за взяточничество в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет, с принудительными работами на тот же срок. Интересен тот факт в борьбе с коррупцией в то время, что до 80-х годов советские власти не признавали самого слова «коррупция», а использовали термины «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением» и т. п. Особое развитие в советское время коррупция получило в послевоенное время, которое связывают с ослаблением государства, уменьшением централизованного контроля, падением уровня экономики, в конце концов, распадом СССР.
После распада СССР, и появления нового государства — Российской Федерации, коррупция резко начала увеличиваться. Это увеличение связано, по мнению автора, с переходящим этапом нашего государства, с переходом к рыночным отношениям, с изменением государственного строя страны. Бурное развитие коррупции в 90-х годах было вызвано, наверное, именно политической и экономической ситуациями в стране. Немаловажную роль сыграла начавшаяся приватизация собственности после распада СССР, которая протекала при слабом контроле. Это не все, и разнообразных причин существования и развития коррупции в нашей стране множество.
Основными причинами развитой коррупции в России считаются обычно неэффективная власть, слабое правосознание наших граждан или неразвитое гражданское общество, и, конечно же, несовершенство законодательства. Многие складывают всю вину развития коррупции на исполнительную ветвь власти, утверждая, что именно в органах исполнительной власти она развита больше всего, что она должна быть полностью подконтрольна законодательной и судебной власти. Однако это не есть выход из сложившейся ситуации, ответственность за существование коррупции лежит не на какой-либо ветви власти, эта ответственность лежит на людях, которые работают в определенной сфере.
Однако, коррупционеры, как считает автор данной статьи, делятся на два вида: люди которые хотят получить все и люди которые хотят получить хоть что-то, т. е. вынужденно, из крайней необходимости дают взятки или же берут их. Отсюда, можно сказать, что причиной развития коррупции явилось, и обнищание большинства части населения. Это обнищание, по мнению автора, вызвано тем, что за счет обнищания большинства, обогащается меньшинство. Из-за экономических кризисов, вызванных той же коррупцией, государство часто не может обеспечить государственных и муниципальных служащих достойным жалованием, не может установить не работающим слоям населения достойное социальное обеспечение, пенсии, пособии. Эта причина подталкивает население и государственных служащих к коррупции, в чем иногда чисто по-человечески их винить бывает трудно, т. к. они делают это вынужденно. Поэтому, автор считает, что необходимо остановить прежде всего коррупцию того меньшинства, которые обогащаются за счет большинства, чтобы это большинство не было вынуждено идти на коррупцию.
Автор согласен с тем, что несовершенство законодательства также является причиной наличия коррупции, однако хочет отметить, что причина не только в несовершенстве законодательства, а в большей части в несоблюдении уже действующего законодательства РФ. По мнению автора, законодательство в нашей стране имеет достаточно высокий уровень, но, не соблюдая его, люди говорят, что надо усовершенствовать его. Разве будут соблюдать усовершенствованный закон те, которые не знают каков этот закон сейчас? Отсюда и следующая причина коррупции — слабое правосознание нашего общества, слабая правовая культура. И начинать следует снова с высших лиц, чиновников, того меньшинства, из-за коррупции которого идет на коррупцию большинство.
Неэффективная власть тоже как мы уже сказали, считается основной причиной развитой коррупции в России. Но какой видится нашему обществу власть эффективная? Ответов на этот вопрос, как полагает автор статьи, будет очень много и все будут разные. Каждый будет думать субъективно по этому поводу. Некоторые видят выход в ужесточении власти, в ужесточении наказания за коррупцию. Но наказания, установленные за должностные преступления, к которым и относится коррупция во всех ее формах итак достаточно жесткие. Например, наказание в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей (ст. 46 УК РФ).
