В статье излагаются сложности с правовой точки зрения в области примененияавтономных систем вооружений.
Ключевые слова: автономные системы вооружения, технический прогресс, вооруженные конфликты, конвенции
На сегодняшний день технический прогресс, в сфере вооружений привел к тому, что вопрос о применении силы на поле битвы решается машинами, так называемыми автономными системами вооружения.
Автономные системы вооружения являются — оружием будущего, способным самостоятельно без вмешательства со стороны человека разыскивать, выявлять и поражать цели.
До недавнего времени наиболее распространенным видом оружия, которое способно поражать цели без вмешательства человека были так называемые беспилотные летательные аппараты, однако, они, в отличие появляющихся ныне автономных систем вооружений требуют управления человеком-оператором для выбора цели активации и наведения установленного на них оружия и открытия огня.
Автономные системы вооружения опасны тем, что способны после привидения их в действие самостоятельно выбирать и поражать цель, без последующего вмешательства человека-оператора.
Основными проблемами с правовой точки зрения в сфере применения автономных систем вооружений, на наш взгляд, кроются в следующих трех важных аспектах:
Во-первых, отсутствуют конкретные нормы регулирующие производство и применение автономных систем вооружения. Однако, согласно 36-ой статьи Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям: «При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны Высокая Договаривающаяся Сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах международного права, применяемых к Высокой Договаривающейся Стороне» [1].
Таким образом, из этого можно сделать вывод о том, что давно существующие нормы международного гуманитарного права, регулирующие ведение военных действий, в особенности, принципы различения целей, соразмерности и принятия предосторожностей при нападении, относятся ко всем новым видам оружия и техническим инновациям в области ведения войны, в том числе, и к автономным системам вооружения.
Во-вторых, самой сложной и практически невыполнимой, на данный момент задачей, для автономной системы вооружения является неспособность различать гражданских лиц и комбатантов, в соответствии с принципом различения целей. Так пункты 38, 39, 42, и 46(a, b) части 3 «Основные правила и различение целей» Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море гласят:
38. В любом вооруженном конфликте право сторон выбирать средства или методы ведения войны не является неограниченным.
39. Стороны, участвующие в конфликте, всегда проводят различие между гражданскими или другими покровительствуемыми лицами, с одной стороны, и комбатантами — с другой, а также между гражданскими или другими пользующимися защитой объектами и военными объектами.
42. В дополнение к любым конкретным запретам, обязательным для сторон, участвующих в конфликте, запрещается применение таких средств и методов ведения войны, которые:
a) по своему характеру причиняют излишние повреждения или излишние страдания; или
b) имеют неизбирательное действие, проявляющееся в том, что:
i) они не нацелены или не могут быть нацелены на конкретный военный объект; или
ii) их действие не может быть ограничено, как это требуется в соответствии с нормами международного права, отраженными в настоящем документе.
46. При нападении соблюдаются следующие меры предосторожности:
a) те, кто планирует нападение, принимает решение о его проведении или осуществляет его, должны сделать все практически возможное для того, чтобы собрать сведения, необходимые для выявления в районе нападения объектов, не являющихся военными объектами;
b) в свете имеющихся у них сведений, те, кто планирует нападение, принимает решение о его проведении или осуществляет его, делают все практически возможное, чтобы нападения ограничивались военными объектами [2].
Соответственно из вышеизложенного вытекает вторая сложность для государства разрабатывающего или приобретающего автономную систему вооружения, как обеспечить способность такого оружия функционировать в соответствии со всеми этими вышеперечисленными принципами.
И наконец, в-третьих, что на мой взгляд является самой сложной проблемой, является то, как решить вопрос, о юридической ответственности. Так как, автономная система вооружения — это машина, и не может нести ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. И соответственно встает вопрос, выходящий за рамки ответственности тех, кто разворачивает эти системы, кто должен нести юридическую ответственность за военные преступления совершенные в результате функционирования таких систем — инженер, изготовитель, программист, либо командир, который привел оружие в действие. Из этого вытекает обоснованный вывод, можно ли признать уже само развертывание таких систем законным, если в соответствии нормами международного права ответственность за такие преступления не может быть определена.
Литература:
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)
- Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море. Сан-Ремо, 12 июня 1994 года.