В настоящее время Федеральная республика Германия входит в число стран, активно реализующих различные инструменты «мягкой силы» с целью укрепления позиций и повышения влияния государства на международной арене. По большей части это предопределено не только тем, что в условиях глобализации «мягкая сила» является наиболее действенным и эффективным средством, нежели традиционные «жесткие» методы осуществления политики, но и историческим прошлым.
Ключевые слова: мягкая сила, гибкая мощь, жесткая сила, Германия, ФРГ, внешняя политика, государство
По завершению Второй мировой войны использование инструментов силового влияния для Германии стало невозможным. Вследствие того, что после войны и падения Третьего Рейха оборонная промышленность ФРГ была полностью ликвидирована, были введены существенные ограничения на использование военных сил, ей не оставалось ничего другого как стать «поборницей» мира, что и стало одним из основных пунктов её внешнеполитической программы.
До сих пор реализация внешнеполитических стратегий, даже косвенно связанных с применением военной силы в интересах ФРГ, неотвратимо влекут за собой обвинения в усилении праворадикальных реваншистских настроений, что, как правило, приводит к негативным последствиям. Все это потенциально приведет к ухудшению отношений с партнёрами по ЕС и другими соседними странами, что крайне нежелательно скажется как на геополитическом весе Германии, так и на ее экономике.
Если в самом начале интеграция в европейские и иные многосторонние структуры для правительства ФРГ имела целью разубедить соседей относительно возможных реваншистских планов, то сегодня, после объединения, Германия начала сама активно работать над поддержанием и укреплением, распространением тех ценностей, что принадлежат Европе, для закрепления своей главенствующей роли в процессе строительства общеевропейского дома.
Лишь с недавнего времени немецкая армия,бундесвер,принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решенияКонституционного суда, допустившего использование вооруженные ФРГ для миротворческихмиссийООН, причём для каждого конкретного случая требуется согласие парламента- бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями и только для самозащиты [3, c. 5]. В этой связи, современная Германия выбрала для себя в качестве наиболее подходящей внешнеполитической стратегии политику по применению так называемой «мягкой силы» — способности побуждать других делать то, что ты хочешь с помощью привлекательности, а не манипуляцией материальными потребностями [2, c. 88].
Поражение Германии во Второй Мировой войне и конец истории немецкого Рейха обусловило долгое восстановление своей репутации на мировой арене, прежде всего за счет реализации культурной дипломатии, декларирования прав человека, а также поддержки плюрализма и многосторонних международных отношений. Разрыв современной Германии с прошлым полностью исключил использования расизма, милитаризма, неприятия парламентской демократии. Очищение германской территории от засоряющих ее инородцев сменилась на привычную в современном обществе политику мультикультурализма. Контролирование и нацификация всех сфер жизни общества более не присуща Германии, так как это противоречит основополагающим принципам демократии, правового и гражданского общества и недопустимо.
После исчезновения блокового противостояния, «холодной войны» и мирного воссоединения двух Германий в политических кругах, в исследовательских и аналитических центрах разгораются дискуссии по поводу возможных последствиях переосмысления своей внешней политики [1, c. 78]. В этой связи федеральному правительству приходится выделять значительные средства и совершенствовать инструменты «мягкой силы» в публичной дипломатии.
На настоящий момент модель «гибкой силы» Германии считается предметом гордости государства, очень часто термин «мягкая сила» присутствует в речах официальных лиц и в немецких СМИ. Об участии культуры в реализации внешнеполитических задач говорил еще канцлер Вилли Брандт, назвав культуру «третьим столпом» внешней политики [8, c. 215].
Модель «мягкой силы» современного немецкого государства представляет собой широкий спектр инструментария политических, экономических и социальных характеристик, которые необходимы для формирования позитивного образа страны на мировой арене. ФРГ располагает большими возможностями для реализации политики «мягкой силы». Неправительственные организации, политические фонды вносят большой вклад в формирование привлекательной внешней политики и распространение немецких политических ценностей. Организации, занимающиеся научным сотрудничеством, программами обмена, способствуют расширению аудитории, изучающей немецкий язык и культуру [9, c. 8].