Из этого можно перейти к еще одной причине коррупции — слабость судебной системы и неэффективность непосредственно судебной власти. Слабость судебной системы, вероятно, видится в том, что бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов, неэффективно выполняют судебные решения и т. п. Это же самое касается и правоохранительных органов, которые вместе с судебными призваны защищать права и законные интересы граждан РФ, а также частную собственность. По нашему законодательству это является основной задачей их деятельности, особенно правоохранительных органов. Однако сегодня мы наблюдем то, что они видят свою задачу в защите государственных интересов и государственной собственности, или же, если прямо, то часто они защищают тех, кто имеет много частной собственности. Мы можем наблюдать и такое, что хотя и установлены жесткие наказания коррупционерам, но на самом деле они отделываются небольшими штрафами, условным осуждением. Это тоже результат той же коррупции. Кроме того, привлекают за коррупцию в основном только большинство, о котором мы говорили, которое вынужденно пойти на коррупцию.
Итак, причин существования коррупции в нашей стране много, поэтому имеются также и многочисленные негативные ее последствия. К ним относятся, как мы уже сказали и экономический кризис, который является частым явлением для нас, и тяжелые политические ситуации, складывающиеся в России в целом и в ее регионах в частности. Полученная коррупционным путем прибыль обычно не передается в инвестиционный сектор, а переводится обычно в иностранные банки, которые является гарантом для чиновников, что влечет утечку капитала из экономики страны. В этом автор статьи видит причину возникновения экономического кризиса, хотя и не основную, но составляющую. Кроме того, общий доход российских чиновников от коррупционной деятельности составляет более трети национального дохода бюджета РФ.
Тем не менее, в нашей страны проводится активная антикоррупционная политика на всех уровнях государственной власти. Некоторые меры в этом направлении приняты на уровне законодательной власти, как по всей России, так и по отдельным ее регионам. Принимаются почти ежегодно национальные планы противодействия коррупции. Так, в настоящее время в нашей стране реализуется Национальный план противодействия коррупции, в соответствии с указом президента РФ от 01.04.2016г. «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы». Национальный план принимается в соответствии с Федеральным Законом РФ от 25 февраля 2008 года «О противодействии коррупции». Кроме того законы о противодействии коррупции принимаются в субъектах Российской Федерации.
Хотя с каждым годом совершенствуется антикоррупционная политика и ведется такая активная борьба с коррупцией, она все еще продолжает оставаться самой актуальной и серьезной проблемой нашего общества. Полностью ликвидировать коррупцию, конечно, не удастся, наверное, никогда, т. к. люди сами по себе такие существа, которые считают материальные ценности выше духовных, однако снизить уровень коррупции при сильном желании кажется вполне возможным. Автор этой статьи считает, что было бы неплохо принять специальное законодательство о противодействии коррупции, может несовершенство законодательства заключается в том, что слишком много принимается законодательных актов, слишком быстро меняются их положения. Кроме того, автор предлагает создать вместе с антикоррупционным законодательством и специальный независимый орган государственной власти, который будет обеспечивать исполнения именно этого законодательства. Как мы уже сказали выше, проблема идет сверху вниз, и автор статьи считает, что надо, прежде всего, ликвидировать коррупцию среди чиновников, сделать так, чтобы большинство людей не было вынуждено идти на коррупцию, давать деньги за то, что они должны по закону получать бесплатно, чтобы работники не были вынуждены искать незаконного дохода и т. п.
Причиной коррупции стоит считать не только нашу правовую культуру, но и культуру духовную. Неумение одного человека довольствоваться тем, что у него есть, тем, что он получает законным способом, лишает сотен других людей возможности иметь то, что им принадлежит по закону и получать то, что они должны получить по закону. Коррупция будет существовать еще долгое время, т. к. такие люди находятся практически во всех государственных органах нашей страны — законодательных, исполнительных, судебных. И эта цепочка коррупции, кажется, не прекратится никогда, замкнутый круг, с которым ведут борьбу порой сами же коррупционеры.
Литература:
- Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. М., 2002. — С. 108.
- Козельская Н. Л. Влияние коррупции на экономику // Право и экономика. 2014. № 4. — С. 69.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Издательство «Омега-Л», 2015. — С. 14.