Анализ информационных средств поддержки принятия решений по оказанию первой медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 28.07.2016

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Миляев, Н. М. Анализ информационных средств поддержки принятия решений по оказанию первой медицинской помощи / Н. М. Миляев, К. В. Шошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 140-145. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32915/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность темы

В современном мире актуальность проблемы обусловлена тем, что своевременное оказание первой помощи пострадавшему человеку предупреждает ухудшение состояния организма, что в значительной степени влияет на снижение летальности, инвалидности и сроков временной утраты трудоспособности больных и пострадавших, существенно снижает расходы на их лечение и реабилитацию.

Особенное значение медицинская помощь на догоспитальном этапе приобретает при выраженных нарушениях кровообращения и дыхания, клинической смерти, кровотечении, переломах, термических и химических ожогах, когда неоказание помощи или запаздывание ее быстро приводит к значительному ухудшению состояния организма и даже смерти.

По данным НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, смертность от тяжелых повреждений распределяется следующим образом: 50% погибает в течение первых секунд и минут на месте происшествия, еще 30% — в первые два часа после травмы и 20% — в течение 5 суток после травмы.

Из этих данных видно, что большинство пострадавших погибает на догоспитальном этапе. Половина пострадавших погибает, не дождавшись прибытия медработника, что обусловливает высокую значимость оказания первой помощи в первые минуты после травмы. В спасении их могут участвовать только люди, оказавшиеся на месте происшествия, которые, как правило, не имеют медицинского образования.

Получение знаний по оказанию первой помощи в современном мире не является большой проблемой. Обширные справочники по оказанию первой помощи можно найти в книжных магазинах и библиотеках, самые различные курсы и школы по оказанию первой помощи существуют в каждом городе, а поисковые системы по запросу «первая помощь» выдают целый спектр медиа материалов и сайтов, содержащих правила оказания первой помощи. У всех перечисленных выше источников есть определенный ряд преимуществ, таких как:

— полнота теоретической базы;

— возможность проконсультироваться с экспертом;

— наглядность материалов.

Но, несмотря на ряд положительных характеристик таких способов получения знаний по оказанию первой помощи, у них есть один существенный недостаток – это время, которое необходимо затратить на то, чтобы найти необходимые инструкции по оказанию первой помощи для каждого конкретного случая. Преодолеть данный недостаток можно, если инструкции по оказанию неотложной доврачебной помощи будут всегда у человека при себе. Это возможно при использовании смартфона.

Анализ современных информационных средств по оказанию первой медицинской помощи

Современный смартфон, кроме как для звонков и СМС, можно использовать для планирования различных дел, напоминания о днях рождения и других событиях, чтения книг и офисных документов, посещения сайтов, проверки электронной почты, как записную книжку, будильник, секундомер, таймер, диктофон, переводчик, калькулятор, и многих других целей, поэтому с функцией хранения и отображения инструкций по первой помощи современный гаджет справится без особого труда. Проанализировав рынок современных смартфонов, можно выделить три основных платформы, на основе которых работает львиная доля всех устройств: AndroidOS, IOS, WindowsPhone.

У каждой из перечисленных выше платформ есть своя площадка, содержащая все доступные программы и игры. Таким образом, для анализа существующих решений по поставленной проблеме был произведен поиск программ, содержащих инструкции по первой помощи в магазинах: Androidmarket, Applestore, Microsoftstore.

Для сравнения были выбраны программы, имеющие самое большое количество скачиваний и высокий рейтинг. Ниже представлено подробное описание существующих на данный момент информационных систем поддержки принятия решений по оказанию первой медицинской помощи.

Приложение «Первая помощь» для IOS

Данное приложение представляет собой информационную систему, содержащую обширную базу различных чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти с человеком, а также инструкции, позволяющие оказать первую помощь пострадавшим в результате возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Отличительной особенностью данного приложения является наличие алфавитного указателя, позволяющего быстро находить необходимые инструкции по оказанию первой помощи. Наиболее важные инструкции, такие как проведение сердечно-легочной реанимации и остановка кровотечения вынесены на главный экран приложения, что позволяет получить доступ к ним в течение нескольких секунд.

Инструкции по оказанию первой доврачебной помощи в приложении разбиты на отдельные этапы и удобны для восприятия. В необходимых местах приведены графические изображения, отображающие процесс оказания доврачебной помощи. Пример экрана, содержащего инструкции по оказанию первой помощи представлен на рисунке 1.

