Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 20.07.2016

Статья просмотрена: 8316 раз

Библиографическое описание:

Шорстова, О. В. Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка / О. В. Шорстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32840/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наши дни российское общество переживает не лучшее время. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. В силу возраста ещё не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю — семьи.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации — 30 %; школы — 20 %; улицы — 10 %).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей, является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».

Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны. Это утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми. Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека, неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов, духовная немощь сегодняшних детей.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. В современной России произошли перемены. Они коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли. Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью — семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. С семьи начинается и приобщение к культуре, религии ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Семейные отношения — в первую очередь духовные отношения. Воспитание юношей и девушек основывалось на понимании того, что половые отношения возможны только в рамках семьи и должны быть освящены благодатным союзом в таинстве венчания. Юношей и девушек всем укладом жизни семьи приучали к стыдливости. Однако духовная основа семейных отношений по мере закрытия храмов и воздействия атеистической идеологии постепенно исчезла. Потеря духовной основы семьи, страха Божия, постепенно приводила к более свободным, точнее, распущенным отношениям, о которых все же не принято было говорить, на социальном уровне такие отношения даже осуждались. Между тем внешние проявления жизни, такие, как рост числа разводов, увеличение количества абортов, свидетельствовали о наличии проблем в семейных отношениях. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Целью таких форм является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом — это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи.Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих воспитательных целях все, что есть в нем положительного. Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила.Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают. Нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию. Родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда она сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась, ставила в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Литература:

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.
  2. Викторович В. А. Россия и славянский мир. История, язык, культура. М.: Три квадрата, 2008.
  3. Печников Б. А. Рыцари церкви. М.: Политиздат, 1991.
  4. Рогов А. Русский народ. Православие. М.: Олма-Пресс, 2008.
  5. Гараджа В. И. «Религиоведение» М. «Аспект Пресс», 1994 г.
  6. Крывелев И. А. «История религий» М. «Мысль», 1975 г.
  7. Мчедлов М. П. «Религия и современность» М. Издательство политической литературы, 1982 г.
  8. Радугин А. А., Радугин К. А. «Социология» М. «Центр», 1997 г.
  9. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986 г.
  10. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
  11. Яблокова И. Н. «Основы религиоведения», 1994 г.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, духовная культура, духовно-нравственное воспитание, массовая информация, отношение, семейная жизнь.


Похожие статьи

Игра — путь воспитания и развития детей

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного состояния семьи

Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе

Похожие статьи

Игра — путь воспитания и развития детей

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного состояния семьи

Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе

Задать вопрос