В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Ключевые слова:компетентность, компетентностный подход, условия повышения профессиональной компетентности
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включают как формирование предметных и метапредметных, так и личностных результатов, что предполагает акцентирование особого внимания эффективной воспитательной деятельности учителей.
Анализ существующей теории и практики вопроса свидетельствует об активном распространении в мировой образовательной практике компетентностного подхода, повышении компетентности педагогических работников.
Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только имеет необходимый уровень знаний, умений, навыков, но может эффективно реализовать их в собственной профессиональной деятельности. Ученые определили, что компетентность представляет собой целостное социально-профессиональное качество, которое позволяет педагогу быть успешным в своей профессиональной деятельности и в ходе взаимодействия с окружающими.
Компетентностный подход, постулируемый в нормативно-правовых актах современного образования, предполагает совокупность следующих компонентов:
− готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент),
− когнитивный (знаниевый) компонент, опыт применения знаний в разных ситуациях (операционально-технологический компонент),
− проявление отношения к содержанию компетентности и объекту ее воздействия (ценностно-смысловой компонент),
− особенности регуляции процесса (эмоционально-волевой компонент) [10].
Компетентностный подход, утверждает А. Г. Бермус, представляет собой современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.), который не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин [2]. Д. А. Иванов полагает, что в центре компетентностного подхода — результат образования, но это не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [5].
По мнению Е. Я. Коган, компетентностный подход в образовании представляет собой принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции педагога и обучающихся; данный подход ориентирован на глобальные преобразования как методической базы, так и сознания в целом [7].
Обращение методологов образования в сторону компетентностного подхода, согласно исследованиям В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова, связано со следующими положениями:
− происходящие изменения в обществе, ускорение темпов социально-экономического развития;
− поиски новой парадигмы образовательного процесса, в которой найдут свое отражение изменения системы, ориентированной на воспитание таких качеств личности, как мобильность, динамизм, конструктивность, профессионализм;
− процесс модернизации целей и содержания общего и профессионального образования согласно запросам общества и потребностям личности;
− развитие процессов информатизации, способствующих тому, что вся система профессиональной подготовки изменяется за счет возрастания потоков информации;
− необходимость принципиально новых подходов к организации образования, стимулирующих педагога и обучающегося к постоянному самосовершенствованию, рефлексии и самооценки педагогической деятельности [1].
В современной ситуации глобализации и информационных технологий, компетентность педагогов имеют важнейшее значение. Это свидетельствует о том, что высококвалифицированные кадры, подготовленные на уровне мировых стандартов, глубоко овладевшие всеми гранями передовой науки и знаний, высококлассные профессионалы — это самые востребованные ресурсы в мире. В связи с этим актуальность приобретает совершенствование существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
На настоящий момент еще не сложилось четкого и единого мнения о структуре и особенностях компетентности. Также не исследована ее специфика в области среднего профессионального образования. Даже само разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» довольно нечеткое. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить, по крайней мере, два подхода при сопоставлении этих терминов. Представители первого подхода используют эти понятия как идентичные. Представители второго подхода — разделяют их, при этом большинство понятие «компетентность» считает более широким, описывающим конечный результат обучения, в то время как понятие «компетенция» считается более узким, характеризующим ориентир «знаю, как делать». По свидетельству Г. К. Селевко, оба эти понятия гораздо шире применяемых ранее в педагогике понятий «знания, умения, навыки». В связи с тем, что затрагивают особенности направленности личности, а также такие характеристики мышления, как гибкость, проницательность, креативность [14]. Близкой показалась нам и позиция А. В. Хуторского, который компетенции рассматривает как требования к подготовке обучаемого, а компетентность — как некое сложившееся личностное качество [17].
В рамках компетентностного подхода И. П. Мединцева выделяет два базовых понятия:
- компетенция — совокупность различных качеств личности, связанных с определенным кругом предметов и процессов;
- компетентность — владение, обладание индивидом соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10].
Для реализации компетентностного подхода в средних учебных заведениях разными авторами выделяются области основных компетенций, которые в дальнейшем будут проявляться как компетентности. Так, например Н. П. Шуберт, Е. В. Замара выделяют компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности; к человеку как к личности и субъекту деятельности и общения; к социальному взаимодействию человека [18].
К сущностным характеристикам компетентности ученые (Л. П. Алексеева, Л. Д. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская и др.) относят следующие:
− компетентность отражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и является связующим звеном между ее компонентами;
− компетентность в широком смысле понимается как углубленное знание определенной научной области или сформированное умение;
− компетентность подразумевает постоянное расширение и преобразование знаний, владение новой информацией для эффективного решения профессиональных задач в конкретное время и в конкретных условиях;
− компетентность включает в себя и содержательный, и процессуальный компоненты.
Педагогика развития компетентности, считает М. В. Клячина, — это педагогика развития, а в современной педагогической практике ведущим образовательным режимом выступает режим инновационных технологий обучения [6].
О профессиональной преподавательской деятельности в свете компетентностного подхода писали В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Д. А. Махотин, Н. Н. Михайлова, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и другие. Исследователи едины во мнении, что в настоящий момент развитие профессиональной компетентности является одной из важнейших задач в системе подготовки педагогов.
Как уже было отмечено, о компетентности мы говорим применительно к образовательном и воспитательной областям, причем последняя занимает важнейшее место. Актуальным аспектом успешного воспитания учеников начальных классов является подготовка педагога в данном направлении.
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в области воспитания на основании работы В. В. Серикова [15] определяется как интегральная характеристика, которая проявляется в принятии (мотивированности) и способностях к реализации воспитательных задач, возникающих в ходе воспитания трудностей, на основе применения педагогических знаний, личного профессионального и жизненного опыта, ценностей и способностей. Главным показателем при этом является воспитанность самого педагога, развитость у него личностных качеств и установок воспитанного человека.
