Мы все понимаем, что здоровый ребенок может быть только у здоровой матери. В настоящее время большое внимание в современном российском обществе уделяется демографическому спаду в нашей стране, связанному с проблемой рождаемости. В одной из программ Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» была приведена следующая статистика: на одного рождаемого ребенка приходится двое умерших детей, и, как правило, причина этого — состояние здоровья женщин, тех будущих матерей, в настоящее время среди которых и студенты высших учебных заведений.
В последнее время появилось много литературных данных, свидетельствующих о снижении уровня здоровья студентов в процессе обучения. [1, с. 27; 5, с. 55; 6, с. 16] В настоящее время этот процесс неуклонно продолжается. Причины этого плохая организация жизни студентов, несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, вредные привычки и многое другое. [2, с. 48].
В связи с этим в последние годы наше государство решило уделять больше внимание здоровью молодого поколения, но, несмотря на пропаганду средств массовой информации о здоровом образе жизни, многие студенты не имеют представления о широких возможностях различных видов физических упражнений, в частности, связанных с использованием водной среды.
Во всем мире, в нашей стране все большую популярность приобретает аквааэробика. Водная среда создаёт оптимальные условия для выполнения разнообразных и сложных физических упражнений. Тренировки в воде абсолютно безопасны, это связано с тем, что вес человека в воде составляет примерно одну десятую часть от обычного. Поэтому при выполнении упражнений снижаются нагрузки на мышцы и суставы, что практически гарантирует от травм и растяжений. [4, с. 10]
Водная среда и двигательная активность в ней способствует активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата. В результате систематических занятий улучшается деятельность кардиореспираторной, нервной, пищеварительной систем, повышается умственная работоспособность, появляется эффект закаливания. [3, с. 256]
Целью нашего исследованиябыло определение положительного воздействия занятий аквааэробикой на физическое и функциональное состояние девушек в возрасте 17–19 лет. В исследовании приняло участие 25 человек. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45–60 минут. Все студентки проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к посещению бассейна.
Для определения эффективности воздействия занятий у всех девушек регистрировались следующие группы показателей: антропометрические (11 показателей), функциональные (3), физическая подготовленность (10) и эмоционально-психическое состояние (4). Эффект занятий оценивался в виде сравнения средних групповых величин для каждой категории занимающихся в начале и в конце эксперимента с помощью критерия Стъюдента. Для этого все экспериментальные выборки проверялись на их принадлежность к нормальному распределению.
В ходе эксперимента получены следующие результаты.
Таблица 1
Антропометрические показатели
Показатели |
Вес, кг |
Окружность плеча, см |
Окружность талии, см |
Окружность бедра, см |
Окружность живота, см |
|||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
|
53,42 |
52,16 |
24,25 |
24,72 |
68,04 |
66,6 |
92,36 |
90,48 |
73,24 |
69,92 |
t расч |
5,25 |
4,72 |
5,19 |
5,26 |
12,95 |
|||||
По антропометрическим показателям достоверные различия были выявлены по показателям веса и окружности талии, бедер, живота (табл. 1). Динамика отмеченных показателей составила 2,0–4,8 % в, наибольшие сдвиги зарегистрированы по показателю «Окружность живота».
Динамика показателей силовых способностей под влиянием занятий представлена в табл. 2. Анализ полученных данных показал достоверные различия по количеству отжиманий, силовой выносливости мышц ног и кистевой динамометрии. Приведенный материал свидетельствует о том, что разработанная программа занятий водной аэробикой имеет благоприятное воздействие на развитие силовых способностей девушек 17–19 лет.