C:\Users\Novak\Desktop\ДИП ДИП ШОШ\написание\Screenshot_2016-05-26-01-42-01.png

Рис. 1. Скриншот экрана, содержащего инструкции по первой помощи

Приложение «Первая помощь» для WindowsPhone

Информационная система поддержки принятия решений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС для мобильной операционной системы WindowsPhone представлена приложением «Первая помощь», которое содержит инструкции по оказанию первой помощи в текстовой форме.

Приложение не перегружено функциями и имеет минималистичный интерфейс без графических эффектов, что положительно сказывается на удобстве пользователя и скорости нахождения нужной информации в приложении. Достоинства дизайна приложения минимизируются отсутствием алфавитного указателя или функции поиска, так как программное средство содержит большое количество инструкций по оказанию первой помощи, которые представлены на главном экране в виде списка. Поиск нужной инструкции может занимать у пользователя определенное время, что особенно неудобно в условиях возникновения ЧС в реальной жизни.

Инструкции по оказанию первой помощи разбиты по этапам и изложены понятным языком, недостатком в данном случае является отсутствие графических материалов, иллюстрирующих процесс оказания первой помощи. Скриншот экрана приложения, содержащего инструкции по доврачебной помощи, представлен на рисунке 2.

C:\Users\Novak\Desktop\ДИП ДИП ШОШ\написание\apps.23848.9007199266247659.630db5d7-b266-4ecd-8d3a-310560e403e5.8cb410ff-ea15-4867-99a2-77d4e18bf7e5.jpg

Рис. 2. Скриншот экрана, содержащего инструкции по первой помощи

Приложение «Неотложная помощь» для AndroidOS

Приложение «Неотложная помощь» для AndroidOS весьма схоже с описанными выше программными средствами для операционных систем IOS и WindowsPhone. Отличительной особенностью данного приложения является возможность вызова экстренной службы прямо из интерфейса приложения.

Инструкции по оказанию первой помощи описаны в приложении достаточно подробно, но без графических материалов. Пример скриншота экрана, содержащего инструкции по оказанию первой помощи представлен на рисунке 3.

Приложения сравнивались по наличию в них подробных и понятных инструкций по оказанию первой помощи, графической составляющей, видеоуроков и возможности проверить свои знания с помощью теста. Сравнительные характеристики выбранных приложений представлены в таблице 1.

C:\Users\Novak\Desktop\ДИП ДИП ШОШ\написание\Screenshot_2016-05-26-01-47-49.png

Рис. 3. Скриншот экрана, содержащего инструкции по первой помощи

Таблица 1

Характеристики приложений конкурентов

Название

ОС

Подробные инструкции

Изображения

Видеоролики

Тест

«Неотложная помощь»

Android OS

Да

Нет

Нет

Нет

«Первая помощь»

IOS

Да

Да

Нет

Нет

«Первая помощь»

Windows Phone

Да

Нет

Нет

Нет

Рассмотренные приложения являются весьма схожими по характеристикам и функциональности. Однако все рассмотренные программы содержат широкий спектр чрезвычайных ситуаций, что может негативно сказываться на времени нахождения нужной инструкции в списке при возникновении ЧС в реальной жизни.

В целях совершенствования организации охраны здоровья посредством теоретической подготовки лиц, обязанных оказывать первую помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью граждан с учетом актуальных нормативных правовых документов в этой сфере и возникла идея создания мобильного приложения, содержащего исчерпывающую информацию по оказанию первой помощи до момента приезда медработников.

При изучении данного вопроса за основу брался материал, предоставленный отделом медицины катастроф ГБУЗ Архангельской области Архангельской областной клинической больницы.

Анализ возможности реализации информационных процессов при поддержке принятия решений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС

Для более наглядного отображения необходимых для реализаций функций системы была создана диаграмма вариантов использования, представленная на рисунке 4. Из данной диаграммы видна целесообразность использования мобильного приложения в качестве единого центра, который позволяет объединить в себе наглядность мультимедийных файлов и информативность текстовых инструкций.

use_case1

Рис. 4. Диаграмма вариантов использования

Далее рассмотрим предметную область, в качестве которой является представление образовательных материалов по первой доврачебной помощи. Как правило, разработка информационной системы выполняется только для одной мобильной операционной системы (ОС), соответственно, необходимо выбрать ОС с наибольшим охватом аудитории. Для решения этого вопроса можно обратиться к статистическим данным, собранным исследовательской и консалтинговой компанией Gartner, специализирующейся на рынках информационных технологий [5]. В таблице 2 представлены статистические данные по продажам устройств с различными операционными системами за второй квартал 2015 года.