Тому подтверждение — институт имени Гёте, основанный изначально как педагогический вуз для обучения немецкому языку, получил в 1960 г. в своё распоряжение все государственные федеральные учреждения культуры за рубежом и превратился в основную организацию, занимающуюся продвижением культуры и немецкого языка за рубежом [5, c. 212].
Тем не менее этому мешает неоднозначное историческое прошлое, во первых, единое германское государство появилось лишь в 1871 году, во вторых, именно оно развязало две мировые войны и, в-третьих, став подчиненной, несколько десятилетий было разделено на две страны, что способствовало долгой изоляции Германии от международной политики.
Другой причиной, кроющейся за стремлением руководствоваться методами мягкой силы, и прибегать к национальному брендингу, стал экономический кризис и финансовые трудности, которые повлекли за собой сокращение расходов на оборонную сферу. Принципиально соблюдая культуру военной сдержанности, ФРГ делает ставку на предотвращение кризисов, используя дипломатию, сотрудничество и содействие экономическому развитию [4, c. 187].
Результат, о котором можно говорить уже сейчас — это построение в целом положительного образа Германии на долгосрочную перспективу. Но всё же, даже имея столь отлаженный инструментарий «мягкой силы», коим обладает ФРГ сейчас, преодолеть прошлое — задача тяжелая, требующая значительных финансовых вложений для реализации общественно-политических мероприятий и разнообразных информационных проектов и время. Не смотря на высокую стоимость рекламных проектов концепцию национального брэндинга для германского правительства можно считать оптимальным решением проблем, возникающих у страны в отношениях с международной общественностью.
Германский опыт реализации инструментов «мягкой силы» в рамках государственного брэндинга заключается в централизованном контроле за работой в концептуальном и в финансовом плане. Для достижения поставленных целей ФРГ использует высокие показатели социально-экономической политики, достижения культуры и международный авторитет.
Успехи в реализации политики невоенных методов позволяет Германии лидировать по результатам оценки имиджевого позициирования и «мягкой силы». Согласно результатам исследования Германия год от года занимает лидирующие строчки. Этот показатель иллюстрирует позитивное представление иностранцев о Германии, повышает ее международный статус, увеличивает приток желающих въехать с целью получить образование, профессионально трудоустроится или получить гражданство [6, c. 28].
Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития сегодня Германия приняла в 2015 году почти 1,1 млн. мигрантов. Преимущественно это вынужденная миграция по политическим причинам, однако некоторая доля из них составляет выходцы из Болгарии и Румынии [7].
При этом за «мягкой силой» Германии кроются весьма жёсткие амбиции, так как в рамках Евросоюза Германия вынуждена брать на себя всё большую экономическую и военно-политическую ответственность, постепенно превращаясь из подчинённого субъекта в регионального лидера. ФРГ необходимо проявить максимум такта и изобретательности, чтобы рост её влияния в Европе и мире не спровоцировал нового приступа германофобии. Ведь сегодня от того, как будет заявлять о себе Германия, зависит, каким в ближайшие годы станет Евросоюз: рассыплется ли политически единая Европа окончательно или начнёт консолидироваться на новой основе. Брексит как результат референдума о выходе Великобритании из ЕС позволяет говорить о потере ключевого политического актора на европейском континенте и укреплении позиций Германии.
Литература:
- Бажанов Е.П., Бажанова Н. Е. Международные отношения в XXI веке. М.: Восток-Запад, 2011. 166 с.
- Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 88–99.
- Власов Н. А. Германия в начале XXI века // С-Петербургский университет. 2012. № 12. С. 5.
- Казаринова Д. Б. Феномен «мягкой силы»: стратегии мягкой силы в политике государств — членов двадцатки // Свободная мысль. 2011. № 3. С. 187–200.
- Конюхов Н. И. Мягкая сила в истории Германии: уроки 30-х годов XX века. М.: Перо, 2014. 313 с.
- Ланьшина Т. А. Мягкая сила»Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28–58.
- Отчёт Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев.URL: http://www.bamf.de/cln_092/nn_443728/SharedDocs/Anlagen/DE/Migration/Publikationen/Forschung/WorkingPapers/wp8-merkmale-juedische-zuwanderer,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/wp8-merkmale-juedische-zuwanderer.pdf. (дата обращения 19.07.2016).
- Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2014. 434 с.
- Федулова А. В. Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2010. 15 с.