Сравнительный анализ результатов представил большие величины роста показателя «Сгибания и разгибания рук в упоре лежа» (в три и более раза) и особенно значительный прирост показателя работоспособности в задании «Степ-тест» (25,5 %).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности
Оценка пассивной гибкости плечевых суставов |
Оценка гибкости позвоночного столба, наклоны всторону стоя |
Сгибание разгибание рук вупоре лёжа |
Оценка работоспособности (подъём на скамейку) |
Динамометрия |
|||||||||||
прав |
лев. |
прав. |
лев. |
кол-во раз |
прав. |
лев. |
|||||||||
89 |
86 |
93 |
88 |
24 |
27 |
24 |
26 |
5,68 |
21,16 |
108 |
136 |
22 |
23 |
20 |
21 |
tрасч=4,3 |
4,26 |
55,39 |
8,43 |
29,23 |
16,87 |
4,23 |
3,22 |
||||||||
Мы предполагаем, что причина увеличения работоспособности у девушек заключается в использовании в воде попеременного вовлечения в работу различных мышечных групп, высокой моторной плотности занятий, музыкальной ритмизацией движений, позволяющей выполнять упражнения в определенном темпе, не замечая усталости. Помимо этого, значение имеет влияние специфических условий занятий водной аэробикой, где вода является дополнительным сопротивлением при выполнении движений.
В процессе эксперимента получены изменения показателей функционального состояния организма девушек по результатам пробы Генчи (табл. 3).
Таблица 3
Функциональные показатели
Максимальная задержка дыхания (с) |
Жизненная ёмкость лёгких (л) |
||
43,76 |
55,84 |
2,99 |
3,14 |
t расч=6,54 |
3,35 |
||
В качестве способности девушек переносить кислородный долг нами определялось время задержки дыхания (после глубокого вдоха). В норме задержка дыхания у девушек составляет от 30 до 50 секунд. В нашем исследовании задержка дыхания до начала занятий соответствовала нормативным значениям. После проведения занятий достоверно улучшились результаты.
На основе данных, полученных в результате экспресс-анкетирования в группе девушек и представленных в табл. 4,была выявлена достоверно положительная динамика по показателю физического самочувствия. Положительные сдвиги отмечены по показателям «Настроение» и «Желание тренироваться». Исходя из этого, мы можем предположить, что занятия аквааэробикой благоприятно влияют на эмоционально — психическое состояние девушек.
Таблица 4
Показатели эмоционально-психического состояния
|
Физическое самочувствие |
Настроение |
Удовлетворенность прошедшим днем |
Желание тренироваться |
||||
Медиана |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Перц. 0,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
На основании результатов проведенных занятий были сделаны выводы.
- Определено влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность и физическое здоровье девушек 17–19 лет. Сравнение данных в группе показало, что это в первую очередь обусловлено положительным воздействием водной среды в процессе двигательной активности испытуемых.
- Повышение интереса девушек, применение разработанной программы занятий и методики планирования нагрузки способствовало: достоверному повышению уровня гибкости у девушек 17–19 лет, силовой подготовленности; достоверному изменению показателей физической развития у девушек: снижению веса, уменьшению окружности талии, окружности бедер, окружности живота.
- Установлен положительный эффект занятий аквааэробикой на психо-эмоциональное состояние девушек. Это позволяет рекомендовать подобные занятия в качестве средств психической релаксации и повышения жизненного тонуса.
Мы хотели бы отметить, что организованные занятия водной аэробикой для студенток могут представлять собой весьма эффективное средство их физического воспитания. Положительное влияние при таких занятиях кроме непосредственного воздействия воды оказывают такие факторы, как избирательная двигательная активность на основе разнообразных комплексов упражнений с применением различных предметов и музыкальное сопровождение занятий.
Литература:
- Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 27–32.
- Казакова Н. А. Научно-методические предпосылки оздоровления и физического развития 17–19 летних девушек средствами водной аэробики / Н. А. Казакова // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (5–7 апреля 2004 г): в 3 ч. Ч. 3. — Чайковский, 2004. — С. 48–51.
- Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс. — пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 256 с.
- Насонова Л. Приглашение на акваданс: водная гимнастика для всех / Л. Насонова // Физкультура и спорт. — 1995. — № 6. — С.10.
- Хомская Е. Д. Здоровье студентов как научная проблема физической культура личности студента / Е. Д. Хомская. — М.: МГУ,1991. — С. 55–58.
- Чоговадзе А. В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 15–17.