На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии, внеклассные подвижные игры, внеклассные мероприятия, дающие установку на правильное сбалансированное питание, режим дня, закаливание организма для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Здоровье положительно влияет не только на общее состояние ребенка, но и на его обучение.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни
В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей младшего школьного возраста. Здоровые люди — залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят свое время сейчас — зависит их здоровье в будущем. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4].
Актуальность темы представленной работы определяется потребностями человека, государства и общества в целом в формировании у младших школьников культуры здоровья. Исследованием данного вопроса занимались представители различных наук (педагогики, медицины, философии, психологии): Н. М. Амосов, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский, В. А. Сухомлинский и другие [14].
В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].
Рассматривая работы таких ученых как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, В. И. Дубовский и др. можно сказать, что здоровье это важнейшее составляющее нашего организма. В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.
В. П. Казначеев отмечал, что здоровье представляет собой процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной активности жизни [4, с. 59].
По утверждению профессоров В. П. Петленко и Д. Н. Давиденко, на сегодняшний день известно около ста определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье человека представляет собой качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия человека со средой обитания. В настоящее время выделяют несколько основных составляющих здоровья: соматическое здоровье — состояние органов и систем органов человеческого организма в настоящий момент; физическое здоровье — уровень развития функциональных возможностей всех органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных внешних и внутренних факторов; психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья человека является состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения; нравственное здоровье — совокупность характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основой нравственного здоровья любого человека является его система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [8, с. 3–4].
Необходимо заметить, что во всех трактовках рассматриваемого понятия можно заметить отношение к здоровью, как к динамическому процессу и существование возможности целенаправленно управлять этим процессом [4, с. 59–60].
Понятие «здоровый образ жизни» появилось и стало использоваться в 1989 году. Автором данного термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни. Доклады, с которыми он выступал по этому вопросу на различных конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В наше время идеи И. И. Брехмана о полноценном сне, рациональном и сбалансированном питании, пользе движения и свежего воздуха известны всем [3].
Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающими людьми, а также способности личности к творческой и активной жизнедеятельности. Культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем нашего времени, определяющих будущее человечества. Это связано с тем, что только в здоровом обществе возможна эволюция, которая, по мнению различных ученых, происходит в настоящее время и будет проходить дальше на основании теории культурного освоения мира [7].
Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ. В нашей стране школами накоплен богатый опыт в деятельности по организации лечебно-профилактической помощи детям. Целью физического воспитания детей в школах всегда являлось не только развитие физических качеств, но и укрепление здоровья обучающихся, а так же создание условий, которые будут способствовать гармоничному развитию детей [11].
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, жилища [12, с. 217].
Во-вторых, режим дня. Для того чтобы развитие детского организма происходило правильно очень важно уделять внимание режиму дня школьника. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности [9].
Пример оптимального режима дня показан в таблице 1. При соблюдении такого режима нервная система постепенно вырабатывает полезные привычки, значительно облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Именно по этой причине необходимо придерживаться определенного времени для подъема, сна, приемов пищи, выполнения домашних заданий и другой деятельности [12].
Таблица 1
Примерный режим дня школьника [12] в часах
Режимные моменты |
7–9 лет (1–4 классы) |
Подъем |
7:00 |
Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели. |
7:00–7:30 |
Завтрак |
7:30–7:50 |
Дорога в школу |
7:50–8:20 |
Учебные занятия в школе |
8:30–12:30 |
Дорога из школы |
12:30–13:00 |
Обед |
13:00–13:30 |
Отдых |
13:30–14:30 |
Прогулка на воздухе |
14:30–16:30 |
Приготовление уроков |
16:30–17:30 |
Прогулка на воздухе |
17:30–19:00 |
Ужин, свободное время |
19:00–20:00 |
Вечерний туалет |
20:00–20:30 |
Сон |
20:30–7:00 |
В-третьих, утренняя зарядка. Цель зарядки состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, повысить работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения. После зарядки рекомендуется обтирание, обливание или душ [12, с. 226].
В-четвертых, закаливание организма. Для того чтобы повысить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, повысить жизнерадостность необходимо использовать закаливание. У закаленных людей риск некоторых заболеваний заметно снижается.
