Цель: Прививать любовь к классической музыке, вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
Задачи: Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности и воображение. Обогащать словарный запас, представления детей о свойствах и особенностях музыки разных стилей и направлений. Продолжать прививать навыки культуры поведения на концерте: умение общаться друг с другом тихо, не отвлекая внимание других, быть вежливыми, доброжелательными.
Воспитывать и расширять у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания.
Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: рояль, подсвечники, цветы, портреты композиторов на стенах. В зале присутствуют родители, преподаватели музыкальной школы и учащиеся.
Дети, сегодня мы будем слушать и говорить о классической музыке.
Классицизм (от латинского слова classicus — образцовый) стиль сложился в 17–19 веке вначале в литературе и театре, а затем и в музыке. Ведущий тезис эстетики классицизма в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логической обоснованности, внутренней гармонии и обобщенности выразительных средств. Под классическими произведениями и композиторами классиками мы подразумеваем Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта и очень много других композиторов, с которыми вы познакомитесь на уроках музыкальной литературы поближе.
А начнем мы свой концерт сегодня с гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). Жизнь его удивительна и необычна. Его яркий щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительный единственный в своем роде результат. Он обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.
Занятия музыкой начал под руководством отца — Леопольда Моцарта. Несмотря, на непрерывную концертную деятельность, (а он выступал как клавесинист, виртуоз, скрипач, органист, дирижер), начавшуюся с 6 летнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, реквием и другие произведения различного жанра. Огромную художественную ценность представляют оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», и пользуются неизменным успехом уже скоро два столетия. Моцарт прожил всего 36 лет! Так же и наш Пушкин.
Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
А теперь послушаем в исполнении ученицы 3 класса Харитоновой Дианы сонату G-dur. Эта одна из сонат, написанных Моцартом в Париже в 1779 г. Все 3 части имеют светлый, художественный характер. Отличительной чертой произведения является так же большое изящество, грациозность, прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина, для которого Моцарт и писал свои сонаты. Написана она в форме вариаций.
Среди венских классиков в это же время жил и творил Доменико Чимароза (1749–1801), итальянский композитор. Сын каменщика, воспитанник школы для бедных.
В 1787 г. придворный капельмейстер в Петербурге (руководил придворным итальянским оперным театром) ставил оперы и свои и других композиторов.
Хомушку Херелмаа — ученица 6 класса сыграет сонату СиЬ- мажор Д. Чимароза.
Моцарт и Бетховен всегда стоят рядом. И мы всегда помним, что это композиторы — классики.В творчестве Людвига Ван Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что было уже достигнуто. К Бетховену рано пришла всемирная известность и уважение, но трагедией всей его жизни была глухота.
Бетховен создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов,32 сонаты и очень много произведений различных жанров. Одно из любимых произведений учащихся музыкальных школ «К Элизе» и его сыграет ученица 6 класса Ножкина Юля.
Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни. Так, слушая, например: «Лунную сонату», мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи, в конкретной местности с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи, с бескрайним звездным небом, неотразимым, загадочным. Или мы можем представить тоскливую муку неразделенной любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали. И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, ее сосредоточенно — созерцательному настроению. Ибо, она повествует нам о печали -не просто печали лунной ночи, но и всей печали мира, всех его страданиях и тоске.
Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, все таинственное волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни- все это заключает в себе музыка: главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.
Итак: слушаем «Лунную» сонату Л. Бетховена в исполнении Донгак Ураны Аракчаевны, преподавателя по классу фортепиано.
Гаэтано Доницетти (1797–1848 г.) — итальянский композитор. Родился в бедной семье. Основную часть творческого наследия Доницетти составляют оперные произведения, разнообразные по жанрам (опера-буффа, комическая, лирико-драматическая, романтические оперы. Всего он произвел на свет 24 оперы. Они насыщены выразительными, легко запоминающимися, эффектными ариями, отличаются яркой театральностью.
Ученицы 3 класса Казакова Валерия и Харитонова Диана исполнят «Баркаролу» из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти.
Поэтично и нежно звучат вальсы Ф. Шопена (польского композитора), навевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение реальности. И, слушая музыку наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна в живом звучании — она выражает свое содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за нее то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.
Шопен Вальс № 10 соч. 69 исполнит Стороженко Л. Б. преподаватель по классу фортепиано.
В одно время с Г. Доницетти и Д. Чимароза жил еще один австрийский классик Антон Диабелли (1781–1858) личность совершенно незаметная. Он сочинял мессы, кантаты, камерно-инструментальные произведения.
Для фортепиано нам досталось буквально несколько пьес, в том числе красивейшие по своему мелодизму упражнения- их сыграем мы с Дианой, а вы получите удовольствие, слушая эту музыку.
А теперь настало время поговорить о русских классиках. Петр Ильич Чайковский (1840–1893). Замечательный русский композитор, автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний, многочисленных оркестровых о сольных инструментальных произведений, около 100 романсов. Живя в 1870-х годах летом на Украине, в имении своей сестры Каменке, Чайковский много времени проводил, общаясь с детьми. Под впечатлением этих дорогих его сердцу часов и вспоминая о своем детстве, композитор в 1878 написал «Детский альбом» цикл из 24 пьес. Это небольшие сценки, игры, пейзажи, танцы. Все пьесы имеют названия и являются образцами программной музыки. Сейчас Таня Самкова сыграет «Болезнь куклы» — это цикл из 3 пьес. А также «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Мама», «Нянина сказка», «Мужик на гармонике играет».
«Сладкая греза» — грезой, мечтой было для маленького Пети увидеться с часто разлучавшейся с ним мамой. Нежность, мечтательность, доброта господствуют в пьесе, ритмика напоминает замедленную мазурку, на мягко покачивающем аккомпанементе звучат певучие фразы дуэта — Уля Тютюгина? ученица 6 класса вам исполнит эту пьесу.
Майкапар Самуил Моисеевич родился в 1867 году — пианист, композитор, педагог. Он автор «Бирюлек», внесших значительный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образа.
«Дождик» Майкапара исполнит ученица 1 класса Сендин Аржаана.
Винченсо Беллини (1801–1835) — итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Один из выдающихся оперных композиторов 1 половины 19 века. Опера «Норма» — лучшее произведение (всего 11 опер). Музыке Беллини свойственны романтическая приподнятость, мягкий лиризм, экспрессивная вокальная мелодика, отличающаяся широтой дыхания, виртуозный блеск. Мелодикой Беллини восхищались М. Глинка и Ф. Шопен. Хор из оперы «Норма» — сыграют ученицы 3 класса Харитонова Д. и Казакова В.
Один из самых тонких поэтических вокальных жанров — романс, сумел преломить в себе огромный мир музыкальной образности. В романсе выражают себя и счастье, одиночество, в нем то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, то завораживает испанскими ритмами.
Как и песня относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Кроме того, романс — это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняется и хором и без аккомпанемента. Романс возник в начале 19 века, в русле формирования романтизма. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями- все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов. Сейчас Уля Тютюгина вместе с сестрой Верой Тютюгиной и мамой Светланой Тютюгиной сыграет и споет нам романс «Темно-вишневая шаль».
На этом наш классный час заканчивается. Вы познакомились сегодня с музыкой композиторов — классиков зарубежных и русских. Я уверена, что музыка не оставила вас равнодушными и ваше сегодняшнее выступление запомнится вам надолго.