Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми второй младшей группы. В группу входят дети «домашние» у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются синхронно. Движение пальцев слабо дифференцированы.
К продуктивным видам деятельности, эффективно развивающей мелкую моторику, относится лепка, рисование, конструирование, аппликация, пальчиковая гимнастика.
Продуктивная деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом.
В процессе работы над этой темой я руководствовалась технологией Ирины Александровны Лыковой, которая направлена на художественно-эстетическое развитие. Помимо художественно-эстетического развития в процессе лепки, аппликации, конструирования формируется мелкая моторика. Технология Лыковой предполагает следующие алгоритмы:
- работа с материалом.
- пальчиковая гимнастика.
- игры из изобразительного материала.
Работа сматериалом: пластилин дает возможность проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.
− Мнем и отщипываем.
− Надавливаем и размазываем.
− Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
− Режим на кусочки.
− Лепим картинки.
Рисование ладошками.
На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы.
Рисование пальчиками.
Пальчиками можно оставлять, как ладошками, можно рисовать узоры или простые каракули- все равно будет получатся очень красиво.
Аппликация является одним из видов изобразительной техники, основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале.
Работа карандашной стружкой:
Этапы работы:
- Я предлагаю детям рассмотреть игрушку «Чебурашку», описать ее, предложить детям силуэты Чебурашки, изображенные простым карандашом на листе формата А4.
- подвести к выводу о том, что надо сделать любимым игрушкам шерстку, силуэты Чебурашки намазываем клеем, сыплем равномерно стружку от карандашей по всему силуэту.
- В конце работы обязательно прижимать стружку салфеткой, чтобы она лучше приклеилась к основе.
- Игры с изображением.
Дети берут готовые силуэты Чебурашек, и начинают с ними играть в игру.
Работа ссалфеткой:
Этапы работы.
- Я предлагаю детям рассмотреть свитер, описать его,
- подвести детей к мысли о том, что надо украсить свитер своей куколки, за столами показать и объяснить работу с салфетками, трафареты кукол намазывать клеем.
- Скатать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук и приклеить на трафарет куколки.
- Игры с изображением.
Дети берут готовые трафареты куколок и играют с ними в игру.
Пальчиковая гимнастика— это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Пальчиковая гимнастика спредметами.
С карандашом:
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем.
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
С прищепками:
Мускулатуру пальцев развиваем
Учимся прищепку разжимать
И на плотный картон прикреплять
Игры изо материала:
- природный материал (шишки, ракушки, листья с деревьев)
- крупы
- конструктор
- бусы.
Игры сприщепками.
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикрепить прищепки по тематике.
Вывод: занимаясь с детьми изобразительной деятельностью. Мы развиваю мелкую моторику мышц рук, навыки самоконтроля, самостоятельность, творческие способности, мышление, память, внимание, дети стали более ловкими, учатся общению.