Средний возраст транспортных средств в России только растет, качество дорог улучшается, но малыми темпами. Исходя из этого, значительным является качественное поддержание технического состояния автомобилей на транспортных предприятиях. В данной статье производится оценка существующих систем организации обслуживания автомобилей.
Ключевые слова: техническое обслуживание, система технического обслуживания и ремонта
Системой технического обслуживания называют совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и Р, а также исполнителей входящих в эту систему [1].
Существуют следующие системы технического обслуживания и ремонта автомобилей: планово-предупредительная и по фактическому техническому состоянию (рисунок 1).
Рис. 1. Системы ТО и Р машин
Планово-предупредительная система ТО и Р является в нашей стране официально принятой, вследствие этого — широкая распространенность среди автотранспортных предприятий. Основы этой системы установлены в документе «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [2]. Особенностью является плановое проведение технического обслуживания с целью поддержания исправного состояния транспортного средства, при необходимости восстановление, посредством ремонта. Согласно документу, выделяют следующие виды технического обслуживания:
− ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
− первое техническое обслуживание (ТО-1);
− второе техническое обслуживание (ТО-2);
− сезонное техническое обслуживание (СО).
А также виды ремонта:
− текущий ремонт;
− капитальный ремонт.
Все технические воздействия регламентированы, в положении указаны периодичность, трудоемкость и корректирующие нормативы. В связи с этим появляются и недостатки, так как она напрямую связана с пробегом транспортного средства, фактически не учитывает реального технического состояния. Таким образом, часть операций, связанных с плановым ремонтом, либо заменой деталей или узлов, нецелесообразны, так как их предельное состояние еще не наступило. Напротив, при правильно установленной периодичности технического обслуживания, есть возможность уменьшить количество отказов, тем самым существенно снизить затраты на текущий ремонт. Стоит отметить, что при планово-предупредительной системе ТО и Р важную роль играет ежедневное обслуживание, которое обеспечивает своевременное выявление неисправностей, а также контроль основных систем влияющих на безопасность эксплуатации. Имея ряд недостатков, она позволяет наиболее тщательно контролировать состояние транспортных средств, в процессе их полезного срока использования [2]. На рисунке 2 представлена типовая организация ТО и Р автомобилей.
Рис. 2. Типовая организация ТО и Р автомобилей
Система технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию транспортных средств,также как и планово-предупредительная система, направлена на контроль и управление техническим состоянием транспортного средства в течение срока его эксплуатации. Основной особенностью является периодический контроль состояния с помощью диагностических воздействий.
При определении потребности технического обслуживания и ремонта оказывают внимание следующему:
− Наличие существующих неисправностей, на которые указывает владелец транспортного средства;
− Неисправности, выявленные в процессе диагностирования;
− Необходимость произведения работ в соответствии с периодичностью, указанной в документации.
Из-за неоднородности технического состояния автомобилей приезжающих на обслуживание, необходима комплексная диагностика, с целью определения необходимых технических воздействий на автомобиль. На рисунке 3 представлена последовательность оценки технического состояния [2].
Рис. 3. Последовательность оценки технического состояния транспортного средства
Необходимость комплексной диагностики подразумевает под собой наличие мультимарочных диагностических приборов (рисунок 4), способных устанавливать связь и обмениваться информацией с разными видами блоков управления двигателем. Однако, мультимарочность подобных приборов подразумевает под собой невозможность устанавливаться связь с некоторыми, особо защищенными от несанкционированного доступа, блоками управления автомобилей марок Porsche, BMW, Mercedes — при диагностике данных автомобилей необходимо дорогостоящее лицензионное программное обеспечение, что влечет за собой затраты и длительный период окупаемости оборудования.
Рис. 4. Сканер диагностический мультимарочный
Проанализированная информация по двум различным системам технического обслуживания сведена в итоговую таблицу 1.
Таблица 1
Особенности организации ТО иР подвижного состава
Наименование системы |
Преимущества |
Недостатки |
Планово-предупредительная система |
Строгое соответствие регламенту, возможность прогнозировать объем работ на длительный срок. |
Не учитывает фактического технического состояния, недоиспользование ресурса деталей. |
Система ТО и Р по фактическому состоянию |
Увеличение продолжительности использования узлов и агрегатов, прогнозирование остаточной наработки |
Возможна высокая нагрузка на зону ремонта в связи с вероятностью отказа сразу нескольких механизмов. Высокие затраты на диагностику |
Таким образом, в данной статье были оценены системы ТО и Р автомобилей, выявлены преимущества и недостатки. В современных экономических условиях принятая планово-предупредительная система обслуживания автомобилей на транспортных предприятиях просто не может существовать. Все большее распространение получает система обслуживания по фактическому состоянию, где главную роль играет диагностирование, посредством которого не только выявляются неисправности, но и определяется остаточный ресурс.
Литература:
- Н. А. Кузьмин, А. Л. Кулагин Конспект лекций по курсу «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта Т и ТТМО» НГТУ им. Р. Е. Алексеева Нижний Новгород 2015.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. — М.: Транспорт, 1986.