В-пятых, сбалансированное и умеренное питание. Главное правило здорового питания — соответствие количества и калорийности принимаемой пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Такое питание, которое обеспечивает человеку полноценное развитие, называют рациональным [12, с. 230–233].
Физкультминутки позволяют добиться лучшего усвоения материала, сохранить и укрепить здоровье обучающихся. Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7].
В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью совершенствования умений и навыков обучающихся в выполнении различных упражнений. Значительное место в таких занятиях отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами. Самое большое место во внеклассных мероприятиях занимают игры [2].
К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни». Оно включает в себя несколько разделов: о личной гигиене, режиме дня, утренней зарядке, закаливании организма, умеренном и сбалансированном питании, двигательной активности (физкультминутки и внеклассные спортивные мероприятия).
Учитель начальной школы является одновременно классным руководителем и учителем по различным предметам. Его работа должна быть целенаправленной и системной деятельностью, строиться на основе программы воспитания образовательного учреждения. Жизнь детей неразрывно связана со школой и именно поэтому учитель может внести огромный вклад в здоровье школьника — как настоящее, так и будущее. Главной задачей учителя младших классов для решения этой важной задачи является формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний по оказанию первой медицинской помощи и безопасному поведению в различных ситуациях, культуры межличностных взаимоотношений.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы ориентирует учителя на развитие у детей представлений о ценности здоровья и формировании культуры здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые смогут обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих более полному познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].
Так как не существует единственно уникальной технологии здоровья необходимо подходить к обучению младших школьников с целью решения вопросов формирования и укрепления их здоровья комплексно. Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной, а так же внеучебной деятельности обучающихся; эффективная и продуманная организация физкультурно-оздоровительной работы; организация просветительской работы с родителями и семьей обучающихся. Такая, систематически организованная, работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников положительно влияет на их физические показатели, память и внимание, повышает качество полученных ими знаний.
Педагогические мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся, нельзя ограничить одним направлением или методом. Для повышения эффективности работы в этом направлении необходимо использовать их все в комплексе. Выбор методов для использования зависит от нескольких факторов, таких как: профессиональный уровень педагога, личная заинтересованность педагога, ситуация, в которой применяется определенный метод, цели и задачи применения конкретного метода, взаимосвязь данного метода с конкретным содержанием урока, характер выполнения правил здоровьесбережения (контроль и самоконтроль). На основании изучения педагогической практики, существующей в настоящее время можно выделить следующие методы, которые возможно применить для повышения культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; гимнастика — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие; лечебная физкультура; массаж и самомассаж; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (включают элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии и другие);информационно-обучающие (письма для родителей обучающихся и самих обучающихся, педагогов).
Для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни образовательное учреждение может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Учитель должен способствовать формированию у обучающихся навыков применения полученных знаний на практике, что создаст условия для осознанных действий по сохранению собственного здоровья. В воспитательной работе у младших школьников, в том числе способствующей формированию у них культуры здоровья, особое место занимают классные часы. С целью пропаганды здорового образа жизни у младших школьников проводятся классные часы профилактической направленности. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. Формы проведения таких классных часов могут быть весьма разнообразными: инструкции, беседы, встречи с различными специалистами (медработниками, работниками полиции и т. п.), ролевые игры, соревнования. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Кодинская средняя общеобразовательная школа» в поселке Кодино Архангельской области Онежского района, в 4 классе.
Эксперимент состоял из трех этапов.
Первый этап — констатирующий. На данном этапе проведена первичная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Для работы на данном этапе использовался рисуночный тест «Здоровье и болезнь» (Васильева), анкета «ЗОЖ», анкета «Мое здоровье».
Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» определить уровень сформированности представлений у ребенка о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.
Цель анкеты «Здоровый образ жизни» выявить уровень осведомленности о требованиях здорового образа жизни.
Цель анкеты «Моё здоровье» оценить продолжительность прогулок на свежем воздухе, режим питания и сна, как часто болит голова, приходится ли детям ходить в школу больными.
Второй этап — формирующий. На этом этапе проводились внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей.
В таблице 2 представлена разработанная программа внеурочной работы по данному исследованию с названием «Мы хотим быть здоровыми».