Таблица 2

Статистические данные по продажам устройств

Операционная система

Количество тысяч

Процент рынка

Android OS

271010

82.2

IOS

48086

14.6

Windows

8198

2.5

Исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод, что большая часть рынка мобильных устройств представлена устройствами, использующими операционную систему Android. Помимо прочего, ОС Android предоставляет большое количество устройств разных производителей.

Android характеризуется высокой доступностью средств разработки, которые являются бесплатными, в то время как разработка, к примеру, IOS требует определённых начальных финансовых вложений, что негативно скажется на экономической составляющей проекта. Кроме всего вышеперечисленного, преимуществом ОС Android является наличие бесплатных библиотек для работы со сторонними ресурсами, к примеру, YouTube API, в то время как для WindowsPhoneMobile такие библиотеки не распространены. Указанные выше преимущества обуславливают массовость и широкое распространение современных устройств на базе Android.

Выводы

С любым человеком дома, на улице или в каком-либо другом месте может произойти несчастный случай и данное приложение-справочник по первой помощи, хоть и не сделает пользователя врачом, но подсказать, как правильно действовать в той или иной чрезвычайной ситуации сможет.

Целью работы является повышение процента оказываемой доврачебной помощи людям, пострадавшим в ДТП. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда этапов:

— поддержка принятия решений лицам, оказывающим первую помощь;

— повышение компетентности водителей в вопросах оказания первой помощи;

— предоставление наглядных материалов по оказанию первой помощи.

Все перечисленные выше пункты возможно реализовать путем разработки и внедрения информационной системы, позволяющей пользователю принимать решения в условиях чрезвычайных ситуаций. В частности, оказывать качественную и своевременную доврачебную помощь.

В качестве платформы приложения была выбрана ОС Android. Актуальность программирования Android приложений подтверждается цифрами. К началу 2013 года 70% смартфонов пользователей со всего мира было оборудовано ОС Android против 20% пользователей iOS. Также аргументом в поддержку выбора ОС Android является используемый в ней язык Java, который на данный момент является, очевидно, самым популярным. Вместе с тем, он богат возможностями и может с успехом применяться в областях от программирования простых устройств до разработки огромных корпоративных приложений. В качестве среды разработки приложения была использована AndroidStudio - официально признанная компанией Google интегрированная среда разработки приложений для платформы Android.

Литература:

  1. Глобальный отчет ВОЗ о дорожной безопасности. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://auto.orsk.ru/feeds/1594 (Дата обращения: 14.04.2016)
  2. Первая медицинская помощь при ДТП. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://avto-russia.ru/pdd/med.html (Дата обращения: 21.04.2016)
  3. Роль первой помощи пострадавшему при несчастном случае. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-108879.html (Дата обращения: 23.04.2016)
  4. Проверка знаний и навыков оказания первой помощи у кандидатов в водители, как фактор повышения качества подготовки. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://maash.ru/index.php?id=344&Itemid=136&option=com_content&view=article (Дата обращения: 23.04.2016)
  5. Worldwide smartphone sales in fourth quarter of 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gartner.com/newsroom/id/3215217 (Дата обращения: 23.04.2016)

1

Основные термины (генерируются автоматически): IOS, помощь, инструкция, оказание, приложение, медицинская помощь, доврачебная помощь, скриншот экрана, информационная система, нет.


Похожие статьи

Анализ письменных обращений граждан как инструмент определения удовлетворённости пациентов качеством оказания скорой медицинской помощи

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач прогнозирования в сфере услуг здравоохранения

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Оценка личностных характеристик руководителей среднего звена лечебно-профилактических учреждений

Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования

Анализ электронных ресурсов для успешной подготовки к сдаче ОГЭ

Анализ особенностей мониторинга и прогнозирования ЧС на предприятиях атомной энергетики

Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий у больных бронхиальной астмой с использованием компьютерной системы мониторинга

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Похожие статьи

Анализ письменных обращений граждан как инструмент определения удовлетворённости пациентов качеством оказания скорой медицинской помощи

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач прогнозирования в сфере услуг здравоохранения

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Оценка личностных характеристик руководителей среднего звена лечебно-профилактических учреждений

Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования

Анализ электронных ресурсов для успешной подготовки к сдаче ОГЭ

Анализ особенностей мониторинга и прогнозирования ЧС на предприятиях атомной энергетики

Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий у больных бронхиальной астмой с использованием компьютерной системы мониторинга

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Задать вопрос