В статье проведен анализ причин дорожно-транспортных происшествий. Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток из-за недостаточной информативности уличной дорожной сети. Предложены мероприятия по ее повышению.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеходы, темное время суток
Во многих регионах России остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Высокую аварийность обуславливают несколько факторов:
− высокая мобильность населения;
− тенденция отказа от общественного транспорта в пользу личного автомобиля;
− существующая уличная дорожная сеть зачастую не справляется с большими и постоянно увеличивающимися транспортными потоками;
− низкий уровень дисциплины участников дорожного движения и другие.
Число аварий на автомобильном транспорте непрерывно увеличивается, несмотря на меры, предпринимаемые государством и производителями самих автомобилей. Анализ причин ДТП показывает, что все их можно разделить на несколько категорий:
− Превышение скорости;
− Управление транспортным средством в нетрезвом виде;
− Нарушение ПДД;
− Неисправность транспортного средства;
− Недостаточное количество информации.
В данной работе будет рассмотрен последний пункт: «Недостаточная информативность на дороге», в частности, в темное время суток, так как на наш взгляд этот вопрос остается до сих пор раскрытым не полностью.
Во многих городах, в частности, в городе Волгоград происходит множество дорожно-транспортных происшествий, причина которых в недостаточном информировании участников движения: пешеходов, пассажиров и водителей. На долю дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода в среднем приходится почти четверть всех происшествий, около трети всех жертв ДТП и около пятой части всех раненых. В табл. 1 и на диаграмме (рис. 1) представлены данные статистики дорожно-транспортных происшествий, классифицируемых как «наезд на пешехода» в Волгограде за 2013–2014 года.
Таблица 1
Статистика ДТП, связанных снаездом на пешеходов за 2013–2014гг. по районам Волгограда
Район |
Наезд на пешехода |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
|||||
Дтп |
Погибло |
Ранено |
Дтп |
Погибло |
Ранено |
|
Красноармейский |
46 |
4 |
42 |
71 |
11 |
63 |
Кировский |
45 |
4 |
41 |
43 |
5 |
43 |
Советский |
36 |
5 |
32 |
44 |
8 |
37 |
Ворошиловский |
38 |
5 |
35 |
39 |
0 |
39 |
Центральный |
45 |
5 |
40 |
45 |
2 |
46 |
Дзержинский |
52 |
5 |
48 |
45 |
2 |
43 |
Краснооктябрьский |
43 |
4 |
41 |
45 |
4 |
41 |
Тракторозаводский |
40 |
7 |
36 |
56 |
3 |
53 |
Итого |
345 |
39 |
315 |
388 |
35 |
365 |
Рис. 1. Статистика ДТП, связанных с наездом на пешеходов за 2013–2014 гг. в Волгограде
Следует отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно так же, как делают это и днем.
Основные способы повышения информативности уличной дорожной сети в темное время суток:
- Грамотная подготовка дорог к ремонту. Если дорожные службы будут грамотно готовить дорогу к ремонту, вывешивая заранее и заблаговременно предупреждающие знаки, количество аварий можно снизить в стране до 5 процентов.
- Умные дороги (рис. 2). Внедрение интеллектуальных транспортных систем поможет увеличить скорость транспортных потоков и улучшит пропускную способность трасс. Для этого водителей будут снабжать полной путевой информацией. Через мобильные сервисы и приложения автовладельцы смогут узнать данные о дорожной обстановке, погодных условиях и пробках. Согласно данным ЕС после реконструкции дороги с внедрением систем ИТС, скорость транспортных потоков увеличилась с 30–40 км/ч до 60–80 километров в час.
Рис. 2. Умные дороги
- Модернизация стоп-сигналов. Кажется, что нет ничего проще стоп-сигнала. Но интенсивность его свечения не позволяет определить служебное или аварийное торможение производит впереди идущий автомобиль. Поэтому, начиная с 2000 года, конструкторы французской Peugeot стали оснащать свои автомобили модели 607 пульсирующими стоп-сигналами. Алгоритм пульсации зависит от конкретной ситуации, в том числе и от интенсивности торможения, и контролируется системой ESP и тормозным ассистентом. В ближайшее время такие фонари найдут себе применение на автомобилях Mercedes и BMW.
- Информационные табло (рис. 3). На информационно-электронных табло водитель может увидеть текущее время, температуру воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные и дорожные условия, а также возможные предупреждения.
Рис. 3. Информационное табло
- Онлайн информирование о состоянии на дороге.
- Автономные системы освещения (рис. 4). Применение автономных систем освещения на федеральных автодорогах общего пользования позволяет исключить затраты на освещение, снизить аварийность (количество наездов на пешеходов) на 70 % и сделать автомагистрали максимально безопасными и удобными для всех пользователей дорог.
Рис. 4. Автономная система освещения
Таким образом, предложенные мероприятия по повышению информативности уличной дорожной сети в темное время суток позволят не только снизить количество дорожно-транспортных происшествий, но и повысить уровень информационного обеспечения водителей.
Литература:
- Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Госавтоинспекции МВД России. — 2016. — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/, свободный.
- Создание модели процесса наезда транспортного средства на неподвижное препятствие для экспертной оценки ДТП / Ю. Я. Комаров, В. М. Волчков, В. Н. Федотов, А. В. Лемешкин // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2008. — Вып. 5, № 8. — C. 35–37.
- ТрансСигнал. Средства организации дорожного движения [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://transsignal60.ru/uslugi/obustroystvo-peshehodnyih-perehodov/, свободный.
- Полуэктов, М. В. Оценка эффективности внедрения системы фиксации проезда автомобиля на запрещающий сигнал светофора в Волгоградской области / М. В. Полуэктов, В. В. Горина, Е. Ю. Липатов // Автотранспортное предприятие. — 2015. — № 7. — C. 47–49.