На основе имеющейся литературы и практического опыта сформулируем условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.
Вслед за О. Б. Нурлигаяновой [11] выделим первое условие — это умение принимать ребенка таким, каков он есть на самом деле. Исходя из этого воспитательная тактика строится «от ребенка», его возможностей, способностей, интересов, ресурсов. Такая тактика позволяет в конечном итоге обеспечить лучший воспитательный контакт взрослого и ученика и добиться большей эффективности процесса.
Второе непременное условие сформулировано с опорой на исследования М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой и М. А. Ковальчук [12]: воспитательный процесс опирается на знания об особенностях развития ученического, детского коллектива, психологической специфики формирования взаимоотношений младших школьников. Хотя авторитет учителя высок в этом возрасте, надо отметить, что в начальной школе отношения со сверстниками переходят на новый уровень. Важно владеть принципами средствами и методами воздействия на коллектив и воздействия на личность через коллектив (внимательно, чутко по отношению к каждому ученику при этом). Важно расширение представлений и умений действовать на основе принципов организации воспитательно-образовательного процесса в классе. К числу таких принципов относится:
− принцип адекватности (в построении воспитательной траектории школьника, учете социальной ситуации развития каждого учащегося);
− принцип рефлексивности (важно не просто сообщить те или иные нормы, а своим примером и другими способами вырабатывать ценностное отношение к разнообразным социальным и личностным проявлениям, к тем или иным поступкам);
− принцип сотруднической позиции (позиция педагога меняется с авторитарной на партнерскую, ученик должен знать, что может запросто обратиться за советом к учителю, не бояться высказать свое мнение, даже если оно кардинально отличается от мнения педагога; любые агрессивные действия, давление или манипуляции являются недопустимыми);
− принцип совместной деятельности (воспитание — не сухое изложение знаний и «чтение нотаций», это реальная практика взаимодействия и общения).
Нельзя не согласиться с мнением Е. М. Сафроновой, что для педагога, компетентного в области воспитательной работы, воспитание не является обязанностью, а выступает в качестве ступени личностно-профессиональной самореализации [13].
Обозначение траектории воспитательной работы в начальной школе и постановка четких задач, соответствующих индивидуальности и потребностям учеников, способствуют тому, чтобы избежать возможных проблем в воспитании.
Еще одним условием повышения компетентности педагога начальной школы в воспитании учеников выступает способность выбирать и задействовать наиболее эффективные методы и приемы, соответствующие задачам и возрасту детей. Так, например, М. И. Рожков с соавторами особенно выделяет методы внушения и самовнушения (воздействующие глубоко на эмоциональную сферу школьников); практические и поведенческие методы воспитания (особенно в области выстраивания поведения, его саморегуляции, планирования и самоконтроля); рефлексивные методы (которые ориентированы на выработку ценностного отношения и самоанализ своих действий); методы бесед, проблемных вопросов, дилемм, убеждений (для обсуждения наиболее волнующих и сложных моментов); методы анализа практических ситуаций (из собственной или чужой практики, из литературы, фильмов) и т. д. [12]. Данные методы используются в комплексе и на основе глубокого анализа ситуации. Кроме этого, учителю важно в ходе воспитательной работы постоянно подкреплять уверенность ребенка в своих силах, поддерживать и подбадривать его, стимулировать к настойчивому преодолению трудностей. Ценным также выступает пример того, как можно владеть собой, вести себя в конфликтах и т. д.
В целом можно отметить, что воспитательная деятельность учеников младших классов требует особой подготовки и саморазвития педагога, который должен обеспечить последовательное движение учеников по трем уровням достижения воспитательного результата: приобретение социального знания, формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия [3; 13].
Достижение компетентности педагога начальной школы в области воспитательной деятельности учеников предполагает, таким образом, умение должным образом преподнести ребенку знания, сформировать эмоционально-ценностное отношений к тем или иным явлениям и выработать устойчивые привычки, поведенческие навыки, характерные для воспитанной личности. А это невозможно без постоянного самосовершенствования личностных и профессиональных качеств самого учителя.
Литература:
- Антипова В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете [Текст] / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 57–62.
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор [Текст] / Д. В. Сериков, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М.: АПКиПРО, 2003. — 101 с.
- Клячина М. В. Диалектика реализации компетентностного подхода в обучении студентов среднего профессионального образования [Текст] / М. В. Клячина // Международный исследовательский журнал. – 2015. — № 2–4 (33). — С. 17–19.
- Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию [Текст] / Е. Я. Коган; под ред. А. В. Великановой. — Самара: Профи, 2001. — С. 116–123.
- Козиев В. Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя [Текст] / В. Н. Козиев. — Л.: Знание, 1987. — 16 с.
- Луценко Л. И. Профессиональная компетентность руководителя школы [Текст] / Л. И. Луценко. — Тула: ИПК и ППРО ТО, 2007. — 100 с.
- Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
- Нурлигаянова О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. канд. психол. наук [Текст] / О. Б. Нурлигаянова. — Ярославль, 2006. — 188 с.
- Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Бабородова, М. А. Ковальчук. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 192 с.
- Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания [Текст] / Е. М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004. — 334 с.
- Селевко Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138-144.
- Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Логос, 2012. — 448 с.
- Фирер А. В. О соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» [Текст] / А. В. Фирер // Омский научный вестник. — 2012. — № 1–105. — С. 169–171.
- Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской// Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
- Шуберт Н. П. Реализация компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования [Текст] / Н. П. Шуберт, Е. В. Замара // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 3. — С. 22–26.