В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. Также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного правительства. Раскрывается возможность перехода от электронного к смарт-правительству.
Ключевые слова: электронное правительство, умное правительство, государственные услуги, коррупция, показатель развития
The article discusses basic concepts of e-government. The concept of the development of the information society. Under E-government is the transformation of public administration in an open network form. As well as talks about the problems and threats of its use. Special attention is paid to the experience of Russian Federation in implementation of e-government. Reveals the possibility of a transition from an electronic to a smart government.
Keywords: e-government, smart-government, public services, corruption, development index
Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания прозрачных отношений, характеризующихся скоростью и точностью, и направленных на улучшение качества работы.
Многие считают, что концепция «электронного правительства» возникла с началом распространения интернета в середине девяностых годов, а правительственные приложения датируются несколькими десятилетиями раньше. Считается, что первое использование термина «электронное правительство» было зафиксировано в ходе выступления президента США Билла Клинтона в 1992 году. Главной целью государств, в первую очередь, являлось повышение эффективности государственного фонда и обслуживание граждан. В настоящее время идет гонка между правительствами мира в области внедрения электронного правительства, так как многие страны мира, развитые и развивающиеся, уже приняли эту концепцию. Это выражается в представлении важнейшей информации в сети Интернет и осуществлении через эту сеть правительственных и коммерческих сделок. Кроме того, это предоставляет возможность обмена информацией между правительством и гражданами при недоступности традиционных известных методов.
Концепция электронного правительства может быть не нова, но она переходит на новый уровень. Снижение расходов по-прежнему является важным фактором при оказании услуг, но при добавлении общественной ценности она постепенно переходит в качество основной цели электронного правительства.
Показатель развития э-правительства представляет собой композиционный показатель из трех важных аспектов электронного правительства, как показано на рисунке 1, а именно: предоставление онлайн-услуг, телекоммуникационные связи и человеческий потенциал. Каждый из этих наборов индексов сам по себе является составным показателем, они могут быть извлечены и проанализированы независимо друг от друга [1].
Рис. 1. Элементы электронного правительства
Согласно такой схеме, каждый показатель включает в себя несколько показателей:
-
Развитие человеческого капитала.
- Процент образования среди взрослых;
- Общий процент обучающихся.
Данный показатель дает общие сведения об образования и посещаемости в стране.
-
Телекоммуникации.
- Пользователи интернета;
- Телефонные линии;
- Число интернет-линий с безлимитным доступом;
- Число абонентов сотовой связи.
Говоря о телекоммуникации, имеется ввиду степень развития коммуникационной инфраструктуры в государстве, предлагая принять субиндексы, такие как распространение широкополосного доступа к интернету и мобильной связи.
-
Онлайн-услуги.
- Предложение онлайн-услуг;
- Электронные консультации;
- Механизмы принятия решений.
Степень развития онлайн-услуг с точки зрения количества, качества и разнообразия каналов и степень их использования публикой. А так же степень использования интернета правительством для осуществления прозрачности и коммуникации с общественностью и вовлечения его в формулирование политики и развития услуг.
Важность электронного правительства.
Необходимость электронного правительства обуславливается тем фактом, что при организации системы управления должны учитываться мировые технологические достижения. Такое управление позволяет обеспечить три фактора, лежащие в основе электронного правительства: подотчетность, прозрачность и надлежащий режим.
Одной из задач ЭП является борьба с финансовой и административной коррупцией. Для борьбы с коррупцией государства принимают различные меры, которые, однако, считаются традиционными и не гарантируют максимального понижения коррупции. Поэтому борьба с коррупцией путем ЭП не только защищает от ее распространения, но и предотвращает ее.
Административная реформа требует от правительственных учреждений прозрачность и ясность в планах своей работы. При этом подразумеваются не только ответы на запросы граждан, но и работа над тем, чтобы детальная информация о деятельности была доступна.
Онлайн-услуги являются частью глобальной реконструкции предоставления информации и услуг правительства. Государственные учреждения предоставляют информацию и услуги с помощью нескольких управляемых каналов транспортировки и доставки, и, несмотря на то, что предоставление информации и услуг традиционными методами, такими как телефон, факс или ручные методы происходит успешно, самая важная цель состоит в том, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг. Главным преимуществом онлайн-услуг является доступность в любое время и из любого места, где есть возможность подключиться к сети.
