В современном мире происходят значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях, в системе ценностей. В последнем десятилетии активно развивается такой социокультурный феномен, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании.
Сегодня важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одарённости детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребёнок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль в этом должна играть творческая деятельность, в которой ребёнок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал.
Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития не только музыкальных способностей, но и творческой одарённости личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребёнка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи.
Но в настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся в классе фортепиано наименее управляема. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее поведение, а следовательно, а следовательно и его поведение в музыкальном обучении. Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» началом, то её специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.
Занятия ученика имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники становятся профессиональными музыкантами. Наблюдения показывают, что обучение музыке в классе специального фортепиано сегодня связано с множеством хлопот и не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в класс фортепиано, не видят и не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребёнка много времени, сил и денежных средств?
Поэтому на современном этапе развития музыкального образования важно, с одной стороны, создать условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, а с другой — обеспечить преподавателя арсеналом педагогических средств, обеспечивающих успешность развития у детей мотивации к обучению музыке. Особенно актуальна эта проблема сегодня, в условиях реформирования системы общего и профессионального образования.
В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно — деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21 века, ведь современный человек должен уметь: принимать обдуманные решения, брать инициативу на себя, решать комплексные проблемы, осуществлять самоконтроль.
Метод творческого проекта не новый, но ещё не часто применяемый вид деятельности в классе специального фортепиано детской школы искусств. Он привлекателен тем, что:
− включает в активную деятельность;
− даёт возможность почувствовать себя творцом;
− способствует развитию образного мышления;
− повышает эффективность и качество исполнительского мастерства;
− пробуждает интерес к занятиям музыкой;
− показывает возможности взаимосвязи классических музыкальных традиций и современных технологий.
Так же ребёнок может проявить себя в этой деятельности, повысить свою самооценку, почувствовать свою значимость.
Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом овладения инструментом. Надо искать новые формы обучения, использовать разнообразные виды деятельности учащихся, стремясь вовлечь в процесс родителей, друзей, одноклассников, смелее применять информационно-коммуникационные технологии в сочетании с классическими традициями.
Давайте рассмотрим внедрение проектного метода в сфере дополнительного образования детей на примере проекта «Сказочная музыка», использованного при работе с учащимися средних классов «Детской школы искусств» г. Луховицы.
Данный проект является индивидуальным, но возможна и групповая форма работы, связанная с подготовкой к конкурсу на лучшее исполнение произведения в рамках образовательного учреждения.
Структура проекта «Сказочная музыка». Проект направлен на активизацию интереса к занятиям на фортепиано, используя новейшие и наиболее эффективные технологии.
Данный проект содержит в себе двуплановость:
− исполнительский — работа над музыкальным произведением П. И. Чайковского «Баба Яга»;
− исследовательский — обращение к литературе, живописи, истории, возможностям информационно-коммуникационных технологий.
Целью является: научиться воплощать образное содержание музыкального произведения, повысить мотивацию к обучению игре на фортепиано через обращение к сказочным образам.
Проект «Сказочная музыка» содержит ряд задач:
− пробуждение интереса к фортепианному искусству посредством обращения к сказке;
− раскрытие преобразующей силы музыки и её влияния на внутренний мир человека, его отношение к окружающей действительности;
− оптимизация творческого мышления и познавательной деятельности;
− всестороннее развитие личностно-творческого потенциала учащихся, формирование его эстетической культуры.
Структура любого проекта также включает в себя вопросы, являющиеся направляющими: основополагающий, проблемный и ряд учебных вопросов.
Рассмотрим каждый из них на примере проекта «Сказочная музыка».
Таблица 1
Основополагающий вопрос |
Проблемный вопрос |
Учебные вопросы |
Есть ли место сказке в нашей жизни? |
Можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя? |
− что такое сказка? − можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя? − кто из композиторов обращался к сказочным персонажам? − какие сказочные персонажи использовал П. И. Чайковский в своём творчестве? − какие умения, навыки и средства музыкальной выразительности необходимы для исполнения пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга»? |
Работая над проектом, учащийся найдёт ответы на эти вопросы, постарается успешно завершить проект.
Для этого он:
− отправиться в фольклорную экспедицию: посетит библиотеку, воспользуется интернет — ресурсами и побывает в сказке, обратиться к её героям;
− проведёт опрос родителей и одноклассников;
− прослушает произведения русских композиторов и проанализирует черты образа Бабы-Яги;
− выучит нотный текст, улучшит свои технические навыки, овладеет необходимыми приёмами звукоизвлечения, средствами музыкальной выразительности и исполнит пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского на концерте;
− подготовит итоговую презентацию;
− во время работы над проектом ученик сможет улучшить свои навыки работы с ПК, познакомиться с широкими возможностями интернета в поиске нужной информации.
На начальном этапе работы над проектом проводиться вводная беседа о сказке, учащимся предлагается написать эссе о сказке и любимых героях, а преподаватель в свою очередь демонстрирует вводную презентацию на данную тему.
Следующими этапами реализации проекта является:
- Сбор информации по изучаемой теме и разбор нотного текста произведения.
- Исследования по теме в контексте различных видов искусства и углубленная работа над музыкальным произведением.
- Изучение творчества П. И. Чайковского и подготовка к публичному выступлению.
- Концертное исполнение пьесы и презентация проекта.
Итогами проекта «Сказочная музыка» является положительная тенденция в развитии учащегося по разным направлениям:
− личностные умения: самостоятельно разучивать и художественно исполнять изучаемое произведение;
− метапредметные: воплощать в своём исполнении образное содержание произведения, сравнивать разные интерпретации музыкального произведения, анализировать, делать выводы;
− предметные умения: овладение достаточно высоким уровнем знаний, навыков, необходимых в сольной исполнительской практике.
Всё это свидетельствует о том, что использование метода проекта, при обучении игре на инструменте в классе специального фортепиано является актуальным, своевременным, и на примере работы с учащимся средних классов по специальности фортепиано «Детской школы искусств» г. Луховицы имеет положительные итоги, помогает выполнить поставленные задачи. Результатом реализации данного проекта стало: вовлечение в активную деятельность учащегося, интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, развитие образного мышления ребёнка, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, и самое главное, заметное повышение интереса к занятиям музыкально-исполнительским искусством.
Литература:
- Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов на Дону, 2010. — 315 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003, с. 6.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов пед. институтов. — М., 1984. — 176с.