Таблица 2
План-сетка внеурочной работы собучающимися
Цель |
Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье |
Формирование установок на использование здорового питания |
Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей |
23.11–27.11 |
кл. час «ЗОЖ — сотвори себя сам» |
+ |
+ |
30.11–4.12 |
—- |
кл. час «Правильное питание — залог здоровья» |
—- |
7.12–11.12 |
—- |
—- |
кл. час «Мы за здоровый образ жизни» |
14.12–18.12 |
оформление стенда «Здоровье в моих руках» |
+ |
+ |
28.12–10.01 |
«Мобильные каникулы» |
+ |
-- |
11.01–15.01 |
отчет о задании на каникулы |
||
18.01–23.01 |
вн/мер. «Путешествие в страну здоровья» |
+ |
+ |
25.01–29.01 |
вн/мер. «Если хочешь быть здоров». |
+ |
+ |
Третий этап — контрольный. На этом этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, с использованием рисуночного теста «Здоровье и болезнь», анкет «Здоровый образ жизни» и «Мое здоровье», проведен анализ полученных результатов. Цель этапа — выявить изменения знаний о правилах здорового образа жизни после проведенной работы, направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни.
На основании результатов анкетирования и тестирования были зафиксированы различные уровни проявления знаний о правилах здорового образа жизни. В результате сопоставления различных проявлений выявлены исходные данные исследования. По полученным результатам можно сказать, что две девочки из семей, состоящих на вшк и мальчик из малообеспеченной семьи набрали больше баллов, чем дети из полных социально обеспеченных семей.
В ходе формирующего осуществлялась внеурочная работа по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, отслеживалась динамика изменений знаний о правилах здорового образа жизни. Суть данного этапа заключалась в проверке эффективности применения педагогических условий во внеклассных мероприятиях для формирования культуры здоровья. В ходе реализации программы предварительно велась подготовительная работа, это уроки окружающего мира, изобразительного искусства, индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровом образе жизни. В мероприятиях участвовали обучающиеся, поэтому проходила работа по подготовке: разучивали стихи, репетировали сценки, готовили домашние задания.
На аналитико-обобщающем этапе опытно — экспериментальной работы анализировались полученные результаты по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников во внеурочную деятельность. На основании показателей анкетирования, тестирования провели обобщение и сравнение полученных результатов с исходными данными. Реализация программы формирующего эксперимента, показала положительные изменения знаний о здоровом образе жизни. Положительная динамика прослеживается у всех обучающихся. Из них один мальчик не значительно изменил свой результат, поэтому остался на среднем уровне. Из четырех обучающихся с низкого уровня двое поднялись на высокий, показав хорошие знания о ЗОЖ, а двое на средний. Остальные ребята на высоком уровне.
Таким образом, проведенное исследование дает возможность утверждать о том, что формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников осуществляется учителем начальных классов наиболее эффективно, если во внеурочную деятельность включаются активные формы работы направленные на: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей проверена и подтвердилась.
Литература:
- Боровская Л. А. Вестник Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Психологические и педагогические науки. — 2013. – № 2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 2.05.2016).
- Внеклассная и внеурочная деятельность по физическому воспитанию общеобразовательной школе № 2 г. Тынды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597459/ (дата обращения 01.05.2013).
- Здоровый образ жизни: откуда что берется [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/ (дата обращения 29.04.2013).
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1–4 классы. – МВАКО, 2007. – 304 с.
- Кочеткова С. В. Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedportal.net (дата обращения 1.05.2016).
- Ланда Б. Х. Как провести физкультминутку? — М.: Чистые пруды, 2009. — 32 с.
- Макаренко В. К. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/sp/2009n2/p63–67.htm (дата обращения 29.04.2016).
- Основы здорового образа жизни человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html (дата обращения 29.04.2013).
- Режим дня и его соблюдение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://24.krkam.caduk.ru/p19aa1.html (дата обращения 01.05.2013).
- Режим дня школьника. Таблица. Распорядок дня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://детинн.рф/rezhim-dnya-shkolnika-tablica-rasporyadok-dnya/ (дата обращения 01.05.2013).
- Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Физическая культура. – 1996. — № 2. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru (дата обращения 01.05.2013).
- Соломина Е. В. Успехи современного естествознания [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Успехи современного естествознания. — 2011. — № 6. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 22.03.2016).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kpfu.ru (дата обращения 29. 09. 2015).
- Экзаменационные вопросы и ответы. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 и 11 выпускные классы: учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004–400 с.