С моей точки зрения, электронное правительство является важным фактором для снижения доли возможных потенциальных, подозрительных и незаконных отношений должностных лиц и сотрудников. Это означает, в первую очередь, распространение и обмен потока информации публично с помощью различных средств связи. Это облегчает задачи, выполнение которых необходимо для борьбы с различными формами коррупции, а также сохраняет связь между гражданами и лицами, принимающие решения. Это позволит окружить и осадить коррупцию и ее источники. Другими словами, электронное правительство означает откровенность с общественностью в отношении структуры и функции государственных аппаратов и финансовой политики государственного сектора, способствует подотчетности, а также позволяет повысить степень доверия, мобилизовать и поддерживать разумную экономическую политику.
Цели электронного правительства.
Есть несколько целей ЭП, из которых можно выделить следующие:
− Предоставление услуг местным жителям, быстро и недорого. Также это позволит гражданам осуществлять демократию и участие во всех вопросах, повысить эффективность местных единиц, что приводит к экономии времени.
− Достижение эффективной коммуникации, а также уменьшение количества административных сложностей.
− Создание лучшей рабочей среды для любого использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях. Создание инфраструктуры для электронного правительства поможет легко и удобно работать через упрощенное и улучшенное взаимодействие и интерфейс связи между правительством и другими сторонами.
Стратегии электронного правительства:
− Добиться большей эффективности и доли от инвестиций.
− Обеспечить удобный доступ к государственным услугам и информации.
− Оказание услуг, направленных на удовлетворение потребностей заказчика.
− Интеграция связанных с ними услуг.
− Укрепление доверия пользователей.
− Расширение участия граждан в услугах.
Электронное правительство России.
С 2002 г. в России реализуется федеральная целевая программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой:
− для повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;
− повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;
− внедрения единых стандартов обслуживания населения;
− повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий;
− повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления;
− обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти [2].
Законодательство о праве на информацию имеет большое значение для развития открытых государственных данных. В Российской Федерации, в свет вышло Постановление Правительства № 583 от 10 июля 2013 года, устанавливающее правила для классификации информации государственного сектора как открытых данных. Указан срок обновления этой информации, а также другие требования, касающиеся опубликования информации в формате открытых данных.
В современной России наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о государственном управлении в рамках формирования системы «электронного правительства». Однако излишняя декларативность правовых норм порождает такие ситуации, при которых нарушение законов не всегда влечет за собой наступление юридической ответственности, а недостаточная определенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов исполнительной власти создает условия для ограничения прав и свобод человека и гражданина [3].
Европейские страны продолжают свое мировое лидерство в развитии электронного правительства. В обзоре, составленном Организацией Объединенных Наций в 2014 г., Россия занимала 17-ое место с показателем Развития Электронного Правительства (E-Government Development Index - EGDI) равным 0.7296.
Математически, EGDI является средневзвешенным из трех нормализованных показателей наиболее важных аспектов электронного правительства, а именно: объем и качество онлайн-сервисов, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и индекс человеческого капитала. Каждый из этих наборов индексов сам по себе является комплексным показателем, они могут быть извлечены и проанализированы в отдельности.
Каждый индекс находится по формуле
Для России:
=0.7296
Ниже приведена таблица показателей для нескольких стран мира:
Таблица 1
Показатели EGDI для нескольких стран мира
№ |
Страна |
|
1 |
Республика Корея |
0.9462 |
2 |
Австралия |
0.9103 |
3 |
Сингапур |
0.9076 |
4 |
Франция |
0.8938 |
5 |
Нидерланды |
0.8897 |
6 |
Япония |
0.8874 |
7 |
США |
0.8748 |
8 |
Великобритания |
0.8695 |
27 |
Российская Федерация |
0.7296 |
28 |
Казахстан |
0.7283 |
29 |
Литва |
0.7271 |
30 |
Швейцария |
0.7267 |
31 |
Латвия |
0.7178 |
190 |
Гвинея |
0.0954 |
191 |
Нигер |
0.0946 |
192 |
Эритрея |
0.0908 |
193 |
Сомали |
0.0139 |
Уровни взаимодействия электронного правительства.
Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рис. 1. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:
− C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;
− B2B (business-to-business) — между частными компаниями;
− G2C (Government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
− G2B (Government-to-business) — между государством и частными компаниями;
− G2G (Government-to-government) — между органами государственного управления.
ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. Рассмотрим перспективы внедрения ЭП на данных уровнях подробнее [4].
Рис. 2. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан
Препятствия на пути электронного правительства:
Основными проблемами государственной политической системы на сегодня являются коррупция и устаревшая система государственного управления. Высокий уровень коррупции сдерживает социально-экономическое развитие государства и препятствует интеграции бизнеса в глобальную экономику. Также при преобразовании государственных услуг в электронный формат встает вопрос цифрового неравенства граждан, так как не у всех есть возможность выхода в интернет. Преобразования всех государственных услуг на всех уровнях управления в электронный вид по причине недостаточного взаимодействия между ведомствами, низкого спроса на электронные услуги со стороны граждан. Кроме того, возникают сложности при регистрации на портале и предоставлении электронных документов, а также технические ошибки, устранение которых занимает много времени. Огромные средства направлены не только на создание сайтов и информационных систем, но и на их техническое обслуживание и эксплуатацию. Многие из данных ресурсов уже не поддерживаются, а большая часть существует лишь для отчетности перед контролирующими структурами, притом, что деньги из бюджета на них выделяются вне зависимости от текущего состояния. В связи с этим для государства и общества представляется оптимальным оставить в интернете минимум — официальные сайты. Нет необходимости в создании собственных государственных социальных сетей государственными организациями, когда можно сотрудничать с уже существующими и широко используемыми порталами [5].
Переход ксмарт-правительству.
За последние несколько лет использование электронного правительства позволило правительствам служить обществу с помощью интернета. Это также позволило правительствам эффективно захватывать, обрабатывать и публиковать данные и улучшить принятие решений. Таким образом, достижения в области интеллектуальных технологий, улучшенная связь между гражданами и глобальная связанная экономика в мире открыли правительствам возможность, и даже в какой-то степени заставляли их, пересмотреть свою роль в современном обществе. Правительства начинают принимать концепцию перехода электронного правительства на качественно новый уровень, реализуя все имеющиеся возможности для улучшения услуг, для предоставления интегрированного бесшовного опыта обслуживания, взаимодействия с гражданами, совместной разработки политики и внедрения решений для благосостояния общины. Таким образом, правительство превращает себя в «умное правительство».
Появление социальных СМИ, мобильных приложений, большого количества аналитических данных и расширение гибридных приложений дало гражданам возможность соединения с правительством по новому пути.
- Развертывание широкополосных сетей;
- Использование смарт-устройств и агентов;
- Развитие интеллектуального городского пространства;
- Разработка Web-приложений и электронные услуги;
- Доступность правительственных данных.
Заключение.
Электронное правительство — это система из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой административно-правовых институтов. Признаками «электронного правительства» являются: уменьшение сферы административного усмотрения, усиление действия принципа оперативности при подготовке и принятии управленческих решений, надлежащий уровень прозрачности в процессе предоставления государственной услуги за счёт автоматического извещения получателя услуги или контролирующего органа о процессе их реализации. Формирование и функционирование «электронного правительства» сопровождается изменениями в системе органов исполнительной власти, заключающимися в создании органов со специфическим правовым статусом, которые обладают при этом различными функциями. В современной России наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о государственном управлении в рамках формирования системы «электронного правительства». Основные возможности повышения эффективности «электронного правительства» в ближайшем будущем, прежде всего, связаны именно с управленческими, а не техническими решениями, поскольку само по себе «электронное правительство» не может полностью решить многие проблемы, в числе которых — повышение эффективности государственного управления и снижение коррупции [3].
Литература:
- United Nation E-Government Survey, E-Government for the future we want, New York, 2014.
- Е. В. Франгулова, Сущность концепции «Электронное правительство» и мировой опыт ее реализации, Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника информатика. 2010. № 1.
- Иншакова Е. Г. «Электронное правительство» в публичном управлении: административно-правовые проблемы организации и функционирования, Воронеж, 2015.
- Электронный ресурс: http://compress.ru/article.aspx?id=15845#begin
- Афанасьева А. С, сложности внедрения электронного правительства в российской федерации, Санкт-Петербург